Конспект урока по экологии в 3 классе
Цель: Познакомить детей с ягодными растениями с.Кутана, показать их многообразие и красоту. Формировать понятие о значении ягод в жизни человека и лечебных свойствах ягод. Развивать речь, наблюдательность, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к ягодным полянам и кустарникам
Планируемые результаты:
- понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
- ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
- повторить дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;
- различать культурные растения – по назначению.
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать существенные и несущественные признаки;
- приводить примеры дикорастущих и культурных растений;
- рассказывать о лесных ягодах
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий;
- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
- доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
- находить необходимую информацию в учебнике;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- выполнять индивидуальные и групповые задания;
- совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
- самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
- ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
- распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.
- ноутбук, мультимедийная презентация;
- раздаточный информационный материал.
- свежезамороженные ягоды, варенья из ягод
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-дискуссия.
— Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? (слайд 1)
— Какое настроение вызывает у вас такая погода?
— А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!
У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!
Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.
2. Актуализация знаний. (Повторение пройденного)
— Ребята, сегодня на уроке мы вспомним удивительных представителей живой природы.
Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
Догадались? Конечно, это растения?
“Не можем жить мы без растений
Об этом скажет нам не только гений.
Как воздух нам нужны они.
Они разнообразны…
И все они по-своему прекрасны”
— Вспомните, какие группы растений вы знаете?
— Чем похожи и чем отличаются ЕЛЬ и ЯБЛОНИ?
(Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды
Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)
— Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ОРЕШНИК.
— Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?
(О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ )
— На прошлом уроке мы научились сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению,
3. Проверка домашнего задания (Сообщения о ягодах родного края)
Одно из богатств нашего края — ягоды. И сейчас ребята нам сообщат о некоторых из них.
Какие ягоды вы узнали ?
А где растут ягоды ? Правильно, по месту произрастания ягоды делятся на Садовые и лесные . Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней ? (и те и другие ягоды полезные, в них много витаминов) .
К лесным ягодам относятся те , которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.
Садовые ягоды — те , которые созревают на кустарниках и кустиках в саду .
– Что же это за ягодки ? Так где они все растут? Правильно, это садовые ягоды !
Садовые ягоды очень вкусные , сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями (такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его . Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.
Дидактическая игра «Исправь ошибку» .
Ребята, я буду говорить факты, а вы следите за мной, если я говорю верно, то вы хлопаете, если я говорю неверно, то вы топаете.
Земляника растет на дереве;
брусника сладкая как сахар;
малину любят не только люди но и животные;
черника очень вредная для здоровья.
В наших лесах есть и ядовитые ягоды — это волчье лыко и вороний глаз (показ картинок с изображением этих ягод) Как вы думаете, почему они так называются?
Несъедобные грибы и ягоды могут приносить вред и пользу. Неумение их распознавать приводят к отравлениям. В то же время животные и люди лечатся ими. Эти растения не нужно трогать руками, нельзя их сбивать и растаптывать.
4. Открытие нового знания
Работа в группах (по рядам)
— Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждая группа получит листок с заданием.
2. Составьте как можно больше слов от слова «ЗЕМЛЯНИКА»
3. «Узнай по вкусу» (с каждой группы по 2 человека. С завязанными глазами узнать какая ягода? какое варенье?)
Вверх на солнце посмотрели,
Дружно хлопаем, ногами топаем,
5. Связь приобретенных знаний с практической деятельностью человека
Для жителей городов и посёлков сибирская тайга может показаться бедной и глухой, пугающей непроходимыми дебрями и топкими болотами. А тем, кто в ней живёт (коренные жители эвенки и якеуты) тайга — родной дом и «скатерть — самобранка». Сбор брусники, голубики, жимолости является организованным промысловым хозяйством наравне с охотой и рыболовством.
А кто из вас умеет собирать ягоды? Как правильно вести себя на ягодной поляне? В какую посуду нужно собирать ягоды? (показ туесков, корзинки)
Можно ли собирать ягоды комбайном? Почему нет?
О способах заготовки ягод на зиму. (замораживают, перетирают с сахаром, варят варенье, компоты)
Повторение правил поведения в природе .
Ягоды — это небольшая частичка нашей природы, нашего края, нашей Родины. Беречь Родину надо начинать с малого. Беречь свой дом, свою школу, свою улицу, посёлок. Бережно относиться к своему краю — это значит любить, жалеть и оберегать каждое деревце, каждый кустик, каждую травинку и ягодку.
А какие правила поведения в природе вы уже знаете и соблюдаете?
6. Итог урока, рефлексия деятельности
— Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?
— Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок
7. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению
1) нарисовать и придумать загадку о ягоде;
Источник