Сценарий театрализованной постановки по сказке «Заюшкина избушка»
Маски: собака, волк, лиса, медведь, петух, заяц. Костюм Сказочницы. Макеты деревьев, кустов, избушек зайца и лисы, коса.
Действующие лица и исполнители.
Взрослые: Сказочница.
Дети: лиса, заяц, собака, волк, медведь, петух.
(Звучит музыкальная тема «В гостях у сказки»)
Сказочница:
Она была в лесу под ёлкой
Корзиночка — то не простая,
Сказка в корзиночке живёт,
1) Маленький, пушистенький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык (Заяц)
2) Хитрая плутовка зайчиков пугает, хвостиком пушистым следы заметает! (Лиса)
3) Зимой спит, а летом ульи ворошит (Медведь)
4) С хозяином дружит, дом сторожит, спит под крылечком, хвост колечком (Собака)
5) Хвост с узорами, сапоги со шпорами, рано-рано по утру он кричит ку-ка-ре-ку! (Петух)
Сказочница: Молодцы, всех отгадали. Сегодня мы с ребятами вам расскажем и покажем русскую народную сказку про зайчишку-трусишку, и про хитрую лису, и про избушку их в лесу. Ну что, готовы посмотреть? Тогда усаживайтесь поудобнее, сказка начинается.
На лесной опушке, в лубяной избушке,
Жил был Зайка, длинные ушки.
А на другой опушке в ледяной избушке,
Жила Лисонька- Лиса, всему лесу краса.
Сказочница: Но вот пришла весна — красна, лес встрепенулся ото сна. Птички весело запели, и сосульки зазвенели.
Лиса : Ой, беда, беда, беда, растаял снег, кругом вода.
От ледяной избушки, остались только лужи. (хватается за голову)
Сказочница:
И пошла Лиса по лесу новый дом себе искать.
И вдруг видит на опушке стоит какая-то избушка,
А избушка не простая, была избушка лубяная.
Подошла лиса к избушке, навострила свои ушки.
Лиса: Ой, пустите вы меня, обогреться у огня! Зайчик, милый, помоги! Ты лису не прогони! Чайку с малиною попьем, песню веселую споем!
Заяц: Проходи, Лисичка! Проходи Сестричка!
Песни очень я люблю, с удовольствием спою.
Сказочница :
Обсохла Лиса, отогрелась, чаю напилась, сладко наелась.
И стала Зайку притеснять, стала из избушки Зайку выгонять.
Лиса: А ну, заяц, уходи! Не хочу с тобою жить.
Я хочу одна тут быть! Вкусно есть и сладко пить!
Выскочил Заяц из избы, рыдает. А куда идти, не знает.
Сел на пенек и плачет: Мимо него бежала Собачка (выбегает собака) Увидела его и спрашивает:
Собака : Гав-гав-гав! О чём ты плачешь? Почему, дружок, не скачешь? Расскажи мне, сделай милость, что с тобою приключилось?
Заяц: Как, Собачка, мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла, она ко мне переночевать попросилась, да и выгнала.
Собака: Не плачь, зайка, я тебе помогу! Накажу лису-плутовку, прогоню ее воровку! (берутся за руки и подходят к домику).
Сказочница: И пошла Собака Зайке помогать, хитрую Лисицу из избушки гнать.
Собака : Гав! Гав! Гав! Ну-ка вон, Лиса, ступай! Зайке дом освобождай!
Лиса : Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам! Уходи, собака, отсюда, а то будет тебе худо!
Собака : Ох, и грозная лисица, а ведь может всё случиться.
Побегу скорей домой, чтоб остаться мне живой! (убегает)
Сказочница:
Испугалась собака лисы и помчалась за кусты. За овраги, за леса прогнала её лиса. Опять один остался Зайка. Сел на пенечек и плачет. Мимо Волк шел, увидел Зайца и спрашивает: (выходит волк)
Волк : От чего, Зайчишка, плачешь? И не прыгаешь, не скачешь? Ты ответь мне, сделай милость, что за горе приключилось?
