Урок в 5 классе. «Правописание непроизносимых согласных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова .
Тип урока: комбинированный урок.
- Предметные: совершенствовать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными, обозначать условие выбора в орфограмме № 4, составлять связный текст.
- Метапредметные:
- Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
- Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
- Личностные:
- Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
- Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.
Планируемые результаты: учащиеся получат возможность повторить правописание непроизносимых согласных, научиться делать правильный выбор.
- Организационный момент – 2 мин.
- Основная часть
- Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.
- Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
- Построение проекта – 7 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 10 мин.
- Самостоятельная работа – 9 мин.
- Заключительная часть
- Рефлексия. Самооценка –2 мин.
Проверка готовности к уроку.
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку?
Психологический настрой учащихся на урок.
Работа с сигнальными карточками.
- Внимание.
- Уважение к окружающим.
- Эмоциональный настрой на урок.
- Актуализация знаний (на основе изученного)
Честный, вкусный, местный, счастливый, чудесный, опасный (слайд 2,3)
— На какие две группы можно разделить эти слова?
— Что вы знаете об этой орфограмме?
Анализируют языковой материал.
Распределяют слова по группам.
1.Владеть монологической и диалогической речью.
2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.
— Попробуйте сформулировать тему урока.
Да, вы правы, запишите число и тему урока (слайд 4)
Определение цели урока (слайд 5)
— В соответствие с темой урока, какие цели мы можем перед собой поставить?
— Непроизносимые согласные в корне слова.
Записывают дату и тему урока
1)Вспомнить условие выбора орфограммы.
2)Научиться правильно подбирать проверочные слова.
1.Высказывать предположения на основе наблюдений;
2. Формулировать тему урока, проблему;
3. Самостоятельно планировать деятельность.
1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.
1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
Уча?ствовать – участвовавший , участившийся , частица.
Влас?ный – властолюбивый , златовласый , полновластный.
Горес?ный – горевать , в горести.
Опас?ность – опасный , напасть (беда) , опасаться
Поз?ний – припозднившийся , познавательный , опоздавший.
Чудес?ный – начудить , чудесница, чудеса. (слайд 5)
— Какие из слов не могут быть проверочными? Почему?
— Давайте проверим правы мы или нет. Стр.26
Упр. 47 Работа по цепочке у доски
1.Выделять главное, извлекать информацию;
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;
2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;
3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;
4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
1.Искать пути решения проблемы.
— Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.
Физминутка на основе упр. 48
Когда встречается слово с непроизносимой согласной, хлопают в ладоши
1.Проверка знаний и умений.
1.Снять напряжение и утомление на уроке.
- Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с взаимопроверкойопроверкой по эталону.
Работа с взаимопроверкой (слайд7,8). Списать
Ненас?ная ш..ормовая погода недаром р..ждала тягос?ные предчу?стви. Горес?ное прои?- шествие в окрес?ностях ранее безвес?ного городка потр..сло всех. Ужас?ный ур..ган сума?- шедшей силы захлес?нул ок..анской волной и снёс в пучину посёлок рыбаков.
Оценивают работу товарища.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;
2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.
— Продолжить текст, используя слова ярос?ными, хрус?нули, гиган?ские, трос?никовые, громоз?кие, повсемес?но, опес?ность (слайд 9)
— Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе.
Каждый самостоятельно работает.
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
2. Проверка знаний и умений.
— А теперь подведем итог нашей работы.
— Какую цель ставили на урок?
— Добились мы поставленной цели?
- Сегодня на уроке я научился…
- Какие трудности встретились?
- Своей работой на уроке я …
— Оцените свою работу на уроке.
— Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.
Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.
— Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.
Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю.
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;
2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.
1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3. Строить связанное монологическое высказывание
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
— Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.
Я страс?ный любитель природы. Лес моя слабость мой сладос?ный восторг. Гулять по лесу радос?- но и интерес?но а вдыхать лесной ..ромат насл..ждение. Идёшь и чу?ствуешь кронную связь со всей окрес?ностью. Все вокруг и растительный мир и царство ж..вотных радует и пор..жает. Каждая тр..пинка готовит чудес?- ную встречу то с уд..вительным ростком то с неизвес?ной птицей а то и с редкос?ным нас..комым.
Мес?ный лес знаком до мелочей . Еще в детстве с к_мпанией сверс?- ников изведал м..лейшие его опас?ности и перестал боят..ся лес?ных зарослей.
Вд..леке слышится грус?ная песня а на сер?це светло и безм_тежно. Закрыть глаза и о..даться на волю м_лодии так прекрас?но. Сквозь опущенные рес?ницы видиш? мир особенно
Выписать СС со словами, в которых встретилась орф. 4, указать части речи, у сущ. указать склонение, число и падеж, выписать остальные слова, орф. обозначить
Спишите, расставить знаки препинания, орфограммы обозначить
Записывают домашнее задание.
- Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – М: «ВАКО», 2014
Директор МБОУ «СОШ № 46» Побойко А. В.
Руководитель школьного МО учителей
Русского языка и литературы Волохова Н. Н.
Источник
На природе.
Я страс(?)ный любитель природы. Лес моя слабость и мой сладос(?)ный восторг. Гулять по лесу радос(?)но и интерес(?)но а вдыхать лесной …ромат насл…ждение. Идешь и чу(?)ствуешь кровную связь со всей окрес(?)ностью. Все вокруг и р…стительный мир и царство животных радует и пор…жает. Каждая тр…пинка готовит чудес(?)ную встречу то с уд…вительным р…стком то с неизвес(?)ной птицей а то и с редкос(?)ным нас…комым.
Мес(?)ный лес знаком до мелочей. Еще в детс(?)ве с к…мпанией сверс(?)ников я изведал м…лейшие его опас(?)ности и перестал бояться лесных зар…слей.
Вд…леке слышится грус(?)ная песня а на сер(?)це светло и безм…тежно. Закрыть глаза и предаться на волю м…лодии так прекрас(?)но. Сквозь опущенные рес(?)ницы мир предст…вляется особенно прелес(?)ным.
Упражнение 28. Проверьте обоснованность постановки тире в тексте и уберите лишние. Расставьте прочие знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.
Искусство чтения.
Уметь читать – большое насл…ждение. Для настоящего книголюба чтение – есть насущная потребность. Читать – интерес(?)но и увл…кательно. Ведь погрузиться в мир книги – словно прожить одновременно много разных жизней.
Однако быть читателем – не только уд…вольствие но и большое искусство. Каждый ли вл…деет им? Богатства художественной л…т…ратуры – неисч…рпаемы. Каждый ли умеет ими воспользоваться?
Книга – не ув…с…литель не затейник. Она – просв…титель и восп…татель.
Л…т…ратура – это изящная словес(?)ность. Так выр…жались наши предки. Их предст…вление о художественной л…т…ратуре – точно и зн…менательно. Яркий обр…зный строй и прекра(?)ный по выр…зительности язык – главные сл…гаемые и сущность понятия художественности. И именно в художественности – секрет об…яния и прит…гательности л…т…ратуры.
Упражнение 29. Отметьте слова, не соответствующие заданному написанию.
Источник