«Лес – наше богатство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его значение в жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбновский муниципальный район Рязанской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
Панаитова Валентина Николаевна
воспитатель 1-ой кв. категории
МБДОУ «Детский сад №5 «Березка»
Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его значение в жизни людей.
— Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.
— Продолжать знакомить с видами деревьев и лесов.
— Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов.
— Формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
— Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
— Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
— Обеспечить развитие умения детей пользоваться средствами ИКТ в игровой деятельности.
— Сохранять и укреплять здоровье детей.
— Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к объектам природы.
Обогащение словаря: лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, березняк, ельник, сосновник, кленовник, дубрава.
Активизировать в речи художественное слово: пословицы, поговорки, загадки, стихотворения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о деревьях, разучивание стихов, пословиц и поговорок о природе, просмотр мультипликационного фильма «Изучаем деревья», наблюдение за деревьями на прогулке.
Оборудование и материалы: ИКТ презентация, шишки и кленовые листочки на ниточке по количеству детей, нарисованный ствол кленового дерева, клей карандаш, карточки с природоохранными знаками, корзинка с природным материалом, игрушка Лесовичок.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, изложение нового материала, поощрение, подбор слов для словарной работы, ответы детей).
2. Наглядно — демонстрационный (изображения — виды леса, деревья, их листья и плоды, карточки с природоохранными знаками, Красная книга).
3. Практический (физкультминутка «Лес», массаж спины «Солнышко», массаж ладоней «Ежики», видео гимнастика для глаз, изготовление тренажера для дыхательной гимнастики).
4. Игровой (экскурсия в лес, интерактивная игра «Чей лист?» , «Хлопни, если услышишь название дерева» ).
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценены результаты деятельности)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Воспитатель приветствует детей и обращает их внимание на гостей в группе.
— Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поделимся хорошим настроением.
Проводится упражнение «Поделись хорошим настроением».
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель обращает внимание детей на еще одного гостя.
— Ребята, к нам спешит еще один гость. Вам интересно посмотреть на этого гостя? Для этого вы должны отгадать загадку :
Дом со всех сторон открыт,
— Правильно, это лес. А кто является хранителем леса?
Воспитатель показывает игрушку Лесовичека.
Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дед-старичок
Я не волшебник, я — Лесовичек!…
— И сегодня, он нас приглашает на прогулку в лес, чтобы увидеть владения Лесовичка. Хотите отправиться в лес? Но прежде, чем мы отправимся, давайте вспомним, что такое лес?
Дети: Лес – часть природы. Лес – это деревья, это кустарники, это травы, это грибы и ягоды, это цветы, это животные и птицы, и даже воздух.
— Лесовичек предлагает нам узнать больше о лесе.
1. Изложение нового материала
Лес, где растут березы, рябины, осины, дубы называется – лиственным.
(воспитатель показывает карточку графического обозначения леса)
Лес, в котором растут ели, сосны, лиственница и пихта называется – хвойным.
(графическое обозначения леса)
Лес — где растут одни березы называется – березняк, лес — где растут дубы –дубрава, лес — где растут сосны- сосновник, где растут ели – ельник. Такие леса дело рук человека, в естественной среде и лиственные и хвойные деревья растут вместе.
Лес, где растут лиственные и хвойные деревья вместе называется – смешанным лесом. (Графическое обозначения леса)
Лиственные и хвойные деревья, похожи своим строениям.
У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья или хвоя.
Отличаются они, формой листьев, размером, окраской, плодами.
Лес угощает щедро, лес – это наше богатство, лес — источник древесины, чистого воздуха, но относиться к нему нужно бережно.
— Ребята, как вы думаете, нужно ли лес охранять и сохранять его богатство? Почему?
-Ребята, вы уже слышали, что есть такая книга, называется – Красная книга. (Показ книги, воспитатель спрашивает детей, что они знают про Красную книгу).
Ответы детей: В Красную книгу заносят животных, птиц, растения, которые находятся на грани исчезновения.
