- И. И. Шишкин – лучшие произведения живописца
- «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872)
- «Рожь» (1878)
- «Лес» (1880-e)
- «Дубовая роща» (1887)
- «Утро в сосновом лесу» (1889)
- «Зима» (1890)
- «На севере диком…» (1891)
- «Сосновый бор» (1895)
- «Корабельная роща» (1898)
- Лица Потолка: Москва, Шишкин лес пос., стр. 40
- Отзывы о работе организации «Лица Потолка» в Москве
- Другие компании из этой категории
И. И. Шишкин – лучшие произведения живописца
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) – один из величайших отечественных пейзажистов, прославившийся своим чувством цвета, любовью к деталям, умением подмечать тончайшие нюансы оттенков и форм. Его заслуженно называли «царём леса» и «певцом природы», ведь именно на произведениях этого художника рощи, степи, долины и реки предстают во всём неброском великолепии. В нашей статье собраны фото с названиями и рассказами о самых известных картинах мастера!
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872)
1870-е гг. были важным периодом в жизни живописца – он примкнул к Санкт-Петербургскому кружку аквафортистов (умельцев, которые делали гравюры кислотой по металлу), участвовал в многочисленных выставках, общался с коллегами и меценатами, а в 1873 г. Императорская академия художеств присвоила И. Шишкину звание профессора.
Среди лучших работ мастера в те годы – и это полотно, где показан величественный лес. Заросли гигантских сосен (для корабельных мачт нужны стволы высотой в 50-70 м) расступаются на переднем плане, открывая каменистые склоны и дно неглубокого ручья. Его тёмная, железистая вода покрыта рябью, на которой золотыми блестками играют солнечные лучи. Облака, на фоне которых виден силуэт одинокой птицы, листья и хвоя деревьев, их кора и корни, трава, песок и валуны – все детали прописаны одинаково подробно и достоверно.
Картина размером 120*165,5 см экспонировалась на конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Критик В. В. Стасов назвал её «пейзажем для богатырей», а живописец И. Н. Крамской – «замечательнейшим произведением русской школы». Впоследствии панно купил коллекционер предметов искусства П. М. Третьяков.
Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Холст, масло. 120*165,5 см. Третьяковская галерея, Москва
«Рожь» (1878)
Живописец родился в небольшом городке Елабуга – одном из старейших поселений республики Татарстан. С самого детства мальчик любовался великолепными ландшафтами, расстилавшимися вокруг – вековыми деревьями, чьи раскидистые ветви дарили прохладу в жаркий полдень, живописными склонами рек Камы и Тоймы, плодородными нивами. Одно из таких полей он и запечатлел на этом панно!
Полотно было одним из центральных экспонатов IV передвижной выставки, которая прошла в 1878 г. Сразу же после этого его приобрёл коллекционер предметов искусства П. М. Третьяков.
Любуясь пейзажем, зритель прежде всего отмечает могучие сосны на заднем плане – мастер тщательно выписал их густые кроны, причудливо искривлённые, узловатые стволы, гордо вознесённые ввысь верхушки. Под ними волнуется золотой ковёр ржи – ещё несколько дней, и налитые колосья склонятся под серпами жнецов, но пока что они мирно шелестят под солнечными лучами. Впрочем, яркий свет вот-вот сменится грозовым полумраком – на горизонте уже громоздятся тяжёлые тучи. Художник воссоздал предчувствие близкой бури, когда вокруг царит напряжённая тишина и безветрие. Над полузаросшей просёлочной дорогой мелькают быстрые ласточки – их тени чёрными росчерками ложатся на травы и цветы.
С панорамой ликующей жизни контрастирует засохшее дерево на заднем плане. Одни исследователи утверждают, что таким образом мастер попытался разнообразить композицию, другие же уверены, что рисунок символизирует переживания Шишкина – в 1873 г. умер его старший сын Владимир, в 1874 г. – жена Евгения, а в 1785 г. – двухлетний малыш Константин.
