Литературоведческий анализ стихотворения рождественского веранда

Содержание
  1. Олимпиадное задание по литературе для 7 класса олимпиадные задания по литературе (7 класс) на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. Прочитайте стихотворение всеволода рождественского «веранда». каким видит поэт мир вокруг себя? оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами анализа. при работе можете опираться на следующие вопросы. а) как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? каким он видит мир вокруг себя? как создается образ мира и героя в произведении? б) составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя? в) проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов. г) какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики? всеволод рождественский веранда просторная веранда. луг покатый. гамак в саду. шиповник. бузина. расчерченный на ромбы и квадраты, мир разноцветный виден из окна. вот посмотри — неповторимо новы обычные явленья естества: синеет сад, деревья все лиловы, лазурная шевелится трава. смени квадрат — всё станет ярко-красным: жасмин, калитка, лужи от как этим превращениям всевластным не верить, гамму красок проходя? позеленели и пруда затоныи выцветшие ставни чердака. над кленами всё так же неуклонно зелёные проходят облака. красиво? да. но на одно мгновенье. здесь постоянству места не дано. да и к чему все эти превращенья? мир прост и честен. распахни окно! пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий, пусть мир порвет иллюзий невода в своем непререкаемом обличьи такой, как есть, каким он был всегда!
  6. Ответы
  7. Прочитайте стихотворение всеволода рождественского «веранда». каким видит поэт мир вокруг себя? оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами анализа. при работе можете опираться на следующие вопросы. а) как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? каким он видит мир вокруг себя? как создается образ мира и героя в произведении? б) составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя? в) проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов. г) какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики? всеволод рождественский веранда просторная веранда. луг покатый. гамак в саду. шиповник. бузина. расчерченный на ромбы и квадраты, мир разноцветный виден из окна. вот посмотри — неповторимо новы обычные явленья естества: синеет сад, деревья все лиловы, лазурная шевелится трава. смени квадрат — всё станет ярко-красным: жасмин, калитка, лужи от как этим превращениям всевластным не верить, гамму красок проходя? позеленели и пруда затоныи выцветшие ставни чердака. над кленами всё так же неуклонно зелёные проходят облака. красиво? да. но на одно мгновенье. здесь постоянству места не дано. да и к чему все эти превращенья? мир прост и честен. распахни окно! пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий, пусть мир порвет иллюзий невода в своем непререкаемом обличьи такой, как есть, каким он был всегда!
  8. Ответы
  9. Урок — исследование «Книги в нашей жизни. «

Олимпиадное задание по литературе для 7 класса
олимпиадные задания по литературе (7 класс) на тему

Анализ поэтического текста по вопросам

Скачать:

Вложение Размер
olimpiadnoe_zadanie_po_literature_7_klass.docx 14.53 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте стихотворение Всеволода Рождественского «Веранда». Каким видит поэт мир вокруг себя? Оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами литературоведческого анализа. При работе можете опираться на следующие вопросы.

а) Как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? Каким он видит мир вокруг себя? Как создается образ мира и героя в произведении?

б) Составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?

в) Проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов.

г) Какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?

Просторная веранда. Луг покатый.

Гамак в саду. Шиповник. Бузина.

Расчерченный на ромбы и квадраты,

Мир разноцветный виден из окна.

Вот посмотри — неповторимо новы

Обычные явленья естества:

Синеет сад, деревья все лиловы,

Лазурная шевелится трава.

Смени квадрат — всё станет ярко-красным:

Жасмин, калитка, лужи от дождя.

Как этим превращениям всевластным

Не верить, гамму красок проходя?

Позеленели и пруда затоны

И выцветшие ставни чердака.

Над кленами всё так же неуклонно

Зелёные проходят облака.

Красиво? Да. Но на одно мгновенье.

Здесь постоянству места не дано.

Да и к чему все эти превращенья?

Мир прост и честен. Распахни окно!

Пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий,

Пусть мир порвет иллюзий невода

В своем непререкаемом обличьи

Такой, как есть, каким он был всегда!

Стихотворение Всеволода Рождественского называется «Веранда». Лирический герой стихотворения находится на просторной веранде и из окна наблюдает за теми предметами( луг,гамак в саду, шиповник , бузина), которые он видит. Вид из окна настолько удивил его, что простые обыденные слова у поэта от строки к строке перерастают в нечто большее -в огромный простой и честный разноцветный мир. В этом изображении передаётся и чувство восхищения красотой мира и мысль о его вечности. Начало стихотворения динамично. Передаётся динамика в первых 2 строках с помощью пяти назывных предложений. (Просторная веранда. Луг покатый. Гамак в саду. Шиповник. Бузина.)При помощи эпитета «лазурная трава», метафоры «Пусть мир порвет иллюзий невода» , олицетворения «проходят облака», анафоры (Пусть-пусть) подчёркивается величие красоты мира.

