Презентация к уроку окружающий мир «Лес и его обитатели»
1 слайд Окружающий мир
«Лес и его обитатели»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
(С. Погореловский
Разработал учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 с. Левокумка
Самарина Е. Я.
2 слайд Что такое лес?
На такой вопрос нередко отвечают: лес — это когда много деревьев. Ответ не совсем точный. Деревья — это лишь часть леса, пусть и самая большая. Кроме них там есть кустарники, травы, мхи, лишайники. В лесу растут грибы и водятся различные животные. Это жители леса и его неотделимая часть. Без грибов, насекомых, зверей, птиц — лес не лес. Вот и получается, что лес — это не скопление деревьев. Это особое сообщество жизни на Земле.
3 слайд Ответьте на вопросы:
Каких животных леса вы знаете?
Какие растения леса вам известны?
Есть ли в нашем крае лес?
Какой это лес: тайга, смешанный лес или лиственный лес?
4 слайд Ярусы растений в лесу
Высокие деревья верхний
Низкорослые деревья ярус
Кустарники средний
Травы ярус
Мхи и лишайники нижний
Лесная подстилка ярус
5 слайд Какие ярусы растений
изображены на рисунке?
9 слайд Третий ярус – кустарниковый и травянистый
И в лесу и на болоте
травки эти вы найдёте
кипрей (Иван-чай)
кислица
таволга
папоротник
хвощ
пижма
земляника
кислица
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые мы видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.
Грибами питаются многие животные, живущие в лесу.
Грибы способствуют разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
белый гриб
лисички
подосиновик
опята
строчок
сморчок
Четвертый ярус – грибы,
мхи, лишайники
11 слайд Несмотря на царящую в лесу тишину, он полон жизни. Его населяет великое множество животных, птиц, насекомых.
Вот некоторые из них:
Еж обыкновенный
Заяц-беляк
Волк
Лось
белка
Бурый медведь
Животный мир
12 слайд Растительноядные животные, которым нужна растительная пища
Хищники
животные, которые охотятся более крупную добычу, поедают себе подобных
Всеядные животные, которые могут питаться растениями и поедать себе подобные живые организмы
Насекомоядные животные, которые едят насекомых. Это тоже хищники
Группы животных по
типам питания
13 слайд Лось
Гусеница
Заяц
Бабочка
14 слайд Дятел
Муравей
Кукушка
Стрекоза
15 слайд Дрозд
Медведь
Кабан
17 слайд Работа в группах:
Группа №1 – животные леса: верхний ярус
Группа №2 – животные леса: средний ярус
Группа №3 – животные леса: нижний ярус
Группа №4 – животные леса: лесная подстилка и почва
18 слайд План работы в группах:
Прочитать текст учебника на стр.47 – 48.
Выписать из текста животных леса своего яруса.
Подготовиться к ответу у доски.
23 слайд Цепи питания
Дуб майский жук дятел
24 слайд Животный и растительный мир.
На высоких участках Ставропольской возвышенности — массивы широколиственных дубово-грабовых лесов (участки лесостепи). В степи обитают грызуны (суслики, полёвки, хомяки, тушканчики и др.), встречаются ушастый ёж, ласка, лисица, волк. