Классный час . Лес -наше богатство.
классный час по зож (4 класс)
Леса нашей планеты , являются неиссякаемым источником ресурсов. Данный классный час призван напомнить и подчеркнуть важность заботы о лесах. Развивать бережное отношение к природе. Обогащать знания детей о лесе и его обитателях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: закрепление представления детей о значении леса в жизни людей.
1. Продолжать уточнять и обогащать знания детей о лесе и его обитателях
2. Продолжать закреплять представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, роли в жизни животного мира и человека
1. Продолжать развивать и корригировать мыслительную деятельность через игровые упражнения.
2. Уточнить и дополнить правила поведения детей в лесу.
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Снятие зрительного напряжения через проведение гимнастики для глаз; снятие мышечного и нервного напряжения через проведение физминутки.
3. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, накопление положительных эмоций.
сегодня я хочу вас пригласить в одно чудное место.
А вот куда я вас хочу пригласить, вы узнаете, отгадав загадку:
-Закройте глаза и внимательно послушайте. А затем скажите, что услышали.
-Ребята, что вы сейчас услышали? (Шум леса)
Как бы вы назвали наше занятие ?
Да правильно — Тема нашего занятия: «Лес – наше богатство»
Чему мы должны научиться на занятии?
Что нужно делать, чтобы сохранить лес?
(Его надо беречь от пожара , высаживать саженцы не ломать деревья. )
-Что такое лес? (Лес – это место где растёт много деревьев, дом для животных)
Он прекрасен в разное время года.
Весной – когда только распустились листочки на деревьях. Все вокруг цветет и радуется.
Летом хочется посидеть в тени, чтобы спрятаться от палящих лучей солнца. Спелые ягоды манят в лес, наполняя своим ароматом поляны.
Это — осенний лес, в золотом убранстве, с полными корзинками грибов.
А это — зимушка зима. Сколько снега намела! »
Итак, мы отправляемся на прогулку в чудесный лес,
Лес занимает одну пятую часть суши нашей планеты.
Посмотрите на карту России. Почти половина территории нашей страны покрыта лесами.
Ребята, как называется край, где мы с вами живём?
Чем славится наш край? (своей красивой природой, лесами)
Тамбовская область богата лесами
— А приходилось ли вам гулять по лесу ? Что вы видели в лес?
Давайте представим, что мы:
1. Выходим из дома и идем по тротуару (топают ногами)
2. Сворачиваем на проселочную дорогу, травка под ногами шуршит (скользящие движения под ногами)
3. Впереди река, идем по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь)
4. А сейчас по деревянному мостику переходим через реку (хлопки ладонями по коленям)
5. Речку перешли, деревья большие качаются (руки качаются над головой)
6. А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям)
7. А теперь кустик, прыгаем (хлопок по коленям)
8. Вот и пришли в лес (топают ногами)
Лес шелестит, поет, звенит, жужжит.
Но если мы будем шуметь, не услышим прекрасные звуки леса.
-В лесу мы хозяева или гости?
А в гостях нужно соблюдать правила поведения.
Первое правило, которое мы будем соблюдать при прогулке:
Правильно, деревья – главные жители леса.
Дерево предлагает разгадать загадки о его друзьях-деревьях.
И, конечно, очень колки. (Ель.)
Очень прямо я расту в высоту,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Если в лесу растут одни березы, как называется такой лес? (березовая роща)
— Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как называется такой лес? (Ельник)
Лес, где растут одни сосны, как называется? (сосновый бор или сосняк.)
Деревья – большие друзья человеку, и всем живым существам. И мы должны их беречь. А как мы можем это сделать?
Правило: Нельзя ломать ветки кустарников и деревьев
Мы с вами вышли на полянку. Весной и летом радует она нас цветами, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. Многие, возвращаясь, домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы?
Правило: Нельзя рвать цветы.
— Многие растения становятся редкими из–за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы, лишаем их будущих плодов, разрывая цепь питания в природе. В природе нет ничего лишнего. В ней всё взаимосвязано.
Какие ещё цветы и травы вы знаете?
Многие из них являются лекарственными.
Как вы думаете, почему их так называют?
Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.
Ромашкой поласкают горло при ангине, мать – и мачеху заваривают и пьют при кашле, подорожник накладывают на ранки, чтобы кровь остановилась, мята – успокаивает. Можно ли лекарственные травы назвать богатством леса?
Редкие растения занесены в Красную книгу и охраняются законом, нарушать его никому не разрешается, соблюдать его должны не только взрослые, но и дети. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Вы замечали, что в лесу нам легко дышать? Что воздух какой-то особенный?
Какие запахи вы чувствуете? (воздух чистый, пахнет травами)
— А в городе воздух такой же? Почему?
Не зря лес называют фабрикой кислорода. Деревья усваивают из воздуха вредные примеси, а выделяют кислород.
Вот поэтому в лесу легко дышится.
А какое значение для человека имеет чистый воздух? Что он нам даёт?
Это здоровье. В лесу размещают оздоровительные лагеря для детей, санатории, дома отдыха.
Можно чистый воздух назвать богатством леса?
В народе есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть».
Чем же в лесу можно полакомиться?
А все ли грибы и я годы можно собирать?
Нет, есть ядовитые грибы и ягоды
Молодцы! Знаете, что не следует брать в руки незнакомые грибы, ягоды, и тем более пробовать.
— А можем мы грибы и ягоды назвать богатством леса?
Где человек использует это богатство? (Ответы детей)
— Для кого ещё лес является домом?
Деревья и кустарники — это дом для птиц, зверей, насекомых.
А теперь давайте подумаем, что же даёт человеку лес?
Дети: Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.
А ещё лес даёт человеку древесину, дрова.
Для чего человеку древесина? (изготовить брёвна и доски для строительства домов)
— Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите в классе?
(Шкафы, стулья, деревянные столы, двери)
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте да или нет:
— Вот стоит обычный стол. Это лес!
— Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
— А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Из древесины изготавливают: мебель, школьные принадлежности, фанеру, картон, спички, ящики, Лекарства, делают посуду, игрушки.
Источник
Лес — наше богатство
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.
- Недостаток научных знаний о природе.
- Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
- Отсутствие системы непосредственного общения с природой (прогулки в природу).
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей — воспитать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.
• Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.
•Покажите, что лес – один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
• Приучайте детей не ломать кустарники, не портить деревья.
• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
• Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.
• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила поведения в лесу.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться к лесу.
Какими будут наши дети, зависит от нас.
Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу, лесные богатства. Сохранить зелень лесов, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду — это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши леса нам должны помочь наши дети.
Источник