Лес – наш друг. Сохраним его! Учебный проект
проект (окружающий мир, 2 класс) по теме
Проектная деятельность неразрывно связана с исследовательской работой учащихся.
В своей работе учитель использует форму проекта во внеклассной работе
(тематические проекты, в том числе и социальные) и мини-проекты на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Травниковская средняя общеобразовательная школа»
Лес – наш друг. Сохраним его!
Прокунина Тамара Васильевна ,
учитель начальных классов
Визитная карточка проекта
«Лес – наш друг. Сохраним его!»
Сохранить живой лес — значит сохранить жизнь!
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
Краткая аннотация проекта
Проектная деятельность неразрывно связана с исследовательской работой учащихся. В своей работе учитель использует форму проекта во внеклассной работе (тематические проекты, в том числе и социальные) и мини-проекты на уроках.
Несколько слов о проекте. Изо всех определений проекта наиболее точным является одно:
«Проект» — «бросание вперед». Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемого объекта, замысел какого-либо действия.
- П роблема.
- П ланирование.
- П оиск.
- П родукт.
- П резентация.
- П ортфолио проекта.
Проект «Лес – наш друг. Сохраним его! »
разработан для учащихся 2 класса общеобразовательных школ.
Литературное чтение, ИЗО, ИКТ
Для какой аудитории предназначена работа
2 класс общеобразовательной школы
Работа в группах и индивидуальная работа.
Учитель направляет деятельность детей, согласно плана проекта.
Приблизительная продолжительность проекта
Узнать новые сведения о лесе, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.
Образовательная: формировать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта; углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения;
Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка; прививать навыки сотрудничества в группе;
Воспитательная: Способствовать воспитанию личностных качеств; развитию ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.
Вопросы, направляющие проект
Проблемные вопросы учебной темы
Как нужно вести себя в природе?
Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?
Частные вопросы учебной темы
Какие виды леса существуют?
Что где растёт, кто где живёт?
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.
Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
Структура уроков, на которых формируется проектная деятельность
Первый этап включает в себя организационный момент
Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап является подготовительным.
Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ход этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах.
Пятый этап — это этап практического применения разработанного проекта
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта
Компьютеры с выходом в Интернет. Проектор.
Раздаточный материал для выполнения каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры.
Сервисы, используемые в проекте
Деятельность учителя и учащихся
1 .Распределение детей по группам. Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, испытатель.
Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.
2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.
Формулирование темы и целей урока
Учитель предлагает детям принять участие в проекте
«Лес — наш друг. Сохрани его!».
Учитель просит вспомнить особенности проектной деятельности. (Дети перечисляют.)
Учитель говорит об отличиях проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.
В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения на группы.
- Обсуждение задания (коллективно).
- Выполнение практического задания («экспериментаторы»).
- Оформление задания («иллюстраторы»).
- Формулирование выводов («аналитики»).
- Применение результатов («исследователи»).
Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.
Учитель предлагает детям обсудить цели урока.
В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, напомнить правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.
1 .Обдумывание проекта проходит в форме
« Мозгового шторма» . «Я знаю лес»
1. Какой лес называется тайгой?
2. Узнай дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.
3. Какое дерево сбрасывает иголки на зиму?
4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
5. Какое дерево является символом России?
6.Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
7. Плодами какого дерева являются жёлуди?
8. У какого животного пять чёрных полос на спине?
«Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта. В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.
Разработка составных частей проекта и иллюстрирование .
Для выполнения практических заданий используется материал альбома – задачника.
Работа проводится в группах.
Дети работают с большей степенью самостоятельности, учитель оказывает индивидуальную помощь
( посмотрите флайер по ссылке http://www.smore.com/zw9v и выполните задание)
Задание: назовите растения.
(Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).
— В какую группу их можно отнести?
— При каких болезнях помогают эти растения?
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
— Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки.
И дополни эту страницу иллюстрациями лекарственных растений.
Дети получают заготовку для аппликации из серии «Что где растет, кто где живет?» и набор предметных картинок к этой заготовке.
«Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса.
«Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.
«Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома.
«Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома.
3.Раздел «Значение леса в жизни людей».
Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение
С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».
«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.
«Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома.
«Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.
«Испытатели» составляют текст сообщения.
4.Раздел «Правила поведения в лесу».
Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой: коллективный просмотр презентация «14 правил поведения в лесу». (зачитываем только правила, стихи не читаем).
5.Раздел «Что полезно, а что вредно?».
Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.
«Экспериментаторы» создают две группы под названиями «Съедобные грибы и растения» и «Опасные грибы и растения».
«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.
«Аналитики» находят признаки, по которым можно спутать растения и грибы этих двух групп.
«Испытатели» готовят сообщение.
Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома
«Лес — наш друг. Сохраним его!»
«Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.
Самоанализ проектной деятельности.
На сайте http://twtpoll.com/bo5vpw дети дают ответы: ДА, НЕТ (работа в парах).
- умеешь ли ты осмыслить задачу, для решения которой у тебя недостаточно знаний?
- -умеешь ли ты объективно оценивать свои действия?
- -умеешь ли ты признавать свои ошибки в процессе любой работы?
- -умеешь ли ты анализировать результаты своей работы: чего добился, а над чем ещё надо поработать?
- -умеешь ли добывать нужную информацию из разных источников?
- -умеешь ли запросить нужную информацию в Интернете?
Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.
Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта.
Источник