Заяц: Волк, ну как же мне не плакать?
Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Она ко мне переночевать попросилась, да и выгнала.
Волк : Зайка, зайка, не грусти! Я готов тебе помочь и прогнать лисицу прочь.
Заяц : Спасибо, Волк! Но ничего у тебя не получится.
Собака гнала – не выгнала. И ты не выгонишь!
Волк: А вот и выгоню! Пошли! (берутся за руки подходят к домику)
Сказочница:
И пошел Волк Зайцу помогать, хитрую Лисицу из избушки гнать.
Волк : У-У-У! Эй, ты, лисонька-лиса, уходи ты со двора! Зайца, ты не обижай, дом его освобождай!
Лиса : Как выскочу! Как выпрыгну!
Пойдут клочки по закоулочкам!
Уходи ты, волк, отсюда, а то будет очень худо!
Волк : Ох, и грозная лисица, а ведь может всё случиться. Чтобы не было беды, надо заметать следы! (убегает)
Сказочница :
Испугался Волк и убежал. Опять один остался Зайка. Сел на пенек и горько плачет. А в это время мимо медведь проходил. (выходит медведь)
Медведь : Я всю зиму без тревоги к репко спал в своей берлоге.
Вышел я теперь наружу, солнце светит, везде лужи. Лес дозором обхожу, за порядком я слежу. (видит зайца) Зайчик, зайчик, что ты плачешь? И не прыгаешь, не скачешь? Что случилось? Кто виной? Я медведь за всех горой!
Заяц: Как же мне, Медведь, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла, она ко мне переночевать попросилась, да и выгнала.
Медведь: Ну-ка, Зайка, дай мне лапу, и веди к своей избе, помогу тебе в беде.
Заяц: Спасибо тебе, Миша. Но ничего у тебя не получится. Собака гнала, не выгнала. Волк гнал, не выгнал. И ты не выгонишь.
Сказочница: И пошли они вдвоем, освобождать зайчишки дом. (берутся за руки и подходят к дому).
Медведь: А-А-А! Ну-ка рыжая лиса, вон ступай, в свои леса!
Лиса : Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!
Уходи, Медведь, отсюда, а то будет очень худо!
Медведь : Ох, и грозная лисица, а ведь может всё случиться. Чтоб лисицу не сердить, нужно лапы уносить! (убегает)
Сказочница: Испугался медведь, да как начал реветь. Побежал за овраги, испугался боя-драки. И снова зайка наш один остался, сидит, рыдает, слезы горькие роняет. А навстречу ему Петушок-Золотой Гребешок. ( выходит петушок с косой )
Петух : Ку-ка-ре-ку! Я веселый петушок, красный яркий гребешок. Перья яркие, цветные и сапожки расписные. Помогаю всем вокруг, я для всех хороший друг. О чем, Заинька, страдаешь, о чем громко так рыдаешь?
Заяц: Как мне, Петушок, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла, она ко мне переночевать попросилась, да и выгнала.
Петушок : Не плачь, зайчик, я ее выгоню!
Заяц : Что ты, Петушок, собака гнала, не выгнала, волк гнал, не выгнал, медведь гнал, не выгнал. И у тебя ничего не получится!
Петушок: Не горюй, приятель! Вскоре твоему поможем горю! Покажу лисе косу – живо выгоню лису! (берутся за руки и подходят к дому)
Сказочница: И пошли они вдвоем, освобождать зайчишки дом.
Петушок : Я петушок, петушок, Золотой гребешок.
Хвост с узорами, с апоги со шпорами. На плече коса, уходи, лиса!
Лиса: Что ты, Петя не спеши! Мне одеться разреши!
Петушок: Я петушок, петушок, Золотой гребешок.
Хвост с узорами, с апоги со шпорами. На плече коса, у ходи, лиса!
Лиса : Обуваюсь!
