Лес_наше_растение_земли

«Лес – наше богатство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его значение в жизни людей.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconles_-_nashe_bogatstvo.doc 89 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбновский муниципальный район Рязанской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

Панаитова Валентина Николаевна

воспитатель 1-ой кв. категории

МБДОУ «Детский сад №5 «Березка»

Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его значение в жизни людей.

— Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

— Продолжать знакомить с видами деревьев и лесов.

— Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов.

— Формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

— Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

— Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

— Обеспечить развитие умения детей пользоваться средствами ИКТ в игровой деятельности.

— Сохранять и укреплять здоровье детей.

— Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к объектам природы.

Обогащение словаря: лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, березняк, ельник, сосновник, кленовник, дубрава.

Активизировать в речи художественное слово: пословицы, поговорки, загадки, стихотворения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о деревьях, разучивание стихов, пословиц и поговорок о природе, просмотр мультипликационного фильма «Изучаем деревья», наблюдение за деревьями на прогулке.

Оборудование и материалы: ИКТ презентация, шишки и кленовые листочки на ниточке по количеству детей, нарисованный ствол кленового дерева, клей карандаш, карточки с природоохранными знаками, корзинка с природным материалом, игрушка Лесовичок.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, изложение нового материала, поощрение, подбор слов для словарной работы, ответы детей).

2. Наглядно — демонстрационный (изображения — виды леса, деревья, их листья и плоды, карточки с природоохранными знаками, Красная книга).

3. Практический (физкультминутка «Лес», массаж спины «Солнышко», массаж ладоней «Ежики», видео гимнастика для глаз, изготовление тренажера для дыхательной гимнастики).

4. Игровой (экскурсия в лес, интерактивная игра «Чей лист?» , «Хлопни, если услышишь название дерева» ).

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценены результаты деятельности)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Воспитатель приветствует детей и обращает их внимание на гостей в группе.

— Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поделимся хорошим настроением.

Проводится упражнение «Поделись хорошим настроением».

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель обращает внимание детей на еще одного гостя.

— Ребята, к нам спешит еще один гость. Вам интересно посмотреть на этого гостя? Для этого вы должны отгадать загадку :

Дом со всех сторон открыт,

— Правильно, это лес. А кто является хранителем леса?

Воспитатель показывает игрушку Лесовичека.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дед-старичок
Я не волшебник, я — Лесовичек!…

— И сегодня, он нас приглашает на прогулку в лес, чтобы увидеть владения Лесовичка. Хотите отправиться в лес? Но прежде, чем мы отправимся, давайте вспомним, что такое лес?

Читайте также:  Чем_отстирать_шорты_от_ягод

Дети: Лес – часть природы. Лес – это деревья, это кустарники, это травы, это грибы и ягоды, это цветы, это животные и птицы, и даже воздух.

— Лесовичек предлагает нам узнать больше о лесе.

1. Изложение нового материала

Лес, где растут березы, рябины, осины, дубы называется – лиственным.

(воспитатель показывает карточку графического обозначения леса)

Лес, в котором растут ели, сосны, лиственница и пихта называется – хвойным.

(графическое обозначения леса)

Лес — где растут одни березы называется – березняк, лес — где растут дубы –дубрава, лес — где растут сосны- сосновник, где растут ели – ельник. Такие леса дело рук человека, в естественной среде и лиственные и хвойные деревья растут вместе.

Лес, где растут лиственные и хвойные деревья вместе называется – смешанным лесом. (Графическое обозначения леса)

Лиственные и хвойные деревья, похожи своим строениям.

У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья или хвоя.

Отличаются они, формой листьев, размером, окраской, плодами.

Лес угощает щедро, лес – это наше богатство, лес — источник древесины, чистого воздуха, но относиться к нему нужно бережно.

— Ребята, как вы думаете, нужно ли лес охранять и сохранять его богатство? Почему?

-Ребята, вы уже слышали, что есть такая книга, называется – Красная книга. (Показ книги, воспитатель спрашивает детей, что они знают про Красную книгу).