Картина «Рожь». Холст, масло. 107*187 см. Третьяковская галерея, Москва
«Лес» (1880-e)
Все картины Шишкина отличаются подробнейшей проработкой – кажется, будто пейзаж вот-вот оживёт. Добиться подобной достоверности помогали многочисленные эскизы – всего живописец создал более 10 тыс. рисунков карандашом, углём, сангиной (особым материалом из каолина и оксида железа). Художник делал наброски к каждому полотну, и это не стало исключением!
Панно размером 83*110 см выполнено на холсте масляными красками. Живописец запечатлел укромный уголок заповедного леса – небольшая опушка, освещённая ласковыми полуденным Солнцем, контрастирует с непроглядной чащей на заднем плане. Старые ели раскидывают огромные, мохнатые лапы, топорщащиеся мелкими иголками, вдали высятся корабельные сосны и белеют тонкие стволы берёз. На земле, покрытой мягким ковром из трав и мха, видны поросшие лишайником древесные стволы – остаётся лишь гадать, свалил ли их ветер или топор в руках лесоруба.
Картина «Лес». Холст, масло. 83*110 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
«Дубовая роща» (1887)
Над этим масштабным полотном (125*193 см) Иван Иванович Шишкин трудился почти три десятилетия, вложив в него весь накопленный опыт. И, хотя художник писал не с натуры – он основывался на уже имеющихся этюдах, создавая собирательный образ – роща выглядит невероятно живой и достоверной. Узор из мелких мазков складывается в объёмную, красочную картину, куда так и хочется войти.
Изображенным дубам явно исполнилась не одна сотня лет – их кора покрылась неровностями и трещинами, а некоторые ветви засохли, но, несмотря на это, деревья остаются пышными и зелёными. Растения у их корней переливаются изумрудными, оливковыми, салатовыми тонами, а кое-где из переплетения стеблей выступают огромные гранитные валуны. Но лучше всего мастеру удалось передать игру света и теней – лёгкие блики трепещут среди листвы, мерцают на морщинистых стволах, плавно скользят по земле.
Сейчас панно хранится в Киевском музее русского искусства.
Картина «Дубовая роща». Холст, масло. 125*193 см. Киевский музей русского искусства
«Утро в сосновом лесу» (1889)
Эта картина, выполненная в жанре реализма, обязана своей известностью не только манере исполнения, но и собственной необычной истории. Прежде всего, у неё два автора: художник Шишкин написал пейзаж бора, подёрнутого зыбким предрассветным маревом тумана, а его друг, Константин Аполлонович Савицкий, изобразил трёх медвежат, весело играющих под присмотром мамы-медведицы. Однако П. М. Третьяков, купивший произведение, был убеждён, что большую часть работы выполнил именно Иван Иванович. Сходное мнение высказывали и другие критики – они даже утверждали, что без зверей панорама заповедного леса смотрелась бы куда эффектнее. Поэтому меценат стёр с полотна подпись второго живописца.
А в конце ХІХ ст. панно превратилось в знаменитый арт-объект – его поместили на обёртку конфет «Мишка Косолапый», которые выпускала фабрика «Эйнем». Не исчезли сладости и после Октябрьской Социалистической революции – их продолжили делать на производстве, переименованном в «Красный Октябрь».
На данный момент шедевр содержится в отдельном зале Третьяковской галереи. Такой способ хранения выбран из-за его крупных размеров – 139*213 см.
Картина «Утро в сосновом лесу». Холст, масло. 139*213 см. Третьяковская галерея, Москва
«Зима» (1890)
И. И. Шишкин всегда мечтал создать цикл работ, посвящённых временам года, и открывает его эта картина (126*204 см), экспонирующаяся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. На первый взгляд она кажется строгой, спокойной, почти графичной, но стоит всмотреться пристальнее – и Вы откроете удивительное разнообразие красок и форм, почувствуете умиротворение снежного дня, его торжественную красоту.
Поляна на переднем плане усеяна сломанными бурей стволами и сучьями. Уцелело только несколько небольших ёлочек – их хвоя, как и ветви кустов, покрыты сверкающими кристаллами инея. Вдали растут высокие сосны, чья кора переливается терракотовыми и рыжеватыми тонами. Весь ландшафт подёрнут лёгкой розоватой дымкой закатных лучей. Однако главным достоинством полотна является рельефно выписанный снежный покров – мастер сумел показать его рыхлую поверхность, испещрённую ямками и холмиками.
