Летний сад скульптура крылова

Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга

памятник Крылову

В Летнем саду Санкт-Петербурга находится необычный памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Писатель изображен в длиннополом сюртуке, сидящим в непринужденной позе, с открытой книгой в руках. Взгляд его задумчив, лицо выглядит очень сосредоточенным. Он как будто бы глубоко погрузился в собственные размышления. На лицевой стороне пьедестала — лаконичная надпись:

Внешний облик скульптурной композиции

Памятник Крылову отлит из бронзы, высота его основания – 3,5 метров, самой статуи — 3 метра.

Гранитный постамент покрыт бронзовыми рельефами в виде фигур животных. Это герои 36 наиболее известных произведений И. А. Крылова

Несмотря на то, что монумент имеет некую тяжеловесность и отличается от остальных скульптур Летнего сада, выполненных из белого мрамора, он достаточно органично вписывается в общую композицию места.

Что же можно увидеть при ближайшем рассмотрении композиции?

Раскидистые ветви дуба, чьи корни подрывает своим рылом свинья, заняли большую часть одной из сторон горельефа. Это лишь несколько героев знакомых всем сюжетов басен «Квартет», «Лисица и виноград», «Свинья под дубом».

Здесь также изображены персонажи следующих произведений:

  • «Лев на ловле»
  • «Лягушка и Вол»
  • «Белка»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Лев и Барс»
  • «Волк и Журавль»
  • «Демьянова уха»
  • «Слон на воеводстве»
  • «Петух и жемчужное зерно»
  • «Вороненок»
  • «Мартышка и очки»
  • «Кукушка и Петух»
  • «Фортуна и Нищий»

Следует отметить, что все герои представлены весьма реалистично и совершенно лишены сатирических черт, присущих им в баснях.

Местонахождение памятника

Споры о том, где будет установлена композиция в память о великом писателе, велись долгое время и занимали весь литературно-художественный мир Петербурга. Предлагались самые разные места: набережная реки Невы, сквер около Государственной публичной — ныне – Российской национальной — библиотеки, в которой многие годы работал Иван Андреевич, Васильевский остров, а также Александро-Невская Лавра , где находится могила писателя.

Однако барон Клодт настоял на том, чтобы памятник воздвигли в Летнем саду, и именно его мнение стало решающим

Почему Летний сад?

Летний сад заложили в 1704 году недалеко от летней резиденции Петра I, который не жалел никаких денег на его устройство. Со всей России и даже из Европы привозили туда деревья, цветы и мраморные статуи. Царь Петр всячески пытался приобщить своих гостей к европейской культуре. С этой целью был создан лабиринт Эзоповых басен, где среди пышной зелени и фонтанов возвышалась статуя античного баснописца в окружении героев его произведений.

К сожалению, большинство прекрасных скульптур Летнего сада впоследствии были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.

С целью возобновления традиции просвещения будущих поколений было вполне логичным установить там же памятник автору современных басен

Строили всем миром

Памятник Крылову И. А. в Петербурге был отлит и установлен в 1855 году. На строительство памятника было собрано по различным источникам от 13 до 30 тысяч рублей от частных лиц. Сбор денег объявила газета «Петербургские ведомости» после смерти писателя.

Читайте также:  Клиники чайка в белых садах

Талантливый скульптор

В конкурсе на участие в строительстве памятника соревновались лучшие мастера того времени, но победу одержал талантливейший скульптор-анималист барон Петр Карлович Клодт, известный также своей композицией «Конь с водничим» на Аничковом мосту. К тому времени он был знаменит не только в России, но и за границей, и вряд ли кто-нибудь смог бы превзойти его в искусстве изображения лошадей.

П. К. Клодт представил комиссии Академии художеств эскиз памятника, выполненный его другом, художником-реалистом Александром Алексеевичем Агиным.

Проект был окончательно утвержден 26 ноября 1849 года

Звери-натурщики

Скульптурная композиция, посвященная великому поэту, создавалась довольно долго – более 5 лет, ведь это была очень трудоемкая работа. Всех зверей П. К. Клодт лепил с натуры.

Для создания горельефа постамента использовались настоящие животные, многие из которых жили в мастерской ваятеля.

У скульптора постоянно содержались: ручные волк и лиса, медведь из Новгородской губернии, журавль, осел, ранее живший на даче в Павловске, макака, подаренная художником-маринистом А. П. Боголюбовым и другие. В уходе за животными принимали участие дети барона Клодта и его главный помощник – формовщик Арсений.

Однако не все звери и птицы, необходимые для памятника, жили в мастерской скульптора. Некоторых ему приносили на время, например, козла, орла, свинью, лягушек. Натурщик-слон нашелся в царском слоновнике, где скульптору позволили работать.

Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.

Второй памятник литератору

Композиция в Летнем саду — это второй памятник деятелю культуры в России, после памятника поэту и прозаику Н. М. Карамзину. Раньше подобные сооружения устанавливались только в честь царей или очень знатных особ.

И. А. Крылов уже при жизни стал необычайно популярен, любовь к нему была поистине всенародной. Прекрасный поэт и публицист создал более 200 басен, каждая из которых несет в себе бесценную, глубокую мораль, актуальную и на сегодняшний день.

