Летний сад
Как было не сходить, не посмотреть Летний сад после такой шумной скандальной его реставрации.
Первые упоминания о Летнем саде относятся к 1704 г. Создавался Летний сад в соответствии с указаниями и вкусами Петра I, который желал иметь летнюю резиденцию «лучше, чем у французского короля в Версале».
Парадная часть сада была задумана как регулярная. Прямые аллеи делили сад на боскеты, в которых высаживались дубовые и еловые рощи, строились беседки, располагались фонтаны. По европейской моде того времени Летний сад был украшен декоративными скульптурами, привезенными из Венеции и Рима. Скульптуры заказывались сериями, в которые они объединялись по смыслу. И сейчас на аллеях сада стоят статуи «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь» Джованни Бонацца; музы – «Терпсихора», «Талия», «Эвтерпа» Паоло и Джузеппе Гропелли; парные скульптуры – «Правосудие» и «Милосердие», «Истина» и «Искренность», а также великолепные скульптурные группы «Ништадтский мир», «Амур и Психея» и множество бюстов. Коллекция мраморной скульптуры Летнего сада стала школой светского искусства для России и первым музеем под открытым небом.
При Петре I Летний сад сделался центром общественной жизни столицы, и это положение сохранялось, когда императора не стало. Но постепенно мода на регулярные сады сменилась романтическим тяготением к пейзажному парку. Пик расцвета Летнего сада, приходившийся на 1730–1740-е гг., постепенно отошел в прошлое. Этому немало способствовало разрушительное наводнение 1777 г., погубившее все затеи петровского регулярного сада и фонтанную систему. В это же время начались работы по устройству набережной Невы, а северную оконечность Летнего сада украсила торжественная ограда по проекту Ю.М. Фельтена.
В XIX в. для удобства гуляющей публики в саду возвели новые павильоны: в 1826 г. по проекту архитектора К.И. Росси был построен Кофейный домик, а в 1827 г. по замыслу Л. Шарлеманя возвели деревянный Чайный домик. В 1839 г. перед Карпиевым прудом была поставлена величественная ваза из розового эльфдальского порфира, которую подарил Николаю I шведский король Карл XIV Юхан.
После 1917 г. Летний сад теряет статус «императорского», а в 1934 г. вместе с Летним дворцом Петра I становится самостоятельным музеем мемориального и архитектурно-исторического характера.
С 2003 г. Летний сад входит в состав комплекса Государственного Русского музея.
Сначала фотография до реставрации
Видите, как тут просторно и свободно.
А это примерно то же место после реставрации
2
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Вот рабочий момент реставрации
3
«Реставрация Летнего Сада»
Вот так стояли скульптуры до реставрации
4
«Летний Сад до реставрации»
А так стоят их копии сейчас
5
Посмотреть на Яндекс.Фотках
А, с другой стороны, если не вспоминать, что было до реставрации, мне в Летнем Саду сейчас нравится. Тесно, конечно, зато стало тише.
И кукольник со своими куклами на ниточках всё также тут выступает по пятницам, субботам и воскресеньям.
6
Кукольник
Всё так же сидит Крылов со своей чугунной книжкой
7
Дедушка Крылов
Только добавились фонтаны, которых раньше не было
8
Фонтан в Летнем саду
Вернулась на место ваза у входа со стороны Михайловского замка
9
Ваза
А Карпиев пруд совсем не изменился
10
«Карпиев пруд»
Между дорожек высадили много новых молодых ёлочек
11
Ёлочки
И летний дворец Петра всё так же стоит на берегу Фонтанки
12
Летний дворец Петра
С другой стороны — вид некоторых аллей изменился до неузнаваемости
13
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Этих ваз тоже прежде не было
14
Ваза с цветами
А вот и скульптуры. Это копии, которые выглядят как пластмассовые, но всё же без них Летний сад — не Летний сад.
