Буклет «Берегите лес»
Учащиеся начальной школы, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.
Формирование экологической культуры, воспитание навыков экологически целесообразного поведения в лесу.
- Познакомить учащихся со значением леса для планеты и для человека.
- Расширить кругозор учащихся о значении леса.
- Воспитывать ответственное отношение к лесам родного края.
- Познакомить обучающихся с особо охраняемой природной территорией «Карагайский лес».
Буклет содержит информацию о значении леса для человека и для планеты в целом. Приводятся факты о пользе леса и влиянии человеческой деятельности на лесные экосистемы.
Буклет можно использовать для проведения классных часов, мероприятий по внеурочной деятельности на данную тему. Приведённые в буклете стихи Н.Филимоненко можно использовать для агитбригады и литературных композиций.
Буклет создан в программе Publisher 2016
На 1 странице буклета приводятся стихи «Берегите лес» Натальи Филимоненко. Приводятся источники информации. Даётся фотография редкого растения любки двулистной, которая охраняется в ООПТ «Карагайский лес»(фото автора). Для оформления используются два рисунка (указаны в источниках).
Полный вариант стихотворения:
Текстовое содержание 2 страницы буклета
Буклет предназначен для учащихся начальной школы, поэтому текст лаконичный, отражает главные мысли темы. Каждый тезис выделен отдельно и отмечен звёздочками. Зелеными звездочками отмечена польза леса для человека и биосферы в целом. Красными звездочками — правила поведения в природе. На примере ООПТ «Карагайский лес» обращается внимание на сохранение уникальных лесных экосистем родного края.
Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
- Лес—это зеленый наряд планеты Земля, хранитель влаги и защитник почвы размыва.
- Лес—это легкие нашей планеты. 1 га леса выделяет за год 5-6 т кислорода.
- Лес—это среда обитания и источник пищи для животных.
- Лес обогащает воздух ароматами и фитонцидами, уничтожает возбудителей заболеваний.
- Лес поглощает вредные пары и газы от автомобилей и заводов.
В окрестностях села Карагай решением Пермского облисполкома в 1981 г. образована ООПТ «Карагайский лес». Основу растительности ООПТ составляют коренные сосновые леса. Основные фитоценозы: сосняк травяной, сосняк—кисличник, сосняк-зеленомошник, ельник травяной, ельник-кисличник. В ООПТ обитает 6 видов земноводных, 3 вида – пресмыкающихся, более 100 видов птиц и около 20 видов –млекопитающих. Охраняется любка двулистная (сем. Орхидные). Фотография любки двулистной дана на 1 странице буклета.
- 97 % пожаров возникает по вине человека. Береги лес от пожара!
- Не ловите ради забавы птиц, бабочек и других животных. Каждый вид уникален и имеет право на жизнь! Берегите редкие виды!
- Убирай за собой мусор! Бумага разлагается 2 года, консервная банка—90 лет, полиэтиленовый пакет—200 лет.
- Береги муравейники! Его обитатели охраняют 1 га леса от вредителей. Сохраняй в лесу тишину, не пугай птиц и зверей.
Вторая страница буклета
Источник
«Лес наш друг — берегите его» внеклассное занятие
Цели: воспитывать любовь к родной природе, её красоте и богатству; напомнить о правилах поведения в природе; донести до сознания детей что лес – наш зелёный друг, без него будет пусто всё вокруг.
Задачи: сформировать представление о взаимосвязи человека и природы; формировать умение увидеть прекрасное в природе, экологическое воспитание детей.
Оборудование: презентация к занятию, фонограмма песни «Экологическая песенка» муз. Хромушина, сл. Суслова, чистые листы, цветные карандаши.
/звучит песня, дети подпевают/
Опять черёмуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою.
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты,
В её лесные ароматы
И до земли ей поклонись.
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями,
Уже ручей звенит струной,
Уже гроза гремит громами.
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода.
Ты слышишь, дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Напевы лучшие свои.
Где красота — там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём,
Ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись.
Ты добротою поделись.
Дом со всех сторон открыт,
— Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Сегодня мы с вами поговорим о красоте русского леса , о его значении для человека и о роли человека в жизни леса.
/ученик читает стихотворение/
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
— Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева
(ответы детей — парты, стулья, дверь, стол, карандаши и многое другое).
— Лес – это книги, тетради для учеников, это мебель в ваших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес даёт топливо, мебель, спички, различные изделия.
— Лес – это зелёный наряд нашей земли. Там, где лес, воздух всегда чистый, недаром лес называю «лёгкие нашей планеты».
— Лес – это дом для зверей и птиц.
— Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
— Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные травы.
Приподняв с утра под ёлками
Лист с прилипшими иголками. /Гриб/
4. Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. /Орехи/
По горизонтали:
2. Ловит солнышко лучистое,
Попадает в кружки. /Земляника/
— Природа нуждается в защите. Об этом сейчас думает всё население планеты. И это дело не только взрослых. Школьники тоже могут внести свой вклад. Что можете сделать вы?
— Ко всем растениям нужно относиться бережно.
Если ты сорвёшь цветок,
— Выращивайте цветы для букетов сами. А можно взять и такой цветик – семицветик. Он не простой, здесь спрятаны для вас хитрые вопросы (цветок в виде ромашки, на обратной стороне лепестка вопросы)
— Какие цветы боятся дождя? /бумажные/
— Какое растение идёт на изготовление ткани? /лён/
— Назовите раннецветущее растение, занесённое в красную книгу.
— Назовите растение, которое используют для лечения простуды.
— Какую траву любят кошки? И сердце лечат этим растением.
— Как поступишь, если встретишь в лесу красиво цветущее растение?
/сфотографирую, зарисую, постою полюбуюсь/
— Цветы нужны не только нам. Кому ещё?
/насекомым, они собирают нектар/
— Лес без насекомых и представить нельзя. Некоторые виды насекомых, несмотря на самую многочисленную группу животного мира исчезают. Почему? /ответы детей –вырубают леса, где они живут, ради забавы
— Давайте вспомним правила охраны природы, растений, животных.
— Не ловите бабочек, стрекоз, божьих коровок, не разоряйте муравейники.
— Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок)
— Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадётся в природе.
— Не разжигай костров в лесу.
— Подкармливай зверей и птиц зимой.
— Не мусори на месте своего отдыха.
— Учись наблюдать в природе.
— Учись слушать голоса природы.
— Не засоряй родников и речек.
— Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.
Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!
Милая Родина! Ты год от года
Должна становиться всё краше!
Охрана природы – дело народа,
— Вот и подошло к концу наше занятие. И хочется сказать вам:
Ведь нас в любое время года
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчёлы в поле и саду обучают нас труду:
У природы круглый год обучаться нужно,
Ну, а весь лесной народ учит крепкой дружбе.
ФОТО « Берегите лес»
Источник