Лесные_растения_хвойных_лесов

2. Растения хвойного леса.

Кустарнички как основная жизненная форма хвойных лесов. Разнообразие жизненных форм многолетних трав (длинно- и коротко корневищные, наземно-ползучие; розеточные и длиннопобеговые; длительновегетируюшие и эфемероиды; летнезеленые и вечнозеленые). Особенности надземных и подземных побегов. Возобновление, нарастание и ветвление, формирование системы побегов. Корни и корневые системы. Однолетние и многолетние части растения. Способы перезимовки, положение почек возобновления. Вегетативное размножение.

Особенности строения листьев лесных кустарничков и трав. Цветки и соцветия, приспособления к опылению. Плодоношение, морфология плодов и семян, приспособления к их распространению.

Мхи. Их общий облик, расчленение побега. Гаметофит и спорофит. Мхи напочвенные и эпифитные.

Папоротники. Спорофит, его строение, рост. Развитие листа (вайи). Сорусы и спорангии. Заросток. Жизненные формы папоротников и их вегетативное размножение.

Хвощи. Строение спорофита и его рост. Спороносные колоски. Дифференциация побегов. Вегетативное размножение. Плауны: общий облик, образ жизни.

Ядовитые и лекарственные растения хвойного леса; виды, нуждающиеся в охране.

Важнейшие биологические особенности и отличия растений, живущих под пологом хвойных и лиственных лесов.

3. Растения суходольного и пойменного луга

Основные жизненные формы. Длинно- и короткокорневищные. кистекорневые, рыхлокустовые и плотнокустовые, стержнекорневые, корнеотпрысковые многолетние растения. Монокарпики и поликарпики, однолетние и двулетние растения. Полупаразиты и паразиты. Строение надземных и подземных органов. Кущение и его типы. Особенности корневых систем у бобовых, явление симбиоза. Вегетативное возобновление и размножение. Строение соцветий, цветков. Приспособления к опылению. Типы плодов. Приспособления к распространению плодов и семян. Семенное размножение. Ядовитые и лекарственные травы луга.

4. Растения водоемов и болот

Погруженные, плавающие, полуводные и береговые растения. Особенности мест их обитания и приспособительные черты строения. Особенности анатомического строения листьев и стеблей гигрофитов, гидрофитов и гидатофитов. Приспособления к перезимовке. Вегетативное размножение, некоторые закономерности распределения в зависимости от условий увлажнения. Биология цветения и плодоношения водных и полуводных растений.

Водоросли в водоеме и на почве.

Жизненные формы растений низинных и верховых болот. Болотные кустарнички, их морфофизиологические особенности (вечнозеленость, ксероморфизм и др.). Размножение. Практическое значение и охрана. Насекомоядные растения сфагновых болот.

5. Сорные и рудеральные растения

Понятие о сегетальных сорняках и рудеральных растениях. Адвентивные виды. Сорные растения как специализированная экологическая группа. Основные биологические группы сорняков по продолжительности жизни и способам воспроизведения и размножения. Энергия семенного и вегетативного размножения. Распределение сорняков в посеве по отношению к культурному растению. Способы борьбы с сорняками. Облигатные и факультативные сорняки. Жизненные формы рудеральных растений. Их экология, способы расселения и размножения.

Читайте также:  Чем_отличается_гриб_от_простуды

Артюшенко 3. Т., Федоров А.А. Атлас по описательной морфологии высших растений. Плод. – Л.,1986.

Булохов А.Д., Величкин Э.М. Определитель растений Юго-Западного Нечерноземья России. – Брянск, 1997.

Булохов А.Д. Введение в систематику водорослей и грибов. Учебное пособие. – Брянск, Изд–во БГПУ, 1999.

Булохов А.Д. Основы фитоценологии. Учеб пособие. Брянск.: Изд-во БГПИ. 1991. – 123 с.

Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.Н. Ботаника. Анатомия и морфология растений. – М.: Просвещение, 1999.

Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений. – М.: Просвещение, 1981.