Где находится памятник Крылову

Центральный район, набережная Лебяжьей канавки, Летний сад

Ближайшие станции метро находятся примерно в 25 минутах пешей прогулки от Летнего сада:

Как добраться

В непосредственной близости от Летнего сада находятся остановки наземного транспорта.

Остановка «Суворовская площадь»:

Памятник Крылову можно найти на территории Летнего сада в 2-х минутах ходьбы от Дворцовой набережной.

Похожие статьи:

Источник

Памятник И. А. Крылову

В 1845 году, сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова, по инициативе газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу. Комитетом за три года было собрано более 13 000 рублей в виде частных пожертвований. В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер. Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.

Читайте также:  Документы при поступления в сад

Весной 1854 года Клодтом была произведена отливка памятника и чеканка барельефов в Литейной мастерской Академии художеств. На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». Создание памятника И. А. Крылова — последняя крупная работа скульптора П. К. Клодта. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.

В процессе создания памятника Крылову у скульптора в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен. У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). улицы и отели. Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской — козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой. Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе. По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама.

Из воспоминаний сына П. К. Клодта:

Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком . Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.

Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника. После её утверждения в мае 1853 года была произведена отливка памятника Крылову в бронзе.

Вопрос места установки памятника решался достаточно долго. Предлагалось установить его перед Академией художеств, Публичной библиотекой, зданием Университета (Крылов был его почётным членом), в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (здесь он был похоронен в 1844 году). Однако Николаем I все эти варианты были отвергнуты. В итоге памятник И. А. Крылову решили установить в Летнем саду, где писатель часто проводил время. Этот вариант предложил создатель памятника П. К. Клодт.

Торжественное открытие памятника И. А. Крылову состоялось 12 мая 1855 года. В. В. Стасов писал о нём:

Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации.

Через 20 лет после открытия памятника, в 1865 году, для защиты монумента от вандалов здесь была сооружена художественная ограда.

Читайте также:  Homegarden shop ru дом сад

Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из брёвен. Однако осколки снарядов всёравно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. В 1945 году щиты сняли, памятник Крылову восстановили.

Источник

Памятник Крылову И.А.: звери говорят за баснописца

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге

В Летнем саду, в самом центре живописной детской площадки возвышается интересный и уникальный в своем роде памятник Крылову. На 3,5-метровом гранитном пьедестале, украшенном персонажами басен, восседает бронзовая статуя знаменитого русского баснописца.

История создания памятника

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге был возведен в 1855 году на частные пожертвования. Летний сад был выбран не случайно: именно здесь любил гулять баснописец.

Автор памятника, скульптор П. Клодт, вначале хотел изобразить Крылова в римской тоге, такое настроение было навеяно идеалистическим стилем времен Пушкина и Белинского. Однако в конечном итоге он остановился на жизненном изображении великого баснописца.

Бронзовая статуя Ивана Крылова

При рассматривании памятника Крылову создается впечатление, что чуть уставший Иван Андреевич в своем любимом длиннополом сюртуке, который он носил в последние годы жизни, присел отдохнуть на камень.

В чертах его лица видна особая одухотворенность. Кажется, он вот-вот начнет записывать в свою книгу новую басню. В облике И. Крылова нет никакой вычурности и приукрашенности, лишь спокойное задумчивое лицо, на котором скульптор умело отобразил ум и талант писателя.

Гранитный пьедестал

Памятник Крылову

Особый интерес вызывает квадратный пьедестал, украшенный героями басен. П. Клодт создавал фигуры животных с натуры. В его мастерской жил целый зоопарк: медведица с медвежатами и прирученный волк, обезьянка, привезенная А. П. Боголюбовым с острова Мадейра, ягнята, осел, журавль и другие птицы и звери. Наверное, поэтому животные на памятнике изображены очень реалистично.

Лишь к козлу скульптор испытывал необъяснимую неприязнь. Соседская бабушка приводила каждый день своего козлика в мастерскую для позирования. Удержать пугливое животное вблизи волка и медведя было не так просто. Однако огромное желание хозяйки увековечить своего питомца в бронзе принесло плоды: бабушка справилась с упрямым животным, фигура козла на пьедестале получилась правдоподобной и естественной.

Персонажи басен

Перед тем как создать памятник Крылову, скульптор прочитал все его произведения и изобразил персонажей 36-ти басен. И взрослые, и дети вспоминают полузабытые строфы по изображенным животным. Этим и объясняется живой интерес, который неизменно вызывает у людей памятник Крылову. Фотографии фрагментов пьедестала перекликаются со строчками знаменитых басен. Вот проказница-мартышка и косолапый мишка. Узнали «Бременских музыкантов»? А здесь «. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть. «

Памятник Крылову. Фото

Ограда, выполненная в модном для тех времен стиле эклектика, органично сочетается с памятником. Установили ее спустя 20 лет после окончания работы и открытия постамента во избежание порчи барельефов.

Однажды Иван Андреевич сказал, что его звери из басен говорят за него. Наверное, поэтому на пьедестале очень скромно написано: «Крылову 1855». И действительно, добавить нечего, остается лишь рассматривать памятник Крылову и вспоминать запомнившиеся строки из поучительных, не лишенных юмора, басен.

Источник

Оцените статью