Конспект урока окружающего мира «Заочная экскурсия в зимний лес «Учимся различать деревья зимой» »
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Цели деятельности учителя: Формирование навыка определения разных видов деревьев по силуэтам, коре и плодам. Обучение определять зимой по силуэтам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина, сосна, ель
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Царёвой Л.А.; раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Заочная экскурсия в зимний лес «Учимся различать деревья зимой»
Цели деятельности учителя: Формирование навыка определения разных видов деревьев по силуэтам, коре и плодам. Обучение определять зимой по силуэтам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина, сосна, ель
Предметные: Закрепление знаний об особенностях зимнего периода года
Личностные: Воспитывать коммуникативные умения. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изучению предмета.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: УМК « Перспективная начальная школа» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Царёвой Л.А.; презентация, раздаточный материал.
I.Этап самоопределения к деятельности
— Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Равилевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
К: планирование сотрудничества с учителем
II.Актуализации знаний и мотивация
— Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами заочно отправляемся в лес для изучения деревьев, произрастающих в Челябинской области.
Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого? Нам с вами сложно ответить на этот вопрос, поэтому мы и будем проводить исследование
Прежде чем мы начнем работу, давайте поставим цель нашего урока
Исходя из поставленной цели, какие задачи мы себе поставим?
Настраиваются на продуктивную деятельность.
-Научиться различать деревья по силуэтам
-Вспомнить, какие деревья произрастают в Челябинской области, вспомнить, как они выглядят летом, сравнить деревья летом и зимой, научиться различать зимние деревья по силуэтам
Л: включение в учебную деятельность
III.Постановка учебной задачи
– Ребята, обратите внимание на доску. Что вы на ней видите?
– На какие две группы можно разделить эти деревья?
– Какие деревья относятся к лиственным?
– Какие деревья относятся к хвойным?
– Назовите хвойные деревья, которые изображены на рисунках.
– По каким признакам вы это определили?
– Назовите лиственные деревья, изображенные на рисунках.
– По каким признакам вы это определили?
А теперь закройте глаза. Попробуйте представить свое имя, написанное на доске. Постарайтесь прочитать его наоборот справа налево. Ваши глаза в это время отдохнут.
– Откройте глаза. У кого получилось прочитать своё имя наоборот? Взгляните на доску. Что изменилось?
– Какие деревья не изменились?
– Чем похожи деревья зимой? Чем отличаются?
Давайте посмотрим, как представлено лексическое значение этих слов:
Крона – Вся разветвленная часть дерева с его листвой (Слайд 6)
Кора – Наружный покров ствола, стеблей или корней древесных растений(Слайд 7)
Плоды – Сочная, съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды и т.п.) (Слайд 8)
Силуэт – Очертание кого-либо, чего-либо, виднеющееся вдали, в темноте, в тумане; внешнее очертание – контур.(Слайд 9)
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы
– Один главный ствол, от которого отходят ветви.
– Те, у которых листья – хвоинки.
– Берёза, рябина, клён, тополь, дуб.
– Были деревья с листьями, стали без них – зимой.
– Кроной, корой, плодами, силуэтом.
Л: самоопределение к деятельности
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
М: словесный (рассказ, беседа), наглядный (показ презентации)
– Что же нам поможет определить, какое дерево скрывается под снежной шапкой? Как его узнать?
— Замечательно, ребята, а теперь расскажите нам о деревьях: клёне, липе, ели, сосне рябине, дубе. Какие у них стволы, как растут ветки и как выглядят плоды?
– Где мы можем получить эту информацию?
Вот, ребята, мы с вами вышли на полянку, вокруг которой растут самые разные деревья! Раз мы с вами на экскурсии, спешу вам сообщить, что теперь экскурсоводы – вы. Но вы, конечно, не будете ходить по лесу и рассказывать нам про каждый кустик и сугроб, сейчас я буду описывать вам какое-либо дерево, а вы будете говорить, как оно называется:
Клён. Ствол коричнего-серого цвета с неровной поверхностью. Ветви прямые и крепкие. Имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.
Липа. Ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветки растут зигзагами. Боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.