Рассмотрим фонетическую организацию звука в произведении. Аллитерация звуков р, л ,г, к помогает выделить главное и понять глубже мысль поэта об открытии в повседневном красоты мира. Ритмичное звучание стиху придаёт и женская рифма. Произведение написано ямбом. Наиболее выразительной является последняя строфа, которая состоит из 8 строк. Начинается она с вопроса -ответа. Заканчивается стихотворение жизнеутверждающим призывом:

Пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий,

Пусть мир порвет иллюзий невода

В своем непререкаемом обличьи

Такой, как есть, каким он был всегда!

Так поэт мгновенно смог перенести нас от увиденной картины к тому, что для человека важнее всего понять, что такое мир и каким он должен быть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде.

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса.

Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами.

Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами.

даны вопросы на знание текстов произведений, фактов из биографий писателей, по теории литературы.

Олимпиадные задания по литературе для подготовки учащихся 11 класса.

Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/11/17/olimpiadnoe-zadanie-po-literature-dlya-7-klassa

Прочитайте стихотворение всеволода рождественского «веранда». каким видит поэт мир вокруг себя? оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами анализа. при работе можете опираться на следующие вопросы.
а) как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? каким он видит мир вокруг себя? как создается образ мира и героя в произведении?
б) составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?
в) проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов.
г) какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?
всеволод рождественский веранда
просторная веранда. луг покатый.
гамак в саду. шиповник. бузина.
расчерченный на ромбы и квадраты,
мир разноцветный виден из окна.
вот посмотри — неповторимо новы
обычные явленья естества:
синеет сад, деревья все лиловы,
лазурная шевелится трава.
смени квадрат — всё станет ярко-красным:
жасмин, калитка, лужи от
как этим превращениям всевластным
не верить, гамму красок проходя?
позеленели и пруда затоныи выцветшие ставни чердака.
над кленами всё так же неуклонно
зелёные проходят облака.
красиво? да. но на одно мгновенье.
здесь постоянству места не дано.
да и к чему все эти превращенья?
мир прост и честен. распахни окно!
пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий,
пусть мир порвет иллюзий невода
в своем непререкаемом обличьи
такой, как есть, каким он был всегда!

Ответы

решил ознакомиться с творчеством одного из моих любимых писателей василя быкова в малом жанре – рассказе.

вашему вниманию предлагаю отзывы на два рассказа писателя на военную тему, каждому из которых я небольшую характеристику. в течение двадцати пяти лет мужчина, слегка помешавшийся рассудком во время войны, выходил на берег реки с охапкой хвороста, чтобы ночью зажечь костёр. окружающие люди знали о его трагедии и всячески поддерживали его в этом нелёгком занятии, которому он отдавал все свои силы. а вот для чего он это всё делал, вы узнаете, прочитав этот небольшой рассказ…

“місце для дракона” аналіз

автор – юрій винничук

жанр – повість-казка (у творі багато вигадки, але події відбуваються протягом тривалого часу)

тема – розповідь про незвичайного дракона грицька, який мріє не руйнувати та нищити, а творити та милуватися красою світу.

головна думка – ” якщо зла не буде, то звідки добро пізнаєш? ”

ідея – звеличення благородства, самопожертви, людяності, які перемагають зраду, жорстокі закони і

Источник статьи: http://0tvet.com/literatura/question33180576

Прочитайте стихотворение всеволода рождественского «веранда». каким видит поэт мир вокруг себя? оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами анализа. при работе можете опираться на следующие вопросы.
а) как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? каким он видит мир вокруг себя? как создается образ мира и героя в произведении?
б) составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?
в) проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов.
г) какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?
всеволод рождественский веранда
просторная веранда. луг покатый.
гамак в саду. шиповник. бузина.
расчерченный на ромбы и квадраты,
мир разноцветный виден из окна.
вот посмотри — неповторимо новы
обычные явленья естества:
синеет сад, деревья все лиловы,
лазурная шевелится трава.
смени квадрат — всё станет ярко-красным:
жасмин, калитка, лужи от
как этим превращениям всевластным
не верить, гамму красок проходя?
позеленели и пруда затоныи выцветшие ставни чердака.
над кленами всё так же неуклонно
зелёные проходят облака.
красиво? да. но на одно мгновенье.
здесь постоянству места не дано.
да и к чему все эти превращенья?
мир прост и честен. распахни окно!
пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий,
пусть мир порвет иллюзий невода
в своем непререкаемом обличьи
такой, как есть, каким он был всегда!

Ответы

одна из лучших новелл грина.

«крысолов замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом петербурге-петрограде, колдовском городе пушкина, гоголя, достоевского, » (вера панова)

реалистическое описание «революционного» полупустого петрограда органично переходит в мифическую битву крысолова и освободителя (гигантской заморской крысы). главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой девушки. когда он, наконец, попадает к крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой книги эрт эртруса «кладовая крысиного короля»: «коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума. оно также обладает тайнами подземелий, где прячется. в его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступаюшие человеку, — как его полный, хотя и не настоящий образ. крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. они крадут и с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей.

— но довольно читать, — сказал крысолов, — и вы, конечно, догадываетесь, почему я перевел именно это место».

я на северном полюсе здесь холодно а весь дрожу потому что на северном полюсе холодно

Источник статьи: http://0tvet.com/literatura/question33180649

Урок — исследование «Книги в нашей жизни. «

Подойдёт и взрослым и детям

МКОУ СОШ п.Красноармеец

Методическая разработка урока

по литературе в 7 классе

« Книги в нашей жизни…»

( по стихотворению В.А.Рождественского

Подготовила: Паначёва Н.И.

учитель русского языка и литературы первой категории

«Книги в нашей жизни…»

2.Вступительное слово учителя:

На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она.

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь

НЕ выходя из комнаты своей,

Лишь стоит книгу в руки взять,

Наедине оставшись с ней.

Проблема в том, что всё реже и реже дети остаются наедине с книгой…

Ребята, как вы думаете, каково значение книги, несмотря на то, что XXI век, и востребованы информационно-коммуникативные технологии?

(…из книг можно узнать много интересного и полезного; с ней интересно коротать время, поездки становятся увлекательней с элекронной книгой, по-настоящему грамотным можно стать только благодаря книге..)

— Давайте узнаем мнение нашего библиотекаря. Пожалуйста, Маргарита Викторовна, ..

«Твой друг – книга» — тема нашего мероприятия сегодня.

Вы уже прочитали много книг, среди которых были научно-популярные книги, рассказывающие о растениях, животных, об исторических событиях и научных открытиях… (показывает примеры книг). Вы работали со словарями и справочниками (показывает примеры книг). Но чаще вы встречались с книгами художественными, герои и события которых заставляли вас плакать и смеяться, любить и ненавидеть, разделять мысли и чувства их создателей – художников слова (показывает примеры книг).

Чтобы книги долго жили, их нужно правильно хранить, заботиться о них и не портить. Как это делать, смотрите на выставке (показывает размещение на выставке материала)

(см. Приложение 2)

Говорят, что человек, много читавший, прожил 3 жизни. Он побывал у всех, во всех временах, в различных обстоятельствах жизни. Книги делают нас мудрыми. (ведущий раздаёт иллюстрации)

(см. приложение 3)

Как вы думаете, что хотел нам сказать художник?

Книга становится понятней и интересней нам тогда, когда мы вникаем во все мелочи, читаем внимательно, т.к. главное кроется в мелочах. А такое внимательное чтение возможно только тогда, когда вы читали с удовольствием.

Об этом говорил и К.Г. Паустовский

(ведущий читает слова с выставки)

(см. Приложение 4)

Многие известные люди с любовью отзывались о книге

(ведущий читает некоторые высказывания с выставки).

А сколько пословиц создал русский народ о книге! Вот некоторые из них…

(читает примеры с выставки)

(См. Приложение 5)

— Ребята. Кто к уроку подготовил пословицы, поговорки. загадки .

( ИОЗ Игитова Анна…)

4. Тема нашего урока- исследования …( Записи в тетради…) «Книги в нашей жизни…» по лирике

Всеволода Александровича Рождественского « Над книгой»

Книги просвещают душу,

поднимают и укрепляют человека,

пробуждают в нём лучшие стремления,

острят его ум и смягчают сердце.

Цель: познакомить с творчеством Всеволода Рождественского;

продолжить работу над анализом стихотворения, используя план и словарь терминов;

воспитывать любовь к фантастике как роду литературы.

. На доске портрет поэта…

5. ИОЗ Слово об авторе ( Буркова Аня)…

6.ИОЗ Выразительное чтение наизусть стихотворения «Над книгой»…( Мальцева Таня и Цыпышев Егор)…

. Внимательно слушаем, следим по тексту, вдумываемся в смысл стихотворения, так как нам предстоит практическая самостоятельная работа…Необходимо объяснить непонятные слова и выражения…

Новые непонятные слова и выражения

Гаттерас, Грант(капитаны кораблей из книг Жюля Верна)

Сталактиты-греч . Отложения в пещерах в виде сосулек, отложения карбоната кальция..)

Секстант –угломерный инструмент для геодезических и астрономических наблюдений.

«Наутилус»- в данном тексте призрак затонувших кораблей(подробную информацию можно найти в интернете рубрика «Океанология»)

Коралловые рифы- подводные морские скалы, опасны для кораблей)

Леса Ориноко ( тропические леса у индейцев,это Центральная Южная Америка

Озеро Чад ( Центральная Африка:

Бессточное реликтовое озеро, самый большой водоём )

Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье.

. 7.Вам понравилось содержание стихотворения. ( рефлексия…)

Мы с вами, действительно совершили путешествие в мир приключений…

8. Задание на дом : прочитать избр.главы Сента Экзюпери «Маленький принц»; краткий отзыв о прочитанном;

ИОЗ Михайлов Илья ( Слово об авторе)

9. Прослушайте примерный образец анализа стихотворения «Веранда» В.Рождественского…

10.Самостоятельная работа(7 — 10минут) –анализ стихотворения «Над книгой» ( используя план, словарь настроений, словарь терминов(см.Приложение 6)

11. Подведём итоги урока…. Проверка см.работы( на отметку по желанию обучающихся…)

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-issledovanie-knigi-v-nashey-zhizni-1043264.html

Читайте также:  Как построить деревянную веранду проекты
Оцените статью