Типы связи слов в словосочетании.
— повторение и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание», совершенствование умений выделять в составе предложения словосочетания , формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, совершенствование умений определять способы связи слов в словосочетании;
-развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умение анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
— формирование умения слушать и вступать в диалог, воспитание уважительного отношения к чужому мнению.
Тип урока: изучение новой темы
Использованная технология : «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы :
— таблица «Знаю – хочу знать — узнал»;
— объединение информации в блоки через сопоставление;
1.Организационный момент.
Найти словосочетания в стихотворении А.С. Пушкина (устно, слайд 1)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
— Ребята, мы продолжаем работать со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема – « Типы связи слов в словосочетании». (Слайд 2)
Цель нашей работы – узнать, какие виды связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
1.Приём «Мозговой штурм»
Учитель: Что называется словосочетанием? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
Индивидуальная работа.( Приём «Свободное письмо»)
В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:
· Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
· Соединение двух и более слов.
· Состоит из главного и зависимого слова.
· Бывают именные, глагольные и наречные.
· Состоит только из самостоятельных частей речи
· Слова, связанные по смыслу и грамматически
· Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.
Учитель. А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
3.Проверка работы и одновременное заполнение таблицы «Знаю- хочу знать- узнал»
Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.
По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
· Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
· Соединение двух и более слов.
· Состоит из главного и зависимого слова.
· Бывают именные, глагольные и наречные.
· Состоит только из самостоятельных частей речи
· Слова, связанные по смыслу и грамматически
· Связь в словосочетании – подчинительная и т.д
Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.(слайд 3)
Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
· Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
· Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
· В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
· Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.
Задание. Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки.(слайд 5)
Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар, довольно крепкий, очень быстро, интересный малышам, весело прыгая, весело прыгающий.
— Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:
(Слайд 6) по главному слову
1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить
помощь, сидеть прямо, слушать внимательно,
выбирать подарок, весело прыгая, весело прыгающий;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий
жар, интересный малышам;
3) довольно крепкий, очень быстро
Задание. Обобщим сведения, оформив их кластером . Добавьте свои примеры словосочетаний. (Слайд 7)
— Какие трудности встретились вам при выполнении задания?
— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем сейчас работать? Какой вариант нам менее знаком?
Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову.
Задание. А теперь объедините словосочетания в блоки по способу выражения зависимого слова.
1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;
2) касательная линия, творящий художник,обжигающий жар;
3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно)
-Этот вариант вам менее знаком?
(Объединение по зависимому слову незнакомо.)
— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
(Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах.)
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании – подчинительная.
1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
III. Стадия осмысления.
1. Учитель предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с материалом.
Приём «Пометки на полях» (Инсерт).
Прочитайте материал на стр.33-34,п.11
Сделайте пометки на полях:
«+» — если считаете, что это вам известно;
«-» — если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
« v » — если то, что прочитали, является новым;
«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
2.Работа в парах с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».
— Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.
( В ходе чтения параграфа таблица заполняется так)
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании – подчинительная.
1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
— Как вы думаете, почему так называются виды связи?
(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
2. Обобщение (применение теории на практике)
Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи — управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.
3. Практическое закрепление знаний.(слайд 8)
· Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
· Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
· Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
· Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
· Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
· Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
Предлагаю вам написать небольшое ЭССЕ.
Учащимся предлагается ответить на вопросы
— Что узнал и чему научился на уроке?
— Что хотел бы узнать?
(Примерный вариант ответа учащегося)
На уроке я узнал, какие типы связи в словосочетании выделяют в языкознании. Познакомился с такими типами связи, как согласование, управление, примыкание; понял, чем отличаются данные типы связи. Научился определять словосочетания разных типов связи в зависимости от грамматических свойств главного и зависимого слова. Хотел бы более подробно познакомиться с особенностями словосочетаний разных типов связи . (Примерный вариант ответа учащегося)
V . Домашнее задание.
2. Составить словосочетания на тему «Осень за окном», распределив их по способу связи
Источник