Картина «Зима». Холст, масло. 126*204 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
«На севере диком…» (1891)
Зрелый период в творчестве живописца (1880-1898 гг.) ознаменовался не только расцветов его талантами, но и потерями в личной жизни. В 1881 г. умерла его вторая супруга Ольга, а дочь Лидия переехала к мужу в усадьбу Мери-Хови (Финляндия). Именно там И. Шишкин создал этот зимний пейзаж (161*118 см), сейчас находящийся в Национальном музее «Киевская картинная галерея».
Данное произведение изначально задумывалось как иллюстрация к полному собранию сочинений поэта М. Ю. Лермонтова, выпущенного к пятидесятилетию его гибели. И описание картины в полной мере передаёт посыл одноименного стихотворения. Одинокая, растущая на голой скале сосна отважно сражается с ветрами и морозами, не сгибаясь под ударами стихии. На фоне отвесных обрывов, острых пиков и головокружительных вершин дерево в своём наряде из мельчайших льдинок выглядит почти изящным – оно словно бы грезит о радостном, благодатном мире, где можно встретить такую же неприкаянную душу.
На Севере диком…Холст, масло. 161*118 см. Национальный музей русского искусства, Киев
«Сосновый бор» (1895)
Цель художника, о которой он неоднократно писал друзьям – чтобы «с холстов взглянула вся природа, живая и одухотворённая!». Для подобного эффекта Шишкин постоянно изобретал всё новые и новые приёмы письма – многие из них использованы в этом реалистичном панно (128*195 см). Так, передний план создан с помощью небольших, гладких мазков, тона которых плавно перетекают друг в друга, а вот деревья вдали изображены широкими, размашистыми движениями кисти. Шероховатый слой краски имитирует текстуру коры, листвы, дерна, пыли на утоптанной дороге.
Не менее тщательно продумана и композиция. Рисунок уравновешивают два высоких симметричных ствола – их прямые линии визуально удлиняют горизонтальное полотно. Широкое лазурно-синее небо, по которому неторопливо проплывают белоснежные облака, так же сбалансировано свободным пространством внизу картины.
Картина «Сосновый бор». Холст, масло. 128*195 см.
Дальневосточный художественный музей. Хабаровск
«Корабельная роща» (1898)
Это произведение называют своеобразным «художественным завещанием» Ивана Ивановича Шишкина, ведь мастер завершил его незадолго до собственной смерти, пользуясь натурными этюдами, сделанными в Прикамье (Пермский край и Удмуртская республика). Поэтому картина стала настоящей квинтэссенцией живописной философии – в ней нет ничего избыточного либо лишнего, изображение, где любовно выписан каждый стебель и веточка, смотрится цельным и единым. Огромные сосны, которым исполнилось 80-100 лет, залиты солнечным светом, но постепенно это радостное сияние гаснет, сменяясь вечным лесным сумраком. Присутствуют на панно и следы деятельности человека – покосившаяся ограда из прутьев, преграждающая ручей.
Купить картину, продемонстрированную на XXVI передвижной выставке, желали многие меценаты. В итоге право на полотно 165*252 см одержал Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Картина «Корабельная роща». Холст, масло. 165*252 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Популярные товары |
Источник
Лица Потолка: Москва, Шишкин лес пос., стр. 40
Отзывы о работе организации «Лица Потолка» в Москве
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете свое Согласие на обработку персональных данных.
Другие компании из этой категории
В современных экономических реалиях брать деньги взаймы стало совсем обычным делом. На ремонт, на строительство, на создание или расширение бизнеса.
Аренда складов и ответственное хранение — это решение, которое все чаще используется различными российскими компаниями, направленное на улучшение логистики и минимизацию затрат, связанных с хранением и подготовкой товаров к отправке. В этой статье мы объясняем, откуда взялась их популярность.
Редакция нашего сайта с большим уважением относится к компании «Яндекс». У нашей главной IT-компании в России много отличных продуктов, на которые есть большой спрос, и которыми пользуются сотни тысяч людей ежедневно. Но один из молодых, «экспериментальных» проектов — Яндекс.Дзен — вызывает.
Источник