Игра — путешествие «Кто в лесу живет, что в лесу растет»
план-конспект занятия (старшая группа)
Игра — путешествие направлена на совершенствование экологических знаний у старших дошкольников через активизацию словаря, классификацию и обогбщающие слова. В ходе мероприятия посредством кинезиологических упражнений и дыхательных техник, эмоциональной включенности и деятельностного подхода у детей развивается познавательный интерес к экосистеме лес; через развитие саморефлексии воспитывается доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.
Данный материал может быть полезен педагогам — психологам, воспитателям и специалистам детских садов для работы с дошкольниками в летний оздоровительный период на улице.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»
Кто в лесу живет, что в лесу растет
Игра — путешествие на свежем воздухе в летний период
Цель : экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
1. Совершенствовать экологические знания через активизацию словаря, классификацию и обобщающие слова.
2. Развивать познавательный интерес к экосистеме лес посредством кинезиологических упражнений и дыхательных техник, эмоциональной включенности и деятельностный подход.
3. Воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому, развивая саморефлексию дошкольников.
Оборудование : костюмы героев — жителей леса (медведь, заяц, лиса, ёж, лесная фея), кукла — перчатка Лесовичок, экологические знаки, музыкальное сопровождение — песня «По малину в сад пойдем», спортивные атрибуты — для ловкости и быстроты, подборка картинок с изображениями леса и его обитателей, корзинка с овощами, грибами, картинки с изображением содержанием лесной жизни для обобщения и классификаций.
Предварительная работа: Лесная Фея проходит по группам. Знакомясь с детьми она представляем им главных героев экологической тропы, с которыми дети будут встречаться в течение лета. Она рассказывает о том, что детей ждут интересные увлекательные игры, путешествия и знакомства. Лесная Фея приглашает воспитанников на предстоящей прогулке отправиться в путешествие в лес, раздает пригласительные билеты и маршрутные листы следования по станциям — встречами с лесными жителями.
Все группы согласно своего маршрутного листа начинают движение по станциям.
Станция «В гостях у Медведя»
Медведь (педагог в костюме) приветствует детей. Рассказывает, что дети попали на лесную полянку, на которой:
— слева растут высокие деревья (предлагает показать левую руку и потянуться на носках вверх, поднимая руки и показывая, какие они высокие — 3-4 раза);
— справа (дети показывают и называют правую руку) растет высокая трава по пояс. Что бы сквозь нее пройти, её нужно раздвигать руками — показывают — 5-7 раз);
— сзади (оглядываются назад) — болото. Что бы по нему пройти, нужно вытаскивать ноги из трясины. Идут и показывают, как ноги вязнуть в трясине;
— впереди над рекой на нас смотрит и улыбается нам солнышко.
— Ребята, давайте мы ему улыбнемся и помашем руками.
— Ребята, вы слышите, музыка звучит и нас приглашает в хоровод «У медведя во бору».
Дети танцуют и прощаются с Медведем.
Станция «Лисонька — Лиса в гости к нам пришла»
Дети подходят к станции и слышат грозный крик Лисы (педагог в костюме):
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочка!
— А вы кто? И откуда пришли? — обращается лиса к детям.
— Вы узнали меня? Кто? А как вы думаете, кому это я кричала? Из какой это сказки?
— А какие вы еще знаете сказки про меня? Молодцы!
— А сейчас мы с вами на лесной полянке. Лес — это место, где я живу. Поэтому, какое я животное? (домашнее или дикое; травоядное или хищное). Верно. А чем отличаются эти понятия? Молодцы!
Что — то я проголодалась и хочу подкрепиться.
— Чую, чую (морщит нос, принюхивается), мышатинкой запахло.
— Ребята, кто хочет в игре «Раз, два, три, четыре, пять — начинаем убегать!» быть мышкой и убегать от меня? Выбирают 2 — 3 желающих ребенка. Остальные стоят в кругу, держась за руки.
Лиса рассказывает правила игры:
— Ребята в кругу. Держитесь крепко за руки и поднимайте воротца (вот так — показ), что бы мышата могли забегать, убегать в них от меня. Я буду их догонять. А мне вы будите мешать ловить мышат, опуская, руки — закрывая воротца.
Дети играют и прощаются с Лисой.
Станция «Любознательный заяц»
Дети с педагогом подходят к полянке, где их встречает веселый Зайчик (педагог в костюме). Он машет им лапкой, здоровается, говорит, что очень рад видеть, так как ему будет с кем поиграть.
