Летний сад памятник крылову схема

ПАМЯТНИК КРЫЛОВУ В ЛЕТНЕМ САДУ

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».

Иван Андреевич сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался. А может быть, в этот момент рождается новая басня?

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.
На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом».
Фигурки животных помогают вспомнить названия басен, но они не говорят о том, кто скрыт за их образом.

«Звери мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.
Животные на памятнике в Летнем саду изображены очень правдоподобно, живо и выразительно, но их нельзя рассматривать как иллюстрации к крыловским басням, потому что «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, — писал В.Г. Белинский, — но есть люди, и притом русские люди». В зверях Клодта отсутствует иносказание, без которого немыслима басня. В них нет уподобления определенным людским характерам или общественным группам, то есть тому, чему истинная басня обязана своим эффектом.

Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал.

Из истории создания памятника

После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму – 13 000 рублей.
В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта.
Проект памятника великому русскому баснописцу в рисунке был утвержден советом Академии художеств 26 ноября 1849 года.
Эскиз памятника и рисунки рельефов на сюжеты крыловских басен выполнил друг Клодта художник А.А. Агин. Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет. На постаменте Клодт изобразил персонажей из самых известных басен Крылова.

Читайте также:  Масленица в саду поделки

Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника. На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).
Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.

Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком. Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».
Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.

Весной 1852 года скульптор представил совету Академии художеств большую модель и после ее одобрения приступил к формовке. В мае следующего года он сам отлил памятник в бронзе в академической литейной мастерской, которой он руководил в течение многих лет. Статуя баснописца была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.
Встал вопрос о выборе места установки памятника: одни полагали, что лучшим местом будет участок набережной Невы между Академией наук и университетом. Другие указывали на сквер у Публичной библиотеки, в которой баснописец проработал около тридцати лет. Третьи предлагали установить памятник на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Клодт же избрал Летний сад. Скульптор понимал, что памятник Крылову всегда будет окружен детьми, а Летний сад особенно любим ими.
Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду — традиция.
В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные — персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.
Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.
Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента — бронзовый зверинец.

Читайте также:  Красивое сочетание роз в саду

Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики, вошедшей в моду в середине ХIХ века.

В 1966 году памятник был реставрирован.
Сегодня невозможно предствить себе Летний сад без этого памятника.Здесь всегда многолюдно. По выходным дням часто можно услышать живую музыку. Молодые музыканты на ксилофоне исполняют любимые мелодии прошлых веков.

Источник

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге (в Летнем саду)

Памятник Крылову — самый объемный из памятников, установленных в Летнем саду исторического центра Санкт-Петербурга.

В народе памятник называют «Дедушка Крылов».

Монумент Крылову является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге.

Памятник расположен в одном из боскетов Летнего сада, на том месте, где находился, созданный в 1721 году по проекту французского мастера Николо Пино, пирамидальной формы Дельфиновый каскад, богато украшенный свинцовой позолоченной скульптурой и вазонами. Каскад сильно пострадал во время наводнения 1777 года и был разобран в 1780-х годах.

В 1855 году на площадке боскета был установлен бронзовый памятник русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, работы скульптора Петра Клодта. Памятник был создан на добровольные пожертвования горожан.

Памятник Крылову можно видеть в боскете Летнего сада и сегодня.

Выбор места установки памятника был не случайным. Как говорят, Крылов любил и частенько прогуливался по данному саду. А сам памятник, в последующем, был признан одной из лучших работ Клодта.

Высота памятника составляет 3,5 метра. Памятник огражден невысокой чугунной решеткой.

Бронзовый памятник установлен на высоком ступенчатом гранитном пьедестале.

Иван Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках раскрытую книгу.

Читайте также:  Гаванец в летнем саду

Пьедестал памятника создан из темно-серого сердобольского гранита.

На четырех сторонах пьедестала помещены бронзовые горельефы, в основу которых легли сюжеты басен Крылова. На горельефах изображен «зверинец».

Во время работы Клодта над памятником, в Петербурге не было зверинца, а работать без хороших рисунков было не удел скульптору. Поэтому для работы был создан зверинец, в который привезли обезьяну из Парижа, кошку, собаку и овцу, за которыми ухаживала семья Клодта.

Слона, который когда-то был подарен персидским шахом русскому императору, взяли из царского слоновника.

Изображения барса и льва были взяты с животных, которых один немец показывал всем желающим на Мойке за плату.

Медведь для зверинца Клодта был пойман в лесах Новгородской губернии.

Рисунками животных занимался художник Александр Алексеевич Агин.

После работы над барельефами животные из зверинца Клодта были отданы тому самому немцу «с Мойки», который потом показывал их за деньги желающим.

За неординарную историю создания барельефов, памятник Крылову в Летнем саду также порой называют «зверинец Клодта — Крылова».

Практическая информация

Летний сад находится в самом сердце Санкт-Петербурга, между Лебяжьей канавкой, рекой Фонтанкой, Дворцовой набережной (река Нева) и набережной реки Мойки (река Мойка).

Координаты Летнего сада: 59°56’41.0″N 30°20’08.0″E (59.944722, 30.335556).

Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская» и «Чернышевская».

Автобусы: №№ 46, 49, К-76 и К-212. Трамвай: № 3.

Вход в Летний сад свободный (бесплатный).

Зайти в сад можно через два входа: с Дворцовой набережной и набережной реки Мойки.

Посетить Летний сад и Коронный фонтан можно также с одной из экскурсий

Весной, где-то в апреле месяце, сад закрывают на просушку. Также сад может не работать из-за погодных условий и проведения регламентных работ.

Часы работы Летнего сада и его павильонов, рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте.

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь

Полезное для поездок / путешествий

  • Отели Booking.com →
  • Отели, виллы, апартаменты и пр. Яндекс Путешествия →
  • Квартиры / комнаты Суточно →
  • Авиабилеты в любую точку мира Aviasales →
  • Такси / трансферы Kiwitaxi →
  • Прокат автомобилей DiscoverCars →
  • Туристические страховки Cherehapa →
  • Туры «под ключ» Level.Travel →
  • Круизы Круизный Дом →

Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.

Источник

Оцените статью