Лес шумел то убаюкивающе то
Тип 16 № 364
Правило: Задание 16. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами
Задание 16. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
Расставьте знаки препинания. Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Учащимся даётся 5 предложений. Необходимо найти все предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была поставлена запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь две указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены.
Степень трудности задания может быть различной. Так, среди предложений могут быть ССП, состоящие из нескольких простых, каждое из которых может быть осложнено ОЧ; может быть длинное предложение, но оно будет простым из-за обилия ОЧ; может быть простое предложение с рядом определений, и нужно будет понять, являются ли они однородными или нет.
Верным будет ответ из двух-четырёх цифр, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 135, 12, 1345.
ССП — сложносочинённое предложение.
[. ] — графическое обозначение границ простых независимых предложений в составе сложносочинённого предложения.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем основы(у), обязательно подчёркивая их(её), и графически отделяем простые предложения друг от друга.
2. Применяем правило постановки запятой в ССП, если основ две и более.
3. Если основ две и более, то это сложное предложение, и каждая часть далее рассматривается отдельно. В каждом простом предложении могут быть ряд(ы) однородных членов. Подчеркиваем ОЧ, используя графические обозначения. Проверяем, соединяет ли союз «и» члены одного ряда или разных рядов.
4. Применяем правило постановки запятой при ОЧ.
Примеры сложных заданий с пояснением
Часто встречающиеся ошибки
1. Перепутаны ОЧ и ССП, поэтому неверно применены правила.
2. Разные ряды ОЧ приняты за один ряд, союз и соединяет разные ряды.
3. Потеряна (или поставлена лишняя) запятая при однородных определениях.
4. Ошибочно определен общий второстепенный член.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5) Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1)Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски, и он остаётся один со своим благополучием.
2)Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.
3)Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города.
4)Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.
5)Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
в 4-м предложении: парные однородные члены;
в 1-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.
Правильный ответ указан под номером 4 и 1.
Правило: Задание 16. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами
Задание 16. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
Расставьте знаки препинания. Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Учащимся даётся 5 предложений. Необходимо найти все предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была поставлена запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь две указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены.
Степень трудности задания может быть различной. Так, среди предложений могут быть ССП, состоящие из нескольких простых, каждое из которых может быть осложнено ОЧ; может быть длинное предложение, но оно будет простым из-за обилия ОЧ; может быть простое предложение с рядом определений, и нужно будет понять, являются ли они однородными или нет.
Верным будет ответ из двух-четырёх цифр, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 135, 12, 1345.
ССП — сложносочинённое предложение.
[. ] — графическое обозначение границ простых независимых предложений в составе сложносочинённого предложения.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем основы(у), обязательно подчёркивая их(её), и графически отделяем простые предложения друг от друга.
2. Применяем правило постановки запятой в ССП, если основ две и более.
3. Если основ две и более, то это сложное предложение, и каждая часть далее рассматривается отдельно. В каждом простом предложении могут быть ряд(ы) однородных членов. Подчеркиваем ОЧ, используя графические обозначения. Проверяем, соединяет ли союз «и» члены одного ряда или разных рядов.
4. Применяем правило постановки запятой при ОЧ.
Примеры сложных заданий с пояснением
Часто встречающиеся ошибки
1. Перепутаны ОЧ и ССП, поэтому неверно применены правила.
2. Разные ряды ОЧ приняты за один ряд, союз и соединяет разные ряды.
3. Потеряна (или поставлена лишняя) запятая при однородных определениях.
4. Ошибочно определен общий второстепенный член.
Источник
Решение задания A22 (русский язык — ЕГЭ)
1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
3) А.Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
Задания А22 во всех вариантах ЕГЭ проверяют умения расставлять знаки препинания в простом осложнённом однородными членами предложении. Разберем каждое предложение по отдельности.
В первом предложении употреблен оборот тот или иной, состоящий из указательного (тот) и определительного (иной) местоимения. Запятая здесь не нужна.
Во втором предложении встречается повторяющийся союз то. то, который связывает однородные обстоятельства. Перед второй частью повторяющегося союза нужно поставить запятую: Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.
Подробнее о повторяющихся союзах здесь.
В третьем предложении употреблена конструкция как . так, запятая ставится перед вторым элементом (как . так). Следует отметить, что, если после оборота как . так предложение не заканчивается, после конструкции нужно также поставить запятую: А.Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города.
В четвертом предложении употреблен повторяющийся союз И. Если союз И стоит перед каждым однородным членом, то запятые нужно ставить, начиная со второго союза: Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.
Источник