16
«Слава»
Источник
Скульптурное убранство «Летнего сада»
«Летний сад» в Санкт-Петербурге — это целый мир. Это и наша история — ведь Летний сад почти ровесник Северной столицы, и в то же время это Красота, которая продолжает радовать людей разных поколений, в том числе и наших современников.
Коллекция скульптур Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под непосредственным руководством Петра I.
Цель самодержца была самая благая: приподнять культурный уровень своих придворных, привить хороший художественный вкус, познакомить их с античным искусством, мифологией.
Не все из приобретенных скульптур и бюстов были установлены в Летнем саду, некоторые нашли свое пристанище в Петергофе, в Царском селе, в Павловске, в Эрмитаже (знаменитая Венера Таврическая).
Например вначале Венера украшала Летний сад (была выставлена в 1720 году), но потом была перемещена в сад Таврического дворца, а уж потом переехала в Эрмитаж. Это была копия греческого оригинала II или III века до н. э. и предположительно найдена в Риме, при раскопках 1719 года.
Когда скульптуру привезли в Петербург и поставили в Летнем саду, то царь так дорожил этим сокровищем, что приставил к скульптуре часового.
Трудно представить — Прекрасная Венера, рядом часовой с ружьем и… капуста на грядках. Но Летний сад имел когда-то и такой образ.
Венера положила начало собиранию императорской античной скульптуры, которая в потоке времени становилась все более масштабной, все более ценной.
Каждая скульптура сада — это захватывающая история и нет возможности рассказать о каждой.
По тематике скульптуры Летнего сада можно разделить на три группы исторического, аллегорического и мифологического содержания.
В ряду первых скульптур, появившихся в Летнем саду, была аллегорическая скульптура П.Баратта «Мир и изобилие», заказанная Петром I в1722 году, в честь подписания Ништадского мира.
Таким образом некоторые скульптуры имеют своих авторов — в основном это итальянские мастера конца 17 начала 18 веков, но есть и работы безвестных авторов, которые делали копии с античных образцов.
Некоторые скульптуры покупались для России и привозились с дефектами, которые нужно было исправлять реставраторам. Их все чаще стали приглашать в Россию из Италии, чтобы они и сами потрудились и передавали свое искусство ученикам. Постепенно формировалась школа русских реставраторов и все благодаря Летнему Саду.
Вначале Летний сад был регулярным парком (в духе того времени), поэтому скульптуры располагались строго волной: скульптура-бюст-скульптура. Это было красиво на фоне зеленых насаждений.
Впоследствии скульптуры много раз переставлялись. Иногда причиной становились разросшиеся деревья, другие насаждения, а также изменившиеся вкусы новых эпох.
В 1956 году на основе описей 1728, 1736, 1771, 1794 годов и более поздних, был составлен план перестановки скульптур.
Однако посетители Летнего сада не всегда желали принимать результаты таких вот фундаментальных научных исследований по воссозданию «первоначального облика». Вот и последние видоизменения от «романтического парка Анны Ахматовой» к обновленному саду, с чертами регулярного парка, многих петербуржцев, да и не только жителей города, несколько огорчило. Ведь мы все храним в душе свои любимые черты этого удивительного по красоте сада и не желаем изменений. Впрочем, все уже стали привыкать и к новому образу Летнего сада — так устроен человек.
Было некоторое разочарование и оттого, что в настоящее время подлинники скульптур заменили на копии — что ни говори, но живой, шёлковый, чуть матовый мрамор несет совсем иную информацию, нежели мрамор искусственный.
Сегодня оригиналы скульптурного убранства Летнего сада находятся в Инженерном замке — это совсем рядом, так что мне, во время последнего посещения Летнего сада, очень захотелось сравнить копии и оригиналы — так сложилась эта прогулка.
Вид из Летнего сада на Михайловский замок, который сегодня является одним из филиалов Русского музея (как и Летний сад).
Источник