Новые находки скифо-савроматского времени в фондах Балашовского краеведческого музея
Скифские и другие племена под разными названиями фигурируют у древних географов, историков, философов, поэтов. Греческое наименование «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь. Формирование ираноязычной скифской культуры археологи относят к VII в. до н. э. В начале VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское царство — Ишкуза, но к началу VI в. до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория их расселения это степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью.
К VI – V вв. до н.э. греки установили прочный контакт с местным населением прибрежных земель. От этого населения поступала и информация о народах, населяющих глубинные районы, в том числе расположенные к востоку и северо-востоку от Меотиды (Азовского моря) и реки Танаис, которая по понятиям древних отделяла Европу от Азии. Но, пожалуй, единственным письменным источником, который как-то проясняет этнокультурную ситуацию в бассейне Хопра, в раннем железном веке, является «История» Геродота.
Излагая в четвертой книге своего труда сведения о Скифии, Геродот перечисляет народы, обитающие за Танаисом. Среди них – савроматы, будины, тиссагеты и йирки. Читаем: «Если перейти реку Танаис, то там уже не скифская земля, но в начале области савроматов, которые, начиная от самого дальнего угла озера Меотиды, населяют на расстоянии пятнадцати дней пути по направлению к северному ветру страну, лишенную и диких, и культурных деревьев». Проблема расселения савроматов или скифоидных племен непосредственно связана с идентификацией Танаиса. В отечественной историографии большинство исследователей отождествляют Танаис с Доном, на левобережье которого начинались земли савроматов.
Версии о расселении савроматов согласуются и с археологической ситуацией, поскольку в степях междуречья Дона, Волги и Заволжья выделена единая археологическая культура, отождествляемая всеми исследователями с савроматами. Однако, проникновение савроматов в лесостепное Доно-Волжское междуречье, видимо, носило сезонный характер. Отдельные встреченные комплексы пока являются, скорее, исключением, чем правилом. В основном это предметы вооружения. В настоящее время на территории лесостепного Прихоперья отмечено девять пунктов (Инясево, Малый Карай, Летяжевка, Родничок, Шапкино, Медвежий Куст, Борки, Лесное, Большой Карай), где обнаружены железные мечи-акинаки, бронзовые наконечники стрел, детали конской узды, рукоять ножа в виде головы кабана, оселок, имеющий скифо-савроматский облик.
В начале этого года в фонды Балашовского краеведческого музея были переданы бронзовые скифские вещи: колокольчик, листовидные наконечники стрел и накладка, оформленная в виде головы кабана. Что касается бронзовых колокольчиков, тодо сих пор нет единого мнения относительно их прародины и возраста. Колокольчик был обнаружен в быту многих народов: китайцев, евреев, скифов, египтян, этрусков, греков. А бронзовое литье существовало уже с IV тыс. до н.э. на территории южного Ирана, Турции, Месопотамии и Египта. Однако самые древние литые колокольчики, сохранившиеся до наших дней, родом из Китая, откуда по Великому шелковому пути они попали в другие страны Азии и Ближнего Востока, а затем и в Европу. Самые ранние колокольчики других культур датируются XII – VII вв. до н.э. Колокольчик VI в. до н.э., обнаруженный в Балашовском районе, у с. Тростянка куполообразной вытянутой формы с железным стержневидным трехпетельчатым псалием внутри. Такие изделия использовали как обереги для людей и животных, а так же как украшения.
В характерном «зверином» стиле выполнена другая находка — накладка в виде головы кабана. С обратной стороны она имеет крепление. Датируется вещь V — IV вв. до н. э. и обнаружена между селами Старый Хопер и Тростянка Балашовского района. Образ кабана, в сравнении со многими другими персонажами репертуара скифского «звериного» стиля являлся относительно редким. Полнофигурные изображения кабана единичны. Более-менее массово получает распространение мотив обособленной головы вепря на бронзовых бляшках – деталях конской узды, аналогично нашей уникальной находке. Другая категория находок скифо-савроматского времени с территории лесостепного Прихоперья представлена бронзовыми наконечниками стрел. В основном они листовидной формы с шипом на втулке и датируются VII – V вв. до н.э. Они были обнаружены у сёл: Подгорное, Лесное, Большой Карай, Рассказань, Никольевка и др.
К первому типу относятся двулопастные наконечники, имеющие головки лавролистной формы и шипы на втулках. Подобные наконечники характерны для VII – нач. VI вв. до н.э. и лучше всего представлены в комплексах лесостепной Скифии. Более редкими находками являются наконечники с треугольной головкой и выступающей втулкой. Нижние края лопастей срезаны под тупым углом к втулке. Данный тип широко представлен в савроматских памятниках VI – V вв. до н.э.
К скифо-савроматскому времени так же относится бронзовая бляшка-пронизь с петлей на обратной стороне, скрепляющая перекрестие ремней, обнаруженная на поле левого берега реки Елань Балашовского района. Бляшка имеет плоский округлый щиток с рельефно выполненной фигурой «летящего» коня и обломанную широкую петлю. Скорее всего, сюжет «летящего» коня связан с влиянием греческого искусства на кочевые племена Северного Причерноморья. «Крылатый конь» являлся символом превосходства духовного над материальным. Он, являющий собой в основе лошадь, наделен ее символикой, такой как мощь, сила и скорость. При этом имея крылья, при помощи которых может возноситься в небо, и это наделяет его символикой, присущей птице, указывающей на свободу и преодоление земного притяжения. Примерная датировка изделия VI – V вв.до н.э. Таким образом, судя по данным артефактам можно судить о временном или постоянным характере пребывания данных скифоидных племен на территории Прихоперья, а так же о том, что в вопросах хронологии и датировки местных поселенческих памятников раннего железного века скифо-савроматские элементы имеют первостепенное значение.
Научный сотрудник МУ «Балашовский краеведческий музей» Ирина Николаевна Степанюк
Источник