Петушок : Я петушок, петушок, Золотой гребешок.
Хвост с узорами, с апоги со шпорами.
На плече коса, у ходи, лиса! (Лиса убегает)
Сказочница: Ох и струсила лиса. Прыг с печи, да и в леса. Припустила во весь дух, напугал ее петух. С той поры Зайчишка с Петей – лучшие друзья на свете. (обнимаются) На лесной живут опушке в лубяной своей избушке.
Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец !
Всё пройдёт – жара и стужа, дни, недели и года. Только дружба, наша дружба не исчезнет никогда!
(Выходят все герои, берутся за руки и кланяются).
Источник
Презентация «Крылов «Ворона и лисица»
За свою долгую жизнь (75 лет) он написал около 200 басен. Но кроме басен, Крылов создавал пьесы для театра, писал рассказы, стихи, водевили, издавал журнал. Один из знакомых баснописца писал, что «в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусств». Он мог стать замечательным актером, выдающимся музыкантом (играл на скрипке), но сильнее всего его талант проявился в баснях.
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты.
Сегодня мы будем изучать басню, моралью которой являются следующие слова. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет
Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
Мораль — назидание, поучение, присутствующее в басне.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение.
Иносказание придумал Эзоп, живший около 3 тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком.
Эзоп. Ворон и Лисица Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела , и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы , конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, -ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
Вещунья – предсказательница.
В народных преданиях ворон и ворона – вещие птицы, могут предсказать будущее.
-Найдите и прочитайте слова, которые говорят о неуклюжести Вороны. — Найдите и прочитайте слова о глупости Вороны, мечтавшей как бы получше съесть сыр. -Рассмотрите иллюстрацию к басне.
— Почему Лисица остановилась под деревом? — Как она подходила к дереву?
- Найдите в тексте и передайте голосом ее хитрость.— Перечитайте, как Лисица хвалила Ворону. — Что она ей говорила?— Была ли эта похвала правдой?
- А почему же Лисица так лживо и долго хвалила Ворону?— Как подействовала на Ворону хвалебная речь
Лисицы? — Какой была Ворона?
— Удалось ли Лисицы добиться своей цели? — Какие качества осуждает и высмеивает автор? — В каких строчках заключается мораль басни? — Чем басня похожа на сказку? -Можно ли принять мораль этой басни сегодня?
Какими словами автор характеризует Ворону?
-Какими словами автор характеризует Лисицу?
Взгромоздясь — тяжелая
Призадумалась — неуклюжая
Бог послал — медлительная
Вертит хвостом — ловкая
- А можно ли прочитать по ролям басню Эзопа?
— В чём сходство и различие этих двух басен?
Сюжет практически один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая – стихами. У Эзопа действует Ворон, а у Крылова – Ворона. Ворон держит кусок мяса, а Ворона – сыр. У Крылова прямая речь Лисицы очень выразительна. У Эзопа – Лисица ещё и философствует, она становится в позицию автора, читает Ворону мораль.
Покажите голосом притворную лесть Лисицы, глупость вороны. Прочитайте про себя. Читаем вслух. Цепочкой по предложению. Обратим внимание на слова Лисицы- с какой интонацией она их произносит? В монологе Лисицы поставим логические ударения, найдите монолог Лисицы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.
Чтобы правильно прочитать басню, надо:
- соблюдать логические ударения, повышая и понижая голос во время чтения,
- делать паузы, останавливаясь на знаках препинания.
Но самое главное правило при чтении – не спешить, чётко проговаривать слова.
Составь диафильм к басне «Ворона и лисица».
http:// www.youtube.com/watch?v = UnGOWlNydxc
Напиши сочинение-рассуждение на тему «Чему учат басни И. А. Крылова?»
Выполни творческую работу: иллюстрация к басне, викторина или кроссворд по прочитанным басням, сочини свою басню.
— Как вы думаете, для чего и зачем написана басня?
— Перечислите признаки басни.
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л
Источник