Он держит корзину и предлагает детям отгадать, что в ней лежит.
Заяц загадывает загадки и при ответах, показывает картинку с ответом.
1. Белки в нём живут и волки, В нём растут дубы и ёлки Высоченны – до небес! Называют его … (Лес)
2. Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель, сосна)
3. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
4. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда. (Трава)
5. И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
Предпочитает жить в дупле,
— Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали!
— Кому понравилось отгадывать загадки, похлопайте в ладоши.
— Кто смог всё отгадать, попрыгайте на месте.
— А покажите, мне. Пожалуйста, кто какого размера: большой (показ героя: тянет руки вверх; маленький: садится на корточки). Готовы? Слушайте:
— Берлога медведя/ норка бурундучка
— Молодцы! И с этим заданием вы справились!
— У кого поднялось настроение, помашите над головой руками.
— Спасибо, ребята, за то, что поиграли со мной! Счастливого путешествия!
Дети с педагогом подходят к полянке, а навстречу к ним выходит Еж (педагог в костюме), раскинув в стороны руки:
— Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть. Даже руки в стороны раскинул — сколько у меня для вас радости.
— А если мне угрожает какая — то опасность, я сворачиваюсь в клубок — вот так (показ: руки скрещивает на груди, наклоняет голову) — повтор по 5 раз при скрещивании рук (руки меняются); вдох на раскрытии, выдох при скрещивании рук.
— Как здорово у вас получилось, ребята, со мной радоваться и прятаться!
— А что вы обо мне знаете? Какое я животное: дикое/ домашнее. Почему?
— Чем я питаюсь? Где живу, в каком домике? Что делаю летом, а зимой? Ответы детей сопровождаются картинками о жизни ежей и комментариями героя.
— Как приятно, что вы обо мне все знаете!
— Скажите. Пожалуйста, а какие деревья растут в лесу?
— Назовите цветы, которые могут расти в лесу. Герой показывает картинки изображением лесных цветов и помогает детям (ромашка, клевер, незабудка, одуванчик, колокольчик, гвоздика, василек).
— Ребята, скажите, пожалуйста, медведь, лось, лиса, еж — это кто? А какие они? Почему? А какие еще бываю животные? А если животные маленькие. Они как называются?
— Я сейчас буду называть взрослых лесных животных, а вы называйте их детенышей. Договорились?
— Молодцы! Всех назвали! Я с радостью с вами прощаюсь и желаю приятного путешествия по лесу!
Станция «Встреча с Лесной Феей»
Дети подходят к полянке, где их встречает знакомая лесная Фея.
— Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Как приятно с вами встретиться в этом красивом лесу.
— А вы знаете о том, что лес живой?
— Послушайте, какое стихотворение написала Ирина Сеньчукова, детский писатель, наш современник
Я вчера узнал случайно,
Есть у леса одна тайна.
Оказалось лес живой!
Дышит он, как мы с тобой.
Он не ест, но воду пьет
И от этого растет!
И ему, как нам ребята,
Солнце теплое приятно.
Лес страдает и болеет,
Разговаривать умеет!
Всех накормит он едой,
Потому, что лес живой!
— Ребята, а вы согласны, что лес живой?
— Скажите, а кого цвета летний лес? Осенний? Зимний?
— А чем летом пахнет лес? Точно.
— А что можно услышать в лесу?
— А кто живет в лесу? Верно, лес — это дом для птиц, животных, а все, что там растет живое.
— Ребята, а кто — нибудь из вас знает, как вести себя в лесу?
После ответов детей, Лесная Фея показывает детям мини плакаты с изображением ситуаций, как не надо вести себя в лесу(мусорить, жечь и оставлять не потушенными костры, ломать деревья, собирать ядовитые грибы и ягоды).
— Ребята, запомнил правила поведения в лесу, крикните: Я!
— Кто будет соблюдать эти правила и беречь лес, живой дом для птиц и зверей, хлопайте громко в ладоши!
— Кто расскажет о этих правилах своим родителям, братьям, сестрам — топайте ногами!
— Я очень рада, что вы ребята понимаете о ценности леса для природы и человека. Спасибо вам, что вы будите беречь лес!
-Счастливого вам путешествия по нашему лесу!
Дети прощаются с Лесной Феей!
Источник