-Это тревожные сигналы бедствия, обращенные ко всем людям Земли. Их подают наши растения и животные, они очень нуждаются в помощи человека. Лес – часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в лесу. Для этого, отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Лесовичок говорит, что как только мы войдем в лес, вы расскажете все эти правила.
-Ребята, посмотрите, у Лесовичка карточка с графическим изображением леса. Ответьте, в какой лес мы отправимся?
Ответы детей: В смешанный лес.
— Почему вы решили? Правильно. Вы готовы? Тогда вперед.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
— Ребята, вот мы с вами и дошли до леса. Скажите, сейчас у нас какое время года?
Ответы детей : Поздняя осень.
Ответы детей : поздняя осень, п. ч. листья опали, деревья стали голыми, небо хмурое, на улице стало холодно, птицы улетают в теплые края и т. д.
— Может кто-то вспомнит стихотворение про осень? («Уж небо осенью дышало…» Отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
— Поэтому, в лесу сейчас холодно, сыро, давайте согреемся.
3. Массаж спины по кругу «Солнышко » (под муз.)
(дети встают друг за другом «паровозиком» воспитатель вместе с детьми )
Солнышко яркое в небе сияло, (Рисуют круг указательными пальчиками)
Лучами своими нас согревало. (Рисуют лучики у круга)
Тучки по небу быстро бежали, (Постукивают пальцами по спинкам)
Лучики в тучках надолго застряли. (Кладут ладони на плечи и массируют)
Но появился ветер могучий (Похлопывают кулачками)
И разогнал все мрачные тучи. (Разглаживают кулачками круговыми движениями)
Солнышко снова на небе сияет (Разглаживают ладонями сверху вниз)
Жаркие лучики нас согревают. (Растирают рёбрами ладоней)
(Дети садятся на стульчики)
— А чтобы вы не скучали, Лесовичок приготовил для вас лесные задания. Давайте попробуем их выполнить?
— Вот вам и первое задание от Лесовичка.
На доске карточки с правилами поведения в лесу, детям нужно выбрать правильную карточку и объяснить это правило.
— Не трогать яйца и гнезда диких птиц.
— Не шуметь и не слушать громкую музыку.
— Не оставлять после себя мусор от лимонада, консервов, фантики и пакеты.
— Не рвать с корнями ягоды и грибы.
— Не рубить и не ломать ветки деревьев.
— Не разводить костры и т. д.
2. Массаж ладоней с шишками «Ежик» (под муз.)
— Ребята, посмотрите, Лесовичок показывает нам дары своего леса. Вы должны назвать, что это за плоды, с какого дерева они и кто ими питается. (Дети подходят к столу рассматривают желуди, орехи, каштаны, шишки, трогают их, щупают, отвечают на вопросы)
Ответы детей : Желуди — плоды дуба, лиственное дерево, шишки – плоды сосны — хвойное дерево и т. д. (Воспитатель раздает детям шишки и выполняется массаж ладоней)
Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
А я ежику ежу ту тропинку покажу
Где катают мышки маленькие шишки.
3. Игра «Хлопни, если услышишь название дерева».
— Ребята, Лесовичок подсказывает мне слова, я их буду называть, а вы хлопните, если услышите название дерева : подосиновик, осина, береза, подберезовик, дуб, дубинка, каштан, Каштанка, ива, Иван.
— Ребята, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы про лес, о нашей природе?
- Лес – богатство и краса, береги свои леса.
- Много леса — не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Лес – наше богатство.
- Рощи да леса – всему свету краса.
- Растение – земли украшение.
- Сломить дерево — секунда, а вырастить — года.
- Срубленное дерево вновь не вырастет.
- Из пеньков не вырастишь дерево.
5. (Интерактивная ) Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
— А сейчас Лесовичек предлагает поиграть в игру!
