Скульптурное убранство «Летнего сада»
«Летний сад» в Санкт-Петербурге — это целый мир. Это и наша история — ведь Летний сад почти ровесник Северной столицы, и в то же время это Красота, которая продолжает радовать людей разных поколений, в том числе и наших современников.
Коллекция скульптур Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под непосредственным руководством Петра I.
Цель самодержца была самая благая: приподнять культурный уровень своих придворных, привить хороший художественный вкус, познакомить их с античным искусством, мифологией.
Не все из приобретенных скульптур и бюстов были установлены в Летнем саду, некоторые нашли свое пристанище в Петергофе, в Царском селе, в Павловске, в Эрмитаже (знаменитая Венера Таврическая).
Например вначале Венера украшала Летний сад (была выставлена в 1720 году), но потом была перемещена в сад Таврического дворца, а уж потом переехала в Эрмитаж. Это была копия греческого оригинала II или III века до н. э. и предположительно найдена в Риме, при раскопках 1719 года.
Когда скульптуру привезли в Петербург и поставили в Летнем саду, то царь так дорожил этим сокровищем, что приставил к скульптуре часового.
Трудно представить — Прекрасная Венера, рядом часовой с ружьем и… капуста на грядках. Но Летний сад имел когда-то и такой образ.
Венера положила начало собиранию императорской античной скульптуры, которая в потоке времени становилась все более масштабной, все более ценной.
Каждая скульптура сада — это захватывающая история и нет возможности рассказать о каждой.
По тематике скульптуры Летнего сада можно разделить на три группы исторического, аллегорического и мифологического содержания.
В ряду первых скульптур, появившихся в Летнем саду, была аллегорическая скульптура П.Баратта «Мир и изобилие», заказанная Петром I в1722 году, в честь подписания Ништадского мира.
Таким образом некоторые скульптуры имеют своих авторов — в основном это итальянские мастера конца 17 начала 18 веков, но есть и работы безвестных авторов, которые делали копии с античных образцов.
Некоторые скульптуры покупались для России и привозились с дефектами, которые нужно было исправлять реставраторам. Их все чаще стали приглашать в Россию из Италии, чтобы они и сами потрудились и передавали свое искусство ученикам. Постепенно формировалась школа русских реставраторов и все благодаря Летнему Саду.
Вначале Летний сад был регулярным парком (в духе того времени), поэтому скульптуры располагались строго волной: скульптура-бюст-скульптура. Это было красиво на фоне зеленых насаждений.
Впоследствии скульптуры много раз переставлялись. Иногда причиной становились разросшиеся деревья, другие насаждения, а также изменившиеся вкусы новых эпох.
В 1956 году на основе описей 1728, 1736, 1771, 1794 годов и более поздних, был составлен план перестановки скульптур.
Однако посетители Летнего сада не всегда желали принимать результаты таких вот фундаментальных научных исследований по воссозданию «первоначального облика». Вот и последние видоизменения от «романтического парка Анны Ахматовой» к обновленному саду, с чертами регулярного парка, многих петербуржцев, да и не только жителей города, несколько огорчило. Ведь мы все храним в душе свои любимые черты этого удивительного по красоте сада и не желаем изменений. Впрочем, все уже стали привыкать и к новому образу Летнего сада — так устроен человек.
Было некоторое разочарование и оттого, что в настоящее время подлинники скульптур заменили на копии — что ни говори, но живой, шёлковый, чуть матовый мрамор несет совсем иную информацию, нежели мрамор искусственный.
Сегодня оригиналы скульптурного убранства Летнего сада находятся в Инженерном замке — это совсем рядом, так что мне, во время последнего посещения Летнего сада, очень захотелось сравнить копии и оригиналы — так сложилась эта прогулка.
Вид из Летнего сада на Михайловский замок, который сегодня является одним из филиалов Русского музея (как и Летний сад).
Источник
Чары скульптур. Летний сад. Аллегория мореплавания
Незабываемые скульптуры дополняют аллеи, цветники и боскеты Летнего сада.
Пётр I собрал уникальную коллекцию статуй и бюстов для прекраснейшего сада.
В начале 18 века их насчитывали порядка двухсот, все — словно мифические.
Скульптуры и бюсты в Летнем саду — исторические, аллегорические и мифологические.
Многие — подписаны своими авторами.
Некоторые являются подражанием древним оригиналам с неизвестными авторами.
Большинство скульптур были подвергнуты реставрациям выдающимися мастерами.
Аллегория мореплавания! — Скульптура представляет собой молодую женщину,
В руке которой — руль корабля. Мастерская П. Баратта. Начало XVIII века.
Посвящена российскому флоту и выходу в Балтийское море в начале славного века.
«Мореплавание» (или «Навигацию») олицетворяет фигура молодой женщины,
которая опирается на руль корабля.
В правой руке она держит компас, а в левой, развернутую карту моря,
на которой изображен Скандинавский полуостров и побережье Балтийского моря — не зря.
На месте Петербурга было рельефно изображено лицо в сиянии лучей.
Эта карта и, в особенности, последняя деталь не оставляют сомнения в том,
что статуя эта сделана по специальному заказу. Известно — он чей!
Безусловно, символика статуи имеет отношение и к созданию российского флота,
и к выходу России к морю, и к основанию Санкт-Петербурга, как столицы нашего флота.
Аллегория — это — передача отвлеченного понятия при помощи образа, подобного книге.
Скульптурные аллегории, размещенные в пространстве сада,
уподобляют прогулку чтению огромной увлекательной книги.
Нет, совсем не случайно едут и едут сюда люди со всего света. Публика саду рада!
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Чары скульптур. Летний сад. Аллегория мореплавания
Незабываемые скульптуры дополняют аллеи, цветники и боскеты Летнего сада.
Пётр I собрал уникальную коллекцию статуй и бюстов для прекраснейшего сада.
В начале 18 века их насчитывали порядка двухсот, все — словно мифические.
Скульптуры и бюсты в Летнем саду — исторические, аллегорические и мифологические.
Многие — подписаны своими авторами.
Некоторые являются подражанием древним оригиналам с неизвестными авторами.
Большинство скульптур были подвергнуты реставрациям выдающимися мастерами.
Аллегория мореплавания! — Скульптура представляет собой молодую женщину,
В руке которой — руль корабля. Мастерская П. Баратта. Начало XVIII века.
Посвящена российскому флоту и выходу в Балтийское море в начале славного века.
«Мореплавание» (или «Навигацию») олицетворяет фигура молодой женщины,
которая опирается на руль корабля.
В правой руке она держит компас, а в левой, развернутую карту моря,
на которой изображен Скандинавский полуостров и побережье Балтийского моря — не зря.
На месте Петербурга было рельефно изображено лицо в сиянии лучей.
Эта карта и, в особенности, последняя деталь не оставляют сомнения в том,
что статуя эта сделана по специальному заказу. Известно — он чей!
Безусловно, символика статуи имеет отношение и к созданию российского флота,
и к выходу России к морю, и к основанию Санкт-Петербурга, как столицы нашего флота.
Аллегория — это — передача отвлеченного понятия при помощи образа, подобного книге.
Скульптурные аллегории, размещенные в пространстве сада,
уподобляют прогулку чтению огромной увлекательной книги.
Нет, совсем не случайно едут и едут сюда люди со всего света. Публика саду рада!
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник