Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Систематизировать знания детей о времени года зима и лесных животных.
Развивать речь, учить отвечать на поставленные вопросы; формировать основы безопасного поведения в лесу.
Способствовать углублению и обогащению знаний детей о диких животных. Расширять представления детей о лесе и его обитателях; закреплять знания детей о времени года зима.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
— Сейчас на улице холодно, а в наших сердцах царит добро, тепло и хорошее настроение- Встанем в круг, улыбнемся друг другу и подарим свое настроение. Ведь улыбка – это подарок, а подарку всегда рады.
В центре круга на столе лежат картинки «Времена года»., воспитатель с детьми рассматривают их.
В: Ребята, я для вас подобрала картинки. На них изображены времена года. Какие времена года вы знаете?
В: Какая картинка подходит к нашему времени года.
Дети выбирают подходящую картинку.
В: Правильно. Давайте повесим нашу картинку на доску.
Воспитатель с детьми подходят к доске. На столе около доски разложены карточки с признаками времен года.
В: По каким признакам вы определили, что сейчас зима?
Д: Потому что лежит снег, на улице зимой холодно, солнышко светит, но не греет, люди надевают теплую одежду, на деревьях нет листьев
— Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?
— А что больше всего вам понравилось в лесу?
— А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)
В: Интересно, а что же происходит зимой в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес? (хотим). Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
Я предлагаю поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «это очень хорошо», если плохо, то все вместе кричим «это очень плохо»!
И кричу там громко? (это очень плохо)
И выброшу бумажку? (это очень хорошо)
На пеньке оставлю? (это очень хорошо)
Колышек подставлю? (это очень хорошо)
А тушить не буду? (это очень плохо)
И убрать забуду. (это очень плохо)
Банку закапаю? (это очень хорошо)
Я ей помогаю! (это очень хорошо)
— А как нам попасть в такой красивый, волшебный зимний лес. Но, для того, чтобы попасть в волшебный лес, нужно произнести волшебные слова. Но сначала давайте оденемся.1,2,3, 4, 5,
будем бегать в них вприпрыжку.
чтоб случайно не простыть и здоровенькими быть!
и на ручках варежки для ребяток маленьких.
— А теперь закрываем глазки. (Воспитатель произносит слова) «Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в лесу ты окажись!»
Дети перемещаются по группе по тропинке (шнур) с высоким подниманием бедра, имитируя ходьбу по сугробам.
В: Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво!
В: Посмотрите, чьи-то следы на снегу. (На полу разложены картинки со следами.) Мы пойдем по следам и узнаем, кому они принадлежат. Дети с воспитателем идут по следам (останавливаются на знаке «?»).
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это?
(Воспитатель показывает изображение лисы).
В: Какого цвета у лисы мех.
В: Лиса зимой окраску не меняет. У неё хороший слух и нюх. Лисица проворный и осторожный зверь. А зачем лисе такой пушистый хвост?
Д: Согревает, следы заметает.
В: Посмотрите, здесь ещё есть следы. Дети с воспитателем идут по следам (останавливаются на знаке «?»).Чьи они?
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это?
(Воспитатель показывает изображение зайца).
В: Правильно. А что вы можете рассказать о зайке? Какую шубку носит заяц зимой? (белую).
— Почему он сменил серую шубку на белую? (в белой шубке теплее и она помогает ему прятаться от врагов)
— Где живет зайка? — Чем питается заяц зимой? (корой, ветками деревьев)
В: А что помогает зайцу заметить опасность?
В: Посмотрите, как заяц запутал свои следы. Для чего он это делает?
Д: Спасается от хищник4.«Зайка»
— А сейчас ребта, давайте немного отдохнем(физкультминутка).
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
В: Посмотрите, здесь еще чьи-то следы. Дети с воспитателем идут по следам (останавливаются на знаке «?»).
Дружбу водит лишь с лисой,
Страшный он, сердитый, злой.
(Воспитатель поазывает изображение волка)
В: Что согревает волка зимой?
Д: Густая, плотная, теплая шерсть.
В: Цвет шерсти у волка зимой не меняется, остается серебристо – серой. У волка длинные сильные ноги и он долго может бежать.
В: Ребята, а вы больше ничего не заметили? Подходим по следам к ели, возле которой разбросаны шишки и орехи. Посмотрите, что тут произошло? Кто здесь побывал? (останавливаются на знаке «?»).
В: Что она искала в шишках?
(Воспитатель показывает изображение белки)
В: А, вот и сама белочка. Как называется жилище белок?
В: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Лазит быстро по деревьям.
— Ребятки , а кто еще живет в лесу?
— Медведь.А почему следов медведя нет?
(Воспитатель показывает изображение медведя)
Д: Он зимой спит в своей берлоге, сосет лапу. Еще с осени он накапливает толстый слой жира и спит до самой весны.
(затем дети садятся на стульчики).
Воспитатель показывает картинки, а дети называют где это животное живет.
В: В каком лесу мы сегодня побывали?
В: С какими животными мы встретились?
Д: С зайцем, лисой, белкой и волком.
В: А сейчас мы проверим, как вы запомнили следы животных.
— А теперь нам с вами пора возврвщаться в детский сад. Для этого я снова скажу волшебные слова! Закрываем глазки. (Воспитатель произносит слова) «Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в детском саду ты окажись!»
В: Вам понравилось наше путешествие?
В: А что наиболее запомнилось?
Источник