Его считали безумцем: зачем итальянский художник рисовал странные портреты из овощей
Огурец в качестве носа, рыбий хвост вместо бороды и цветы вместо глаз — это все не поделки для детского сада, это картины итальянского художника, который жил в эпоху Ренессанса. Так зачем же он писал такие странные портреты?
Работы Арчимбольдо выглядят весьма странно на фоне шедевров Микеланджело или да Винчи. Достаточно вспомнить идеального витрувианского человека Леонардо (кстати, о том, какие тайны хранит этот рисунок и почему он так важен, мы рассказывали в другом материале), и странные портреты из овощей, где нос — картошка, а вместо щек — яблоки, покажутся абсурдными. Однако именно этими работами запомнился Арчимбольдо, но почему он их рисовал, до сих пор остается загадкой, которую не могут отгадать. Эти картины полюбились многим последующим поколениям художников, а еще психологам, которые используют их в своей терапии.
Джузеппе Арчимбольдо жил в XVI веке и был придворным живописцем. Фактически он был обычным художником, каких было немало в эпоху Возрождения: еще ребенком он расписывал с отцом храмы, создавал витражи и гобелены. Благодаря таланту он быстро прославился, и вскоре его пригласили ко двору Максимилиана II в Вену, где он продолжил карьеру художника. Как и все придворные живописцы, он рисовал портреты императорской семьи, делал картины для двора, создавал зарисовки императорских музеев. Вот, например, одна из его известных работ.
Но со множеством классических полотен Арчимбольдо рисовал и какое-то безумие: он изображал людей, чьи лица были старательно выложены совершенно разными предметами. И эти картины совершенно удивительны, ведь издалека на них действительно виден человек, а иногда весьма известный. Но стоит присмотреться или подойти поближе, то на портретах можно увидеть овощи, фрукты, убитую дичь, гору книг или шкурки животных. Согласитесь, самый странный и необъяснимый, на первый взгляд, набор вещей?
При этом Джузеппе Арчимбольдо не оставил никаких записей о себе и о своем творчестве. По какой причине он рисовал подобные портреты, по всей видимости, останется загадкой навсегда. Но его картины полюбились сюрреалистам, а искусствоведы ХХ века вообще называют его дедушкой сюрреализма.
Однако это на первый взгляд картины были весьма странные, в некоторых можно уловить связь и логику. Например, ниже картина называется «Библиотекарь», и в ней все связано с книжной культурой того времени. Помимо книг тут есть занавески, которыми отделяли в библиотеках территории, создавая комнаты. Борода героя выложена из хвостов животных: их использовали в качестве тряпок для пыли. Правда, смысловая нагрузка портрета разнится, и не все видят в этой картине статного библиотекаря. Вероятно, это карикатура на богатых людей, собирающих собственные библиотеки, но никогда не читающих.
Контекст можно увидеть и в других портретах: например, ниже картина «Повар», которая выглядит как блюдо с обильными яствами. Но если ее перевернуть, то вполне можно увидеть лицо человека.
У Арчимбольдо были и другие картины-перевертыши, например, «Голова и корзина с фруктами». С одной стороны это натюрморт, выполненный весьма искусно, с другой стороны это портрет человека.
Какие-то портреты откровенно высмеивали человеческую сущность, деятельность и профессии, например, вот так Арчимбольдо представлял юриста.
Эти полотна были странными, и некоторые современники Арчимбольдо считали его сумасшедшим. Кстати, к болезням ума он действительно имеет кое-какое отношение, ведь современные психологи иногда используют его картины в терапии. Так, человек, у которого есть поражения в головном мозге, может видеть лишь локальные изображения, а не картину целиком.
Но у искусствоведов есть свое объяснение этим безумным арчимбольдескам: итальянец просто увлекался загадками и головоломками, как и многие деятели Ренессанса, а значит его каламбуры вполне соответствовали моде той эпохи.
Но, конечно, больше всего тайн хранит творчество Леонардо да Винчи: например, мы рассказывали, что художник писал зеркально, и этому есть несколько объяснений.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене — там еще больше интересного и полезного о путешествиях, странах и людях.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Источник
Съедобные «лица»: оригинальный фуд-арт
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вдохновляясь картинами итальянского живописца Джузеппе Арчимбольдо, «составлявшего» портреты людей из фруктов и овощей, американская фотограф и фуд-стилист решили создать свою серию «съедобных» лиц. Получилось весьма оригинально.
Фотограф из Бруклина (Нью-Йорк) Эмили Драйден ( Emily Dryden ) и стилист из Пуэрто-Рико Zahydé Pietri реализовали серию фуд-арта под названием « Fresh Faces » («Свежие лица»). Из обычных овощей и фруктов они создали «лица», каждое из которых передает свой характер.
Была проделана сложная работа. Для каждого образа тщательно подбиралась соответствующая цветовая гамма. Как отмечают сами авторы проекта, каждый портрет призван подчеркнуть разнообразие лиц на всем земном шаре.
Творчестве Джузеппе Арчимбольдо было настолько оригинальным, что его очень любят копировать не только художники, но и скульпторы. Филипп Хаас создал целую инсталляцию, в которой воспроизвел знаменитые портреты в виде скульптур.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
По следам Арчимбольдо: «плодово-ягодные» фотопортреты
Дело Джузеппе Арчимбольдо, который в XVI веке рисовал « мозаичные» лица из фруктов , овощей и цветов , оказывается , по-прежнему живо. Правда последователь итальянского художника Клаус Энрике ( Klaus Enrique) создает свои портреты в немного иной форме: вместо холста и красок в его распоряжении фотокамера и много , очень много живых цветов и плодов , из которых нужно « собрать» лицо до того , как они начнут вянуть.
Конечно , Джузеппе Арчимбольдо , который появился на свет задолго до изобретения фотографии , тоже приходилось непросто. Согласно легенде , во время жизни в Праге художник ранним утром приходил на рынок и скупал огромное количество цветов , овощей и фруктов , чтобы получить как можно больше материала для своих будущих работ.
Но если Арчимбольдо мог делать предварительные наброски и уже на их основе писать портреты , то Клаусу Энрике приходится работать максимально быстро и только с тем , что есть под рукой.
Клаус Энрике , скульптор и фотограф с немецко-мексиканскими корнями — весьма неординарная личность. Он родился и вырос в Мехико , изучал генетику в Университете Ноттингема , получил степень в нью-йоркской бизнес школе и работал IT-консультантом. А однажды Клаус Энрике решил заняться фотографией , и всего один снимок подсказал ему идею и положил начало многолетней серии.
Клаус Энрике говорит: «Когда я фотографировал человеческий глаз , выглядывающий из-под сотен листьев , мне пришло в голову , что я мог бы использовать листья для создания портретов или масок. Я начал исследовать , что создавали другие художники в этом направлении , и обнаружил , что , конечно , кто-то уже делал что-то подобное. В данном случае это был Джузеппе Арчимбольдо более 400 лет назад».
« Я решил воссоздать работу Арчимбольдо и , в конце концов , создать собственные образы , на которые меня вдохновили его картины. Вначале я видел , как работа обретает форму , и это очень обнадеживало. Но когда дело продвигалось дальше , я начинал замечать несоответствия. Дело в том , что предметы на картинах Арчимбольдо пропорционально правильны , но каждый из этих предметов воображаем. Например , на одной из его картин нос — это маленькая груша идеальной формы. Подобрать что-то похожее не получилось , и я заменил грушу маленьким бататом».
Источник