Лес_зимой_конспект_урока

Конспект урока окружающего мира «Заочная экскурсия в зимний лес «Учимся различать деревья зимой» »
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование навыка определения разных видов деревьев по силуэтам, коре и плодам. Обучение определять зимой по силуэтам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина, сосна, ель

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Царёвой Л.А.; раздаточный материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Заочная экскурсия в зимний лес «Учимся различать деревья зимой»

Цели деятельности учителя: Формирование навыка определения разных видов деревьев по силуэтам, коре и плодам. Обучение определять зимой по силуэтам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина, сосна, ель

Предметные: Закрепление знаний об особенностях зимнего периода года

Личностные: Воспитывать коммуникативные умения. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изучению предмета.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: УМК « Перспективная начальная школа» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Царёвой Л.А.; презентация, раздаточный материал.

I.Этап самоопределения к деятельности

— Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Равилевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

К: планирование сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний и мотивация

— Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами заочно отправляемся в лес для изучения деревьев, произрастающих в Челябинской области.

Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого? Нам с вами сложно ответить на этот вопрос, поэтому мы и будем проводить исследование

Прежде чем мы начнем работу, давайте поставим цель нашего урока

Исходя из поставленной цели, какие задачи мы себе поставим?

Настраиваются на продуктивную деятельность.

-Научиться различать деревья по силуэтам

-Вспомнить, какие деревья произрастают в Челябинской области, вспомнить, как они выглядят летом, сравнить деревья летом и зимой, научиться различать зимние деревья по силуэтам

Л: включение в учебную деятельность

III.Постановка учебной задачи

– Ребята, обратите внимание на доску. Что вы на ней видите?

– На какие две группы можно разделить эти деревья?

– Какие деревья относятся к лиственным?

– Какие деревья относятся к хвойным?

Читайте также:  Каким_цветом_ягоды_крыжовника

– Назовите хвойные деревья, которые изображены на рисунках.

– По каким признакам вы это определили?

– Назовите лиственные деревья, изображенные на рисунках.

– По каким признакам вы это определили?

А теперь закройте глаза. Попробуйте представить свое имя, написанное на доске. Постарайтесь прочитать его наоборот справа налево. Ваши глаза в это время отдохнут.

– Откройте глаза. У кого получилось прочитать своё имя наоборот? Взгляните на доску. Что изменилось?

– Какие деревья не изменились?

– Чем похожи деревья зимой? Чем отличаются?

Давайте посмотрим, как представлено лексическое значение этих слов:

Крона – Вся разветвленная часть дерева с его листвой (Слайд 6)

Кора – Наружный покров ствола, стеблей или корней древесных растений(Слайд 7)

Плоды – Сочная, съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды и т.п.) (Слайд 8)

Силуэт – Очертание кого-либо, чего-либо, виднеющееся вдали, в темноте, в тумане; внешнее очертание – контур.(Слайд 9)

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

– Один главный ствол, от которого отходят ветви.

– Те, у которых листья – хвоинки.

– Берёза, рябина, клён, тополь, дуб.

– Были деревья с листьями, стали без них – зимой.

– Кроной, корой, плодами, силуэтом.

Л: самоопределение к деятельности

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

М: словесный (рассказ, беседа), наглядный (показ презентации)

– Что же нам поможет определить, какое дерево скрывается под снежной шапкой? Как его узнать?

— Замечательно, ребята, а теперь расскажите нам о деревьях: клёне, липе, ели, сосне рябине, дубе. Какие у них стволы, как растут ветки и как выглядят плоды?

– Где мы можем получить эту информацию?

Вот, ребята, мы с вами вышли на полянку, вокруг которой растут самые разные деревья! Раз мы с вами на экскурсии, спешу вам сообщить, что теперь экскурсоводы – вы. Но вы, конечно, не будете ходить по лесу и рассказывать нам про каждый кустик и сугроб, сейчас я буду описывать вам какое-либо дерево, а вы будете говорить, как оно называется:

Клён. Ствол коричнего-серого цвета с неровной поверхностью. Ветви прямые и крепкие. Имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.

Липа. Ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветки растут зигзагами. Боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

Читайте также:  Календарный_план_лес_деревья

Ель. Мощное прямое дерево. Ствол тёмно-коричневый. Широкие ветви-лапы эластичные и пружинистые. Иголочки-хвоинки короткие, колючие и прикреплены поодиночке. Шишки длинные, ровные, большие.

