72.Леса как объект использования и охраны. Объекты и субъекты лесных отношений.
Лес— экологическая система, природный ресурс, подвергающийся использованию, охране, защите, воспроизводству со стороны человека.
Кодексом определяются виды использования лесов. Согласно ст. 25 использование лесов может быть следующих видов:
— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
— заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
— ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
— ведение сельского хозяйства;
— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
— осуществление рекреационной деятельности;
— создание лесных плантаций и их эксплуатация;
— выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
— выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
— строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
— строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
— переработка древесины и иных лесных ресурсов;
— осуществление религиозной деятельности.
Лесной кодекс РФ требует ежегодного представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации, т.е. заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26). Декларация подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Граждане и юридические лица — лесопользователи в соответствии со ст. 49 должны представлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация).
Лесное право, как институт Особенной части природоресурсного права, регулирует общественные отношения, складывающие между субъектами лесного права по поводу леса и земель, на которых он произрастает, — лесные отношения.
Законодательство. Лесные отношения в первую очередь регулируются Лесным кодексом РФ — основным нормативным правовым актом лесного законодательства. Кроме этого, лесные отношения регулируются другими федеральными законами и иными правовыми актами России, а также законами и подзаконными нормативными актами субъектов Федерации. Соотношение федерального и регионального лесного законодательства установлено Конституцией РФ в ст. 72, закрепившей совместное ведение России и её субъектов в сфере лесного законодательства.
Объекты и субъекты лесных отношений. Объектами лесных отношений являются земли, на которых располагаются леса и лесные участки. Точнее, по смыслу лесного законодательства к объектам лесных отношений следует относить, прежде всего, лесные участки земель лесного фонда и земель иных категорий, а также древесину, живицу, недревесные и пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения. Лесной участок— земельный участок, на котором расположены леса, выделяемые в составе земель лесного фонда, земель обороны и безопасности, земель населенных пунктов, земель ООПТ , границы которого определяются в процессе лесоустройства.
Субъекты лесного права (участники лесных отношений) перечислены в ст. 5 Лесного кодекса РФ. Ими являются Российская Федерация и её субъекты, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы государственной власти, местного самоуправления в пределах своих полномочий. В предпринимательских целях использование лесов на землях лесного фонда может осуществляться только лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Законодатель не даёт ответа на вопрос о том, могут ли быть участниками лесных отношений иностранные физические и юридические лица и лица без гражданства. По мнению М.И. Васильевой, поскольку иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства не названы Кодексом в числе участников лесных отношений, постольку это не исключает того, что они могут быть субъектами лесных отношений, так как в их адрес прямо не сформулирован какой-либо запрет. Свою позицию автор обосновывает тем, что согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Автор полагает, что особенности их правового статуса должны быть названы прямо в тексте Кодекса, в противном случае эти лица будут пользоваться всеми правами российских граждан. В этой связи следует указать на определённые ограничения, наложенные федеральным законодательством на участие иностранных физических и юридических лиц в лесных отношениях. Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Иначе говоря, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица могут являться участниками лесных отношений с ограничениями, установленными федеральным законом
Источник
56. Лес как объект правового регулирования.
Лес — это совокупность лесной растительности, земли, животного мира, других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Леса как составная часть биосферы Земли осуществляют климаторегулирующие, средозащитные, санитарные функции. Они играют большую роль в сохранении водных и земельных ресурсов, служат местом обитания многих видов животных, а также активно преобразовывают химические атмосферные загрязнения, являются резервом чистого воздуха и пополнения атмосферы кислородом.
Выступая источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, леса выполняют важные экономические функции. В условиях возрастающей урбанизации, увеличения масштабов хозяйственной деятельности усиливается их оздоровительное, научно-познавательное и эстетическое значение в жизни людей.
Поэтому экологическая политика российского государства предполагает обеспечение всемерной охраны лесов, организацию их рационального использования и воспроизводства. Ее основные направления раскрываются в положениях Федеральной целевой программы «Леса России», утвержденной Правительством РФ в 1997 г.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда — лесные отношения — регулируются лесным законодательством.
Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых при пользовании лесами, регулируются гражданским и иным законодательством РФ.
Конституционной основой правового регулирования лесных отношений являются нормы Основного Закона РФ, устанавливающие право собственности на природные ресурсы, экологические права и обязанности граждан РФ, компетенцию государственных органов экологического управления.
Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, принятый 22 января 1997 г. Нормы Лесного кодекса конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответствовать.
К числу наиболее важных среди них относятся: Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 № 345, Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 551, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 января 1998 № 173, Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 № 224, Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 № 850, Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544 и др.
Нормы, регулирующие лесные отношения, содержатся также в актах законодательства об охране окружающей природной среды (Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и др.), об использовании и охране отдельных видов природных ресурсов (Земельном, Водном кодексах, Законе РФ «О недрах», федеральных законах «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.), в гражданском, уголовном, административном законодательстве.
Государственное управление в сфере использования и охраны лесов осуществляют органы общей компетенции (Правительство РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также специально уполномоченные органы — Федеральная служба лесного хозяйства России, ее территориальные органы (лесхозы), национальные парки, заповедники и др. Особое место среди них занимают органы государственной лесной охраны.
Источник