«Лес – наш друг и источник жизни».
план-конспект занятия по окружающему миру
3)Воспитывать бережное и доброе отношение к природе, друг другу.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о лесе и его жителях, разгадывание загадок, наблюдение.
Методы и приёмы: беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, чтение художественной литературы, педагогическая оценка, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок, внезапное появление персонажей.
Ход организованной образовательной деятельности
Входит почтальон и вручает письмо.
-Ребята, а вы хотите узнать, от кого письмо? Тогда надо постараться загадку отгадать.
Их под звон и гомон птичий
Почтальон: — Правильно, отгадали. Письмо пришло от лесничего – деда Луки. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Сегодня – день рождения леса. Я знаю от лесных жителей, что вы – его большие друзья, и он будет рад видеть вас у себя в гостях». Ну что, дети, пойдём к деду Луке?
(Дети проходят на «лесную поляну», где их встречает дед Лука.)
Дед Лука: — Здравствуйте, дети! Поздравляю вас с праздником леса. Молодцы, что пришли к нам, ведь лес – это большой друг не только человеку, но и зверям и птицам. Для них он родной дом и кормилец. Главная забота лесничего – сохранить и уберечь этот дом. А вы хотели бы стать лесничими? Тогда я сейчас проверю, как хорошо вы знаете лесных обитателей. Давайте с вами поиграем в игру «Что за зверь?» Я буду рассказывать о животном, а вы угадаете, о ком идёт речь.
1)Кому хвост служит «рулём» и парашютом, когда этот зверёк перепрыгивает с дерева на дерево или соскакивает на землю? (Белка)
2)Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
3)При встрече с лесным зверем он начинает фыркать и подпрыгивать, стараясь уколоть противника. Если это не помогает, он сворачивается в шар и подставляет нападающему хищнику свою колючую спину. (Ёж)
4)У этого зверя нет постоянного дома. Он рождается прямо на земле, среди травы. Летом он, затаившись, сидит под кустами, а зимой – в снежной ямке. (Заяц)
5)Этого зверя называют ещё «великаном» и его рога похожи на ладонь человека с растопыренными пальцами. (Лось)
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете лесных жителей. А знаете ли вы, какие деревья растут в лесу? Кто может мне их назвать? (ответы)
-Молодцы! Много стихов и песен сложено о самом красивом дереве – берёзе. Шумит она свой листвой, украшает лес, нашу землю. А какая красивая берёза зимой! Как будто всё дерево в серебре. Дети, а может, кто-нибудь из вас знает стихотворения о берёзке? (Дети читают стихи)
-Часто в лес приходят недобрые люди, ломают деревья, обижают птиц, разоряют гнёзда. Вот послушайте, какая история случилась в лесу:
Хозяйка белочка в лесу орехи собирала,
Она в лесу каждый сук и каждый кустик знала, Однажды в лес недобрый человек пришёл
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Отбросил куст и, как медведь,
А бедной белке и смотреть на это было больно!
Такие люди наносят вред лесу, и он бывает очень на них сердит, ведь лес не для забав. Все деревья, люди, травы нам на пользу. А какой лес музыкальный! Он умеет шуметь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна!
-В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из этих птиц поёт или кричит, но одну птицу всегда легко узнать.
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
-О ком, дети, эта загадка? (О дятле)
-Правильно, о дятле, большом пёстром дятле.
-А почему его так назвали? (Ответы детей)
-Правильно, у него пёстрые, чёрные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.
(Дед Лука показывает иллюстрацию дятла.)
-А как ещё называют дятла? Почему?
-Правильно, дети. Дятел лечит деревья – поедает вредных насекомых и их личинок, поэтому его и называют Лесным Доктором.
Где тут, где тут вредный жук?
-Дятел движется по дереву снизу верх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? (Ответы детей)
-Правильно, молодцы. У дятла сильные ноги и острые когти, и опирается он о дерево хвостом, поэтому и не падает. Дятел заботится и о других птицах: он себе каждый год делает новое гнездо, а в старые дупла заселяются другие лесные птицы.
-А теперь внимательно посмотрите на эти картинки и скажите, кто из этих птиц никогда не покидает наши края и живёт всегда с нами? Назовите их. (Воробьи, сороки, вороны, дятлы)
-А какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, синица, клест)
-А как называют птиц, которые зимуют с нами? (Зимующие)
-А кто заботится о птицах зимой? (Люди)
-А как человек заботится о птицах? (Ответы детей)
-Давайте вспомним, чем питаются птицы?
(Воспитатель показывает картинки, на которых нарисован корм.)