Гарибова Л.В., Дундин Ю.К., КоптяеваТ.Ф., Филин В.Р. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. – М.: Мысль, 1978.

Горбунова Н.П. Альгология. Учебное пособие для вузов по специальности «Ботаника». – М.; Высшая школа, 1991.

Гордеева Т.Н., Круберг Ю.К.. Письяукова В.В. Практический курс систематики растений. – 3-е изд. – М., 1986.

Горышина Т.К. Экология растений. – М.: Высшая школа, 1979.

Губанов И.А., Киселева КВ., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра Европейской России. — М.: Аргус, 1995 изд. 2.

Гуленкова М.А.. Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М.: Просвещение, 1976.

Жизнь растений. – М.: Просвещение, 1974-1982. Т. 1-6.

Жмылев П.Ю., Алексеев Ю.Е., Карпухина Е.А., Баландин С.А. Биоморфология растений. Иллюстрированный словарь. — Изд. 2. — М.: 2005.

Комарницкий Н.А., Кудряшов Л.В., Уранов А.А. Ботаника. Систематика растений. – М.: Просвещение, 1975.

Краткий словарь ботанических терминов. Под ред. проф. А.Г. Еленевского. – Саратов, 1993.

Курс низших растений: Учебник для студентов ун-тов/ Великанов Л.Л., Гарибова Л.В., Горбунова Н.П. и др.; Под ред. М.В. Горленко. – М.: Высшая школа, 1981.

Маевский П. Ф. Флора средней полосы европейской части России. 10-е изд. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006.

Малый практикум по низшим растениям: Учеб. пособие для студентов-биологов ун-тов. – М.: Высшая школа, 1976.

Михайловская И. С. Строение растений в связи с условиями их жизни. – М.: Наука, 1981.

Солдатенкова Ю.П. Малый практикум по ботанике. Лишайники (кустистые и листоватые). — М.: Изд-во МГУ, 1977.

Старостенкова М.М., Гуленкова М.А.. Шафраново Л.М., Ширина Н.И. Учебно-полевая практика по ботанике. – М.: Высшая школа, 1990.

Федоров А.А., Артюшенко 3. Т. Атлас по описательной морфологии высших растений. Цветок. – Л.1975.

Федоров А.А., Артюшенко 3. Т. Атлас по описательной морфологии высших растений. Соцветие. – Л., 1979.

Шенников А.П. Экология растений. – М.: Советская наука, 1950.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебно-полевая практика является частью курса «Ботаника с основами фитоценологии». Цель летней учебной практики — освоение студентами полевых методов исследования отдельных растений и растительных сообществ в целом. Кроме этого в процессе летней учебной практики есть возможность получить начальные знания по экологии и географии растений. Многие анатомо-морфологические особенности растений определяются условиями их обитания, поэтому мы стремились придать летней учебной практике по ботанике экологическое направление.

Читайте также:  Сколько_растет_грибница_шампиньонов

В задачу летней практики входит практическое освоение студентами систематики, морфологии, элементов экологии растений и геоботаники. Экскурсии в природу представляют собой такую форму обучения, которая не может быть заменена никакой другой. Во время практики студенты изучают в естественной обстановке разнообразие растительного мира, взаимосвязь растений с окружающей средой, знакомятся с различными приспособлениями растений к условиям жизни и убеждаются в единстве растительного организма с условиями его существования. Практическое исследование растительных сообществ данной местности, знакомство с методами изучения их дает студентам общее представление о фитоценологии.

Методами работы на практике является сбор и определение растений, их гербаризация, проведение фенологических наблюдений, а так же методы анализа растительного покрова (метод пробных площадок, составление экологических рядов и т.п.). Одновременно с выполнением определенных заданий студентам может быть поручен сбор учебного материала для зимних лабораторных занятий.

В результате летней учебной практики студент должен:

— приобрести твердые знания основных видов местной флоры, знать латинские названия не менее 25 видов;

— знать, как и в какой мере, окружающая среда влияет на растения и изучить черты адаптации растений к среде;

— изучить основные жизненные формы и экологические типы растений;

— уметь давать грамотно с точки зрения ботаники морфологические описания растений.