Ответы детей: В Красную книгу заносят животных, птиц, растения, которые находятся на грани исчезновения.

-Это тревожные сигналы бедствия, обращенные ко всем людям Земли. Их подают наши растения и животные, они очень нуждаются в помощи человека. Лес – часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в лесу. Для этого, отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Лесовичок говорит, что как только мы войдем в лес, вы расскажете все эти правила.

-Ребята, посмотрите, у Лесовичка карточка с графическим изображением леса. Ответьте, в какой лес мы отправимся?

Ответы детей: В смешанный лес.

— Почему вы решили? Правильно. Вы готовы? Тогда вперед.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

— Ребята, вот мы с вами и дошли до леса. Скажите, сейчас у нас какое время года?

Ответы детей : Поздняя осень.

Ответы детей : поздняя осень, п. ч. листья опали, деревья стали голыми, небо хмурое, на улице стало холодно, птицы улетают в теплые края и т. д.

— Может кто-то вспомнит стихотворение про осень? («Уж небо осенью дышало…» Отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

— Поэтому, в лесу сейчас холодно, сыро, давайте согреемся.

3. Массаж спины по кругу «Солнышко » (под муз.)

(дети встают друг за другом «паровозиком» воспитатель вместе с детьми )

Солнышко яркое в небе сияло, (Рисуют круг указательными пальчиками)

Лучами своими нас согревало. (Рисуют лучики у круга)

Тучки по небу быстро бежали, (Постукивают пальцами по спинкам)

Лучики в тучках надолго застряли. (Кладут ладони на плечи и массируют)

Читайте также:  Клюква_при_цистите_сколько_пить

Но появился ветер могучий (Похлопывают кулачками)

И разогнал все мрачные тучи. (Разглаживают кулачками круговыми движениями)

Солнышко снова на небе сияет (Разглаживают ладонями сверху вниз)

Жаркие лучики нас согревают. (Растирают рёбрами ладоней)

(Дети садятся на стульчики)

— А чтобы вы не скучали, Лесовичок приготовил для вас лесные задания. Давайте попробуем их выполнить?

— Вот вам и первое задание от Лесовичка.

На доске карточки с правилами поведения в лесу, детям нужно выбрать правильную карточку и объяснить это правило.

— Не трогать яйца и гнезда диких птиц.

— Не шуметь и не слушать громкую музыку.

— Не оставлять после себя мусор от лимонада, консервов, фантики и пакеты.

— Не рвать с корнями ягоды и грибы.

— Не рубить и не ломать ветки деревьев.

— Не разводить костры и т. д.

2. Массаж ладоней с шишками «Ежик» (под муз.)

— Ребята, посмотрите, Лесовичок показывает нам дары своего леса. Вы должны назвать, что это за плоды, с какого дерева они и кто ими питается. (Дети подходят к столу рассматривают желуди, орехи, каштаны, шишки, трогают их, щупают, отвечают на вопросы)

Ответы детей : Желуди — плоды дуба, лиственное дерево, шишки – плоды сосны — хвойное дерево и т. д. (Воспитатель раздает детям шишки и выполняется массаж ладоней)

Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими колется, колется.

А я ежику ежу ту тропинку покажу

Где катают мышки маленькие шишки.

3. Игра «Хлопни, если услышишь название дерева».

— Ребята, Лесовичок подсказывает мне слова, я их буду называть, а вы хлопните, если услышите название дерева : подосиновик, осина, береза, подберезовик, дуб, дубинка, каштан, Каштанка, ива, Иван.

— Ребята, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы про лес, о нашей природе?

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Много леса — не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
  • Лес – наше богатство.
  • Рощи да леса – всему свету краса.
  • Растение – земли украшение.
  • Сломить дерево — секунда, а вырастить — года.
  • Срубленное дерево вновь не вырастет.
  • Из пеньков не вырастишь дерево.

5. (Интерактивная ) Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

— А сейчас Лесовичек предлагает поиграть в игру!