-А как вы думаете, когда птицы выводят птенцов? Почему? (Весной, потому что тепло и много корма)
-А какая птица выводи птенцов в лютые морозы ? (Клест)
-А где наши пернатые друзья строят гнёзда? (На деревьях, кустах, в дуплах, земляных норках)
-Молодцы, ребята! Вы так много знаете о птицах, настоящие лесничие! Только не забывайте заботиться о птицах, подкармливайте зимой, никогда не разоряйте гнёзда!
Персть одна – и не страшна
Сколько гибнет их – не счесть,
А ведь в нашем сердце есть
-Берегите птиц, лес, и он одарит вас различными подарками.
А сейчас мы с вами немного отдохнём на лесной полянке.
-Молодцы, немного отдохнули, садитесь.
-Кто же деревцу поможет? Ветер? Он помочь не сможет. Что же нужно сделать? (Нужно приподнять ствол немного, обвязать его бинтом или тряпочкой, и деревце будет снова расти)
-А кто расскажет нам, как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей)
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость
Будем лес любить и оберегать,
Будем взрослым в этом помогать.
Чтоб сохранилось всё навеки
-Ребята, а может, вы знаете песню о лесе? Давайте споём.
Дети поют песню «Берегите лес»
Чтобы весною птицей лесною
Берегите лес, берегите лес,
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес посадите, лес защитите
-Молодцы, дети. Я очень рад, что вы так много знаете о лесе и его жителях, дружите с ними, и я надеюсь, что вы всегда будете оберегать лес и заботиться о нём, птицах, деревьях, зверушках. Удачи вам во всём, а от меня примите в подарок книгу о лесе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солнце-источник жизни.
конспект интегрированного занятия в группе оберазвивающей направленности детей 6-7 лет.
конспект на тему: «Вода — источник жизни» в старшей группе
Конспект по экологическому воспитанию.
Вода – источник жизни (подготовительная группа)
формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Во.
вода источник жизни
Вода источник жизни
Дать понятие детям, что вода источник жизни.
Вода источник жизни
Дать понятие детям, что вода источник жизни.
Лес — наш друг и источник жизни
Воспитательно — образовательное мероприятие о лесе и его жителях. Знакомство с профессией лесничий.
Источник
Воспитательный час: «ЛЕС — НАШ ДРУГ». 30.03.2023 год
классный час
— Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.
— Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.
Я славлю лес.
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес!
(В.Лукша).
— Для начала ответьте на вопрос: Для чего люди ходят в лес?
— А мы зачем пойдем в лес и в пути попробуем найти ответы на вопросы:
1. Для чего нужен лес?
2. Какой вред нанес лесам человек?
3. Как вести себя в лесу?
4. Как, помогая лесу, помогаем себе?
стихотворение С.Маршака
“Что мы сажаем, сажая леса?”
Что мы сажаем, сажая леса? (Канукова А)
Мачты и реи — держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса ?
Радиомачты — ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса ? (Санакоев А,)
Лёгкие крылья — лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса ?
Чащу, где бродят барсук и лиса, (Караева С)
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!
Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.
Какое значение имеет лес для человека? (Ответы детей)
Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – бережет реки.
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.
Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.
Есть в каждом лесу особая поляна- “поляна слёз”. Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях…
Игра “А если бы. ”
Я начину предложение, а вы закончите его.
- Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы…
- Если бы муравей, на которого вот-вот наступят умел говорить, он сказал бы…
- Если Бы рыбка из грязной лесной речки могла говорить, она сказала бы…
Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”
Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида
Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?
Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?
Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
— Не оставлять мусор в лесу.
— Не ломать ветки и деревья.
— Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
— Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.
— Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)
— Многие растения становятся редкими из—за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
— Сколько погибло бы растений, если каждый из 25 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
— Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
— Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?
— Если вы пошли в поход ,что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?
Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.
Вы знаете пословицы о лесе? (Дети рассказывают):
- Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Кто лес любит – тот его не губит.
- Лес богатство и краса, береги свои леса.
- Враг природы тот, кто её не бережёт.
Поиграем в игру “Можно-нельзя” (дети отвечают хором).
- Ломать деревья и ветки (нельзя)
- Сажать больше деревьев (можно)
- Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
- Ходить только по тропинкам (можно)
- Рвать большие букеты цветов (нельзя)
- Любоваться ими (можно)
- Оставлять мусор в лесу (нельзя)
- Собрать мусор в яму и закопать (можно)
- Разжигать костры в лесу (нельзя)
- Беречь лес от пожара (можно)
- В лесу шуметь (нельзя)
Наш урок заканчивается. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она -наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.
Скачать:
Источник