— освоить методы классификации и ординации растительных сообществ; уметь отличать основные типы лесных и травянистых сообществ;

— уметь связывать распределение типов растительных сообществ в зависимости от экологических и географических условий.

Источник

Кустарники хвойного леса

Все хвойные леса разделены ярусами, и в каждом ярусе произрастают различные виды растений. Первый ярус (самую верхушку) занимают деревья. Их широкие кроны заслоняют небесную синеву и препятствуют проникновению солнечного света на нижние ярусы. Растения первого яруса: пихта сибирская, сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница сибирская, кедровая сосна и другие хвойные деревья .

Второй ярус хвойного леса заняли более низкорослые деревья: рябина обыкновенная, яблоня дикая, клен полевой, а кустарникам третьего яруса относятся лещина обыкновенная, крушина ломкая, бересклет бородавчатый, жимолость лесная и др.

Травянистые растения занимают четвертый ярус, а в состав пятого входят лишайники и мхи. В пятом ярусе всегда скапливается большое количество сухих веток, опавшей хвои и листвы, которые образуют лесную подстилку. Именно на этой подстилке на пятом ярусе развиваются бактерии, грибы и беспозвоночные животные.

Читайте также:  Можно_ли_есть_подосиновик_гриб

Но сегодня мы поговорим о третьем ярусе хвойного леса — кустарниках. Пожалуй, самым популярным кустарником хвойного леса считается лещина обыкновенная. Это лиственный кустарник, предпочитающий песчаные, хорошо удобренные почвы. Из-за наличия по соседству крупных хвойных деревьев привык расти в полутени. Кору, листья, сережки и орехи лещины используют в медицине и кулинарии. Орехами так же не прочь полакомиться птицы и некоторые виды животных хвойного леса.

Второй по распространенности вид кустарника хвойного леса — это жимолость лесная или обыкновенная. Жимолость — листопадный кустарник, достигающий в размерах до 2.5 м. Цветет этот кустарник хвойного леса приблизительно в мае — июне, но плоды не съедобны, хотя многие птицы и животные могут употреблять их в пищу. В природе встречаются более 200 сортов жимолости, и многие из них человек одомашнил, став выращивать их на своем участке. Плоды садовых видов жимолости пригодны в пищу и имеют сочный, сладкий с горьковатым ощущением вкус. Из культурных плодов жимолости варят варенье, вино, желе, и едят свежими. На ветках лесной жимолости вьют гнезда многие лесные птицы.

Еще один кустарник хвойного леса — это крушина ломкая, в народе ее прозвали сорочья ягода, волчья ягода, крушинник, черемоха. Крушина растение интересное ее применение нашло во многих отраслях промышленности. Ее плоды в незрелом виде очень ядовиты, но их, как кору и ветви дано используют в медицине. Кора обладает слабительным средством, а так же для лечения двенадцатиперстной кишки и язвенной болезни желудка, для лечения холециститов, желчно-каменной болезни и гепатохолециститов. В древности ветки крушины вешали над окнами и дверями, считая, что это растение разрушает (крушит) злые умысли демонов и колдунов, что в какой-то степени и определило ее название.

Кустарники в хвойном лесу имеют каждый свое значение. Например, кустарник хвойного леса — бересклет бородавчатый — очень декоративен. Его даже используют садоводы для создания живых изгородей. Ягоды этого растения весьма ядовиты, но они все же нашли применение в медицине. Из коры бересклеты добывают краску желтого цвета. На ветках бородавчатого бересклета селятся птицы, где откладывают яйца и выводят потомство.

Растительность хвойных лесов разнообразна, но с каждым годом все больше видов растений попадают в Красную книгу или исчезают вовсе. Человек разучился беречь природу хвойного леса, что непоправимым образом приведет к резкому уменьшению популяции растений. Чтобы сохранить хвойный лес во всей его первозданной красоте, уберечь каждую травинку и насекомое, следует с осторожностью относиться к тому, что создала природа еще миллионы лет до нашего рождения.

Источник

Оцените статью