( Дети работают на интерактивной доске. Воспитатель показывает настоящие листья, объясняет детям , что они должны подобрать листок к данному дереву и кликнуть по доске, если листок подобран не верно, он останется на месте и покачается. Если листок выбран верно, то он переместится в сторону этого дерева . )
Лист березы, дуба, хвоя ели, ивы, каштана, клена, тополя, сосны.
Ответы детей : березовый лист, дубовый лист, еловая хвоя, ивовый лист, каштановый лист, кленовый лист, тополиный лист, сосновая хвоя.
— Ребята, посмотрите на волшебный экран, какое дерево нарисовано?
Ответы детей : клен, лист кленовый.
(Проводится видео гимнастика с использованием кленового дерева)
После гимнастики воспитатель обращает внимание детей на то что, на полу лежат кленовые листочки на ниточке.
7. Развитие физиологического дыхания.
— Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха. Давайте и мы с вами подышим свежим лесным воздухом.
(Звучит фонограмма шума ветра. Проводится дыхательная гимнастика с листочками.)
Мы подуем высоко, (Встают на носочки, поднимают листочки вверх)
Мы подуем низко, (Приседают)
Мы подуем далеко, (Вытягивают руку вперед)
Мы подуем близко. (Подносят листочек ко рту)
— Молодцы, ребята! Лесовичёк говорит, что вы очень умные и трудолюбивые и очень рад, что вы сегодня справились со всеми заданиями. Он хочет отблагодарить вас, и дарит вам корзинку с природным материалом, чтобы вы могли изготовить разные поделки. Также помнили, правила, о которых мы говорили. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со Старичком — Лесовичком и лесом.
До свиданья, Старичок — Лесовичок ,
До свиданья, добрый лес!
Лес загадок и чудес.
— Теперь закройте глаза и скажите дружно:
«Повертелись, покружились и в саду мы очутились».
1. Подведение итога деятельности детей.
— Ну что, ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, вам понравилось наша сегодняшняя экскурсия в лес?
— Как вы думаете, мы справились со всеми заданиями Лесовичка? Тогда ответьте, какие виды лесов вы знаете?
Ответы детей : лиственный, хвойный, смешанный.
— Ребята, назовите деревья, которые растут в лиственном лесу?
Ответы детей : береза, клен, дуб, рябина.
— А в хвойном лесу, какие деревья растут?
Ответы детей : ель, сосна, пихта.
— Ребята, а если все эти деревья объединить, то какой лес получится?
Ответы детей : смешанный лес.
— Лес – часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в лесу. Для этого, что нужно делать?
Ответы детей: Отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения в лесу.
— А еще как можем помочь природе? Посмотрите, на доске остались карточки, которые помогут дать ответ на этот вопрос.
(Дети дают ответы, используя оставшиеся карточки)
Ответы детей: Сажать деревья и цветы, вешать кормушки, убирать мусор, ограждать муравейник и т. д.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!
— Посмотрите, вот ствол клена без листьев. А у вас в руках остались листочки. Если есть дети, которые, не все запомнили и нуждаются в повторении, подходите к доске и приклейте свои листочки на нижние веточки. Мы обязательно об этом еще поговорим и все повторим. — Ребята, которым было все понятно, все запомнили, они свои листочки приклеивают на верхние веточки. (Дети по очереди подходят к дереву и приклеивают каждый свой листочек за ниточку)
3. Позитивная оценка деятельности детей.
— Проверим, что у нас получилось.
(Дерево – тренажер для дыхательной гимнастики, дети подходят к дереву и дуют)
— Я хочу сказать, что вы сегодня очень старались и у вас все получилось. Спасибо вам за это.
— А дерево — тренажер мы сфотографируем и выложим на сайт нашей группы. И вы дома с вашими родителями сможете сами изготовить такое же дерево.
Конспект разработан на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Камаровой, А.А. Васильевой с опорой на интернет – ресурсы:
- Маам. Ru международный образовательный портал
- Infourok.ru
- Социальная сеть работников образования Nsportal.ru
- Образовательная сеть melkie.net
Источник