Сосна. Высокое стройное дерево. Ствол красный, как будто из меди, и блестит на солнце. А в низу, ближе к земле, кора коричневая и очень толстая. Мощные распахнутые ветви. Иголки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, прикреплены к ветке по две хвоинки вместе. Шишки мелкие, с одного конца заостренные.

Рябина. У дерева тонкий ствол. Это небольшое дерево с ажурной кроной. Его нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам-гроздьям красных ягод, которые украшают дерево и зимой.

Дуб. Толстый, мощный ствол, темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами-морщинами. Ветви не прямые, не ровные, их линии изломанные, угловатые, резкие как будто они никогда не тянулись вверх к свету и теплу. Плоды – жёлуди.

Берёза. Стройный ствол и крепкие боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки дерева тонкие, свисающие вниз. Белая крона деревьев имеет черные штрихи. Плод напоминает бабочку (семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам).

Тополь. Ствол гладкий, зелено-серый, серый, светлый. Веточки будто бы направлены ввысь. Крона у дерева становится узкой, похожей на пирамиду. Их так и называют – пирамидальные.

Составлять план работы вместе с учителем.

– Поможет знание признаков каждого дерева: какая у него крона, кора, плоды, какой силуэт

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: волевая регуляция в ситуации затруднения

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение второстепенной и основной информации

Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

V.Первичное закрепление во внешней речи

Давайте повторим еще раз, как мы можем отличать деревья?

– Посмотрев на крону, кору, плоды, силуэт.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: структурирование знаний

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: практический (выполнение задания)

Теперь, когда вы знаете все о деревьях, я могу вам дать задание, которое пришло к нам из самого Института исследования деревьев. Но дело в том, что бирки с названиями и значениями частей деревьев перепутались, ребята, вам нужно восстановить полученный документ и мы сможем отправить его в институт.

Читайте также:  Плодово_ягодные_питомники_во_владимирской_области

Соедини слово с его значением

— Сочная, съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды и т.п.)

— Очертание кого-либо, чего-либо, виднеющееся вдали, в темноте, в тумане; внешнее очертание – контур

— Вся разветвленная часть дерева с его листвой

— Наружный покров ствола, стеблей или корней древесных растений

Бирки с названиями деревьев перепутались, а на фотографиях названия деревьев и вовсе стерлись, еще и изображение на некоторых придется восстанавливать. Работа будет проводиться в группах. Задания и всё необходимое лежит у вас на рабочих столах:

  • Рассмотри ветки деревьев (кору, плоды)
  • Определи, какое это дерево.
  • Подпиши бирку с названием этого дерева.
  • Рассмотри рисунки.
  • Определи (по силуэту) вид дерева.
  • Напиши к рисунку соответствующее название.

— Приступайте к работе. Готовность группы отвечать показываем поднятой рукой.

  1. Что необходимо было сделать?
  2. Это клён так как ……. объяснение.
  3. По каким признакам определили вид дерева?

(по кроне и плодам – 1 гр., 2 гр.; по силуэту и кроне – 3 гр.; по стволу, кроне (вид) и дорисовывали крону – 4 гр.).

— Кто согласен с мнением 1 группы?

— Кто согласен с мнением 2 группы?

— Кто согласен с мнением 3 группы?

— Кто согласен с мнением 4 группы?

П:выполнение действий по алгоритму

VII.Включение в систему знаний

Ребята, помните, в начале нашего путешествия в лес, были вопросы, на которые мы так и не смогли ответить, а именно:

Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого?

Кто теперь, после нашего исследования, небольшого путешествия, сможет ответить на эти вопросы?

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Поднимите руку те ребята, кому на уроке было легко и интересно

-Теперь, поднимите руку те, кому было НЕ ОЧЕНЬ легко, но интересно

-Поднимите руку те, кому не было легко и не было интересно

-Поднимите руку те, кому урок понравился

– Чтобы различать деревья зимой, надо знать признаки каждого дерева: крона, кора, ствол, силуэт, плоды.

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Если у вас появилось желание узнать о деревьях больше, рекомендую сходить в школьную библиотеку

Источник

Оцените статью