Ель. Мощное прямое дерево. Ствол тёмно-коричневый. Широкие ветви-лапы эластичные и пружинистые. Иголочки-хвоинки короткие, колючие и прикреплены поодиночке. Шишки длинные, ровные, большие.
Сосна. Высокое стройное дерево. Ствол красный, как будто из меди, и блестит на солнце. А в низу, ближе к земле, кора коричневая и очень толстая. Мощные распахнутые ветви. Иголки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, прикреплены к ветке по две хвоинки вместе. Шишки мелкие, с одного конца заостренные.
Рябина. У дерева тонкий ствол. Это небольшое дерево с ажурной кроной. Его нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам-гроздьям красных ягод, которые украшают дерево и зимой.
Дуб. Толстый, мощный ствол, темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами-морщинами. Ветви не прямые, не ровные, их линии изломанные, угловатые, резкие как будто они никогда не тянулись вверх к свету и теплу. Плоды – жёлуди.
Берёза. Стройный ствол и крепкие боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки дерева тонкие, свисающие вниз. Белая крона деревьев имеет черные штрихи. Плод напоминает бабочку (семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам).
Тополь. Ствол гладкий, зелено-серый, серый, светлый. Веточки будто бы направлены ввысь. Крона у дерева становится узкой, похожей на пирамиду. Их так и называют – пирамидальные.
Составлять план работы вместе с учителем.
– Поможет знание признаков каждого дерева: какая у него крона, кора, плоды, какой силуэт
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р: волевая регуляция в ситуации затруднения
П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение второстепенной и основной информации
Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
V.Первичное закрепление во внешней речи
Давайте повторим еще раз, как мы можем отличать деревья?
– Посмотрев на крону, кору, плоды, силуэт.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
П: структурирование знаний
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
М: практический (выполнение задания)
Теперь, когда вы знаете все о деревьях, я могу вам дать задание, которое пришло к нам из самого Института исследования деревьев. Но дело в том, что бирки с названиями и значениями частей деревьев перепутались, ребята, вам нужно восстановить полученный документ и мы сможем отправить его в институт.
Соедини слово с его значением
— Сочная, съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды и т.п.)
— Очертание кого-либо, чего-либо, виднеющееся вдали, в темноте, в тумане; внешнее очертание – контур
— Вся разветвленная часть дерева с его листвой
— Наружный покров ствола, стеблей или корней древесных растений
Бирки с названиями деревьев перепутались, а на фотографиях названия деревьев и вовсе стерлись, еще и изображение на некоторых придется восстанавливать. Работа будет проводиться в группах. Задания и всё необходимое лежит у вас на рабочих столах:
- Рассмотри ветки деревьев (кору, плоды)
- Определи, какое это дерево.
- Подпиши бирку с названием этого дерева.
- Рассмотри рисунки.
- Определи (по силуэту) вид дерева.
- Напиши к рисунку соответствующее название.
— Приступайте к работе. Готовность группы отвечать показываем поднятой рукой.
- Что необходимо было сделать?
- Это клён так как ……. объяснение.
- По каким признакам определили вид дерева?
(по кроне и плодам – 1 гр., 2 гр.; по силуэту и кроне – 3 гр.; по стволу, кроне (вид) и дорисовывали крону – 4 гр.).
— Кто согласен с мнением 1 группы?
— Кто согласен с мнением 2 группы?
— Кто согласен с мнением 3 группы?
— Кто согласен с мнением 4 группы?
П:выполнение действий по алгоритму
VII.Включение в систему знаний
Ребята, помните, в начале нашего путешествия в лес, были вопросы, на которые мы так и не смогли ответить, а именно:
Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого?
Кто теперь, после нашего исследования, небольшого путешествия, сможет ответить на эти вопросы?
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Поднимите руку те ребята, кому на уроке было легко и интересно
-Теперь, поднимите руку те, кому было НЕ ОЧЕНЬ легко, но интересно
-Поднимите руку те, кому не было легко и не было интересно
-Поднимите руку те, кому урок понравился
– Чтобы различать деревья зимой, надо знать признаки каждого дерева: крона, кора, ствол, силуэт, плоды.
П: осознанное произвольное построение речевого высказывания
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Если у вас появилось желание узнать о деревьях больше, рекомендую сходить в школьную библиотеку
Источник