§3.Понятие права собственности на природные ресурсы
Собственность — необходимая предпосылка всякого производства. Она присуща любому обществу, любой общественно-экономической формации, она была и при первобытнообщинном строе и будет существовать всегда.
Право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей, ресурсами недр и т.д. в целях рационального их использования и охраны.
Под понятием права собственности подразумевают два значения:
— право собственности в объективном смысле;
— право собственности в субъективном смысле;
Право собственности в объективном смысле есть совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих в соответствии со структурой общества отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией Республики Беларусь. В соответствии со ст.13 недра, воды, леса, составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Положения Основного закона получили развитие в Законе «Об объектах, которые находятся только в собственности государства» от 5 мая 1998 г., где дан подробный перечень природных ресурсов, находящихся только в собственности Республики Беларусь. К таким природным ресурсам относятся: земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность: недра, воды, леса, особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество, дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь, воздушное пространство Республики Беларусь.
Право собственности в субъективном смысле означает возможность индивида или коллектива по своему усмотрению и независимо от кого-либо владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.
Субъективное право собственности предоставляет возможность собственнику по своему усмотрению использовать имущество в различного рода целях, не запрещенных законом, совершать в отношении собственного имущества любые действия, не противоречащие закону. Лицо, владеющее имуществом на праве собственности, вправе также передать другим лицам эти правомочия, отчуждать (например, продать, подарить, завещать) и т.д. Возникновение субъективного права собственности у лица (лиц) происходит лишь в силу определенных юридических фактов, например, купли-продажи.
Таким образом, если право собственности в объективном смысле рассматривается как совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих отношения по владению, пользованию и распоряжению средствами и продуктами производства вообще, то право собственности в субъективном смысле всегда принадлежит определенному лицу (лицам), и относится к конкретному имуществу, что по существу и определяет их отличие друг от друга.
Право собственности как один из важнейших институтов экологического права охраняется законом.
Конкретные вопросы, касающиеся права собственности на природные ресурсы, изложены в отраслевом законодательстве — Водный кодекс, Лесной кодекс, Кодекс о недрах, Кодекс о земле и т. д.
Например, Лесной кодекс предусматривает, что леса являются государственной собственностью, состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
Водный кодекс следующим образом регулирует отношениям области использования и охраны вод: все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь (ст.4).
Соответствующим образом ст. 3 Кодекса о недрах регулирует право собственности на недра: недра Республики Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение недрами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции.
Объектами права собственности в рамках животного мира могут выступать дикие животные, постоянно обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в водах, лесах и других экосистемах в пределах территории Республик Беларусь.
К особо охраняемым природным территориям и объектам, выступающим в качестве объектов права собственности, относятся заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы.
Правовые нормы о содержании права собственности на природные ресурсы, а также об охране данного права рассредоточены по разным законодательствам и подзаконным нормативным актам.
Источник
Лесное законодательство
Акты законодательства различают следующие категории растительного мира:
· нелесная древесно-кустарниковая растительность;
· флора, произрастающая на землях водного фонда;
· естественные луга на землях сельскохозяйственного назначения;
· растения, занесенные в Красную книгу.
Лес — это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.
В соответствии со статьей 4 Лесного кодекса Республики Беларусь (14 июля 2000г.) все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом (лесные и нелесные земли), образуют государственный лесной фонд.
В государственный лесной фонд не входят: единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность, в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, в пределах полос транспортных и коммуникационных линий, а так же растительность на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках личного подсобного хозяйства.
Согласно Лесному кодексу Республики Беларусь в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением, местонахождением и выполняемыми функциями производится деление по группам лесов.
Леса первой группы занимают 41,9% площади лесного фонда,к ним относятся:
ü леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
ü леса особо ценных участков государственного лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;
ü защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог);
ü санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов и промышленных предприятий).
Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса) и занимают 58,1% лесного фонда.
Основная часть лесов (около 80%) находится в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь.
Лесные отношения в Республике Беларусь, т.е. общественные отношения в области использования и охраны лесов, регулируются Конституцией Республики Беларусь, Лесным кодексом Республики Беларусь, законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране и использовании животного мира», «О государственной экологической экспертизе».
Субъектами лесных отношений могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства.
Объектами лесных отношений являются государственный лесной фонд, отдельные его участки и права пользования ими.
В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь леса составляют исключительную собственность государства. Таким образом, леса предоставляются только в пользование, а право распоряжения ими принадлежит исключительно государству в лице соответствующих органов управления.
Источник