( Дети работают на интерактивной доске. Воспитатель показывает настоящие листья, объясняет детям , что они должны подобрать листок к данному дереву и кликнуть по доске, если листок подобран не верно, он останется на месте и покачается. Если листок выбран верно, то он переместится в сторону этого дерева . )

Лист березы, дуба, хвоя ели, ивы, каштана, клена, тополя, сосны.

Ответы детей : березовый лист, дубовый лист, еловая хвоя, ивовый лист, каштановый лист, кленовый лист, тополиный лист, сосновая хвоя.

— Ребята, посмотрите на волшебный экран, какое дерево нарисовано?

Ответы детей : клен, лист кленовый.

(Проводится видео гимнастика с использованием кленового дерева)

После гимнастики воспитатель обращает внимание детей на то что, на полу лежат кленовые листочки на ниточке.

7. Развитие физиологического дыхания.

— Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха. Давайте и мы с вами подышим свежим лесным воздухом.

Читайте также:  Приготовление_кальмар_фаршированный_грибами

(Звучит фонограмма шума ветра. Проводится дыхательная гимнастика с листочками.)

Мы подуем высоко, (Встают на носочки, поднимают листочки вверх)

Мы подуем низко, (Приседают)

Мы подуем далеко, (Вытягивают руку вперед)

Мы подуем близко. (Подносят листочек ко рту)

— Молодцы, ребята! Лесовичёк говорит, что вы очень умные и трудолюбивые и очень рад, что вы сегодня справились со всеми заданиями. Он хочет отблагодарить вас, и дарит вам корзинку с природным материалом, чтобы вы могли изготовить разные поделки. Также помнили, правила, о которых мы говорили. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со Старичком — Лесовичком и лесом.

До свиданья, Старичок — Лесовичок ,

До свиданья, добрый лес!
Лес загадок и чудес.

— Теперь закройте глаза и скажите дружно:

«Повертелись, покружились и в саду мы очутились».

1. Подведение итога деятельности детей.

— Ну что, ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, вам понравилось наша сегодняшняя экскурсия в лес?

— Как вы думаете, мы справились со всеми заданиями Лесовичка? Тогда ответьте, какие виды лесов вы знаете?

Ответы детей : лиственный, хвойный, смешанный.

— Ребята, назовите деревья, которые растут в лиственном лесу?

Ответы детей : береза, клен, дуб, рябина.

— А в хвойном лесу, какие деревья растут?

Ответы детей : ель, сосна, пихта.

— Ребята, а если все эти деревья объединить, то какой лес получится?

Ответы детей : смешанный лес.

— Лес – часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в лесу. Для этого, что нужно делать?

Ответы детей: Отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения в лесу.

— А еще как можем помочь природе? Посмотрите, на доске остались карточки, которые помогут дать ответ на этот вопрос.

(Дети дают ответы, используя оставшиеся карточки)

Ответы детей: Сажать деревья и цветы, вешать кормушки, убирать мусор, ограждать муравейник и т. д.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природой,

Давайте же всегда ее беречь!

— Посмотрите, вот ствол клена без листьев. А у вас в руках остались листочки. Если есть дети, которые, не все запомнили и нуждаются в повторении, подходите к доске и приклейте свои листочки на нижние веточки. Мы обязательно об этом еще поговорим и все повторим. — Ребята, которым было все понятно, все запомнили, они свои листочки приклеивают на верхние веточки. (Дети по очереди подходят к дереву и приклеивают каждый свой листочек за ниточку)

3. Позитивная оценка деятельности детей.

— Проверим, что у нас получилось.

(Дерево – тренажер для дыхательной гимнастики, дети подходят к дереву и дуют)

— Я хочу сказать, что вы сегодня очень старались и у вас все получилось. Спасибо вам за это.

— А дерево — тренажер мы сфотографируем и выложим на сайт нашей группы. И вы дома с вашими родителями сможете сами изготовить такое же дерево.

Конспект разработан на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Камаровой, А.А. Васильевой с опорой на интернет – ресурсы:

  • Маам. Ru международный образовательный портал
  • Infourok.ru
  • Социальная сеть работников образования Nsportal.ru
  • Образовательная сеть melkie.net

Источник

Оцените статью