Лес_объект_эколого_правовой_охраны

43. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования

Лес – это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая растительность.

Лесной фонд включает все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

Лесной фонд разделяется на следующие группы лесов :

– леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и прочих функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса данной группы разделяются, в свою очередь, на категории защитности;

– леса второй группы – леса, расположенные в регионах высокой плотности населения с развитой сетью наземных транспортных путей, имеющие ограниченное эксплутационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования;

– леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплутационное значение (освоенные и резервные леса).

Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Леса России имеют не только экономическое значение и являются важной статьей доходной части бюджета за счет экспорта древесины и лесоматериалов, но имеют глобальное значение как источник кислорода, базис сохранения биоразнообразия, генофонда растений и животных – обитателей леса.

Признание лесного фонда и лесов, расположенных на землях Министерства обороны, федеральной собственностью является одним из важных инструментов правовой охраны. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд РФ относится к федеральной собственности. Среди полномочий Федерации ЛК РФ называет владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Отдельные правомочия по распоряжению лесным фондом в РФ переданы субъектам РФ и органам местного самоуправления. Они имеют право «участвовать» в осуществлении полномочий Федерации в пределах своей территории. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина «государственная», а указанием на формы собственности – федеральную и субъектов РФ, на конкретные полномочия участников лесных отношений. Оборот лесного фонда не допускается: приватизация лесного фонда запрещена, установлены также запреты на куплю-продажу, залог и совершение других сделок, субаренду и выкуп арендованных участков.

Читайте также:  Как_заморозить_клюкву_на

Для повышения продуктивности лесов, стабилизации экологической обстановки в регионах экологического бедствия была разработана Государственная программа восстановления российских лесов.

Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.

Источник

38. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования

В преамбуле Лесного Кодекса РФ (ЛК РФ), принятого Государственной Думой сказано, что лес — это совокупность земли, древесной, кустарни-ковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Лесной фонд РФ относится к федеральной государственной собствен-ности. Вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непопра-вимый ущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взимание платы за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средств направляется на финансирование мероприятий по воспроизводст-ву, охране и защите лесов, как это делается в большинстве стран мира.

Зарубежный опыт ведения лесного хозяйства в условиях рыночных отношений свидетельствует о необходимости централизованного государ-ственного управления лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологи-ческого и ресурсового потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских и местных интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы. ЛК РФ устанавливает и регламентирует такое управление.

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Владение, пользование и распоряже-ние лесным фондом осуществляются в интересах как народов, проживаю-щих на соответствующих территориях, так и всех граждан Российской федерации.

Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права соб-ственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с другой. Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой самостоятельные объекты права собственности — дре-весину. Древесина, а также техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса, добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

39. Право лесопользования и его виды

Институт права лесопользования, являясь производным от права соб-ственности на леса, призван служить успешному выполнению задачи рациональной и эффективной эксплуатации лесных богатств, а также их охраны и воспроизводства. Лесопользование имеет свою специфику в зависимости от того, в лесах какой группы и категории защитности оно осуществляется.

В лесном фонде РФ и соответствии с народнохозяйственным и эколо-гическим значением лесов, их местоположением и выполняемыми функ-циями. устанавливается деление лесов на группы и категории защитности. Лесной фонд РФ состоит из лесов первой, второй и третьей группы, а первая группа лесов относится к категории защитности.

Читайте также:  Дуб_гриб_тип_взаимоотношений

К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение природоохранных, экологических и иных защитных функций, а также леса особо охраняемых территорий. Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразу-ющие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции. К третьей группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древе-сине, без ущерба экологических функций этих лесов.

Лесопользователи вправе использовать представленные им участки лесного фонда на основании специальньгх разрешительньгх документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета. Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемьгх в пользование) уста-навливаются государственными органами управления лесным хозяйством по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Лицензии являются документом, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду). Лесопальзователями в РФ могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на пользование лесным фондом в соответствии с законодательством РФ.

Все лесопользователи могут осуществлять следующие виды лесных пользований: заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных ма-териалов (пней, дуба, коры, бересты, пихтовой, еловой лапки и новогодних елок), побочные лесные пользования (сенокошение, пастьбу скота, разме-щение ульев и пасек, заготовку древесных соков, заготовку и сбор дико-растущих плодов, ягод, орехов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша и пр. и др.

В зависимости от вида лесопользования лесопользователи имеют право: осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных докумен-тах; самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по поль-зованию лесным фондом, строить дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные и хозяй-ственные постройки, устанавливать оборудование и приспособления для разделки и переработки древесины, устраивать стоянки транспорта и т. п. Они обязаны: наиболее полно и рационально использовать переданные им лесные угодья, вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воз-действие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и осуществлять проти-вопожарные мероприятия, не оставлять недорубов и заготовленной древе-сины на местах рубок и в лесу после окончания сроков ее заготовки и вывозки; и пр.

Пользование лесным фондом является платным, за исключением тех случаев, когда районные (городские) органы могут устанавливать отдель-ным категориям лесопользователей льготы, вплоть до полного освобожде-ния от лесных податей.

Источник

43. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования

Лес – это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Читайте также:  Лес_наш_друг_цель

Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая растительность.

Лесной фонд включает все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

Лесной фонд разделяется на следующие группы лесов:

– леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и прочих функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса данной группы разделяются, в свою очередь, на категории защитности;

– леса второй группы – леса, расположенные в регионах высокой плотности населения с развитой сетью наземных транспортных путей, имеющие ограниченное эксплутационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования;

– леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплутационное значение (освоенные и резервные леса).

Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Леса России имеют не только экономическое значение и являются важной статьей доходной части бюджета за счет экспорта древесины и лесоматериалов, но имеют глобальное значение как источник кислорода, базис сохранения биоразнообразия, генофонда растений и животных – обитателей леса.

Признание лесного фонда и лесов, расположенных на землях Министерства обороны, федеральной собственностью является одним из важных инструментов правовой охраны. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд РФ относится к федеральной собственности. Среди полномочий Федерации ЛК РФ называет владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Отдельные правомочия по распоряжению лесным фондом в РФ переданы субъектам РФ и органам местного самоуправления. Они имеют право «участвовать» в осуществлении полномочий Федерации в пределах своей территории. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина «государственная», а указанием на формы собственности – федеральную и субъектов РФ, на конкретные полномочия участников лесных отношений. Оборот лесного фонда не допускается: приватизация лесного фонда запрещена, установлены также запреты на куплю-продажу, залог и совершение других сделок, субаренду и выкуп арендованных участков.

Для повышения продуктивности лесов, стабилизации экологической обстановки в регионах экологического бедствия была разработана Государственная программа восстановления российских лесов.

Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.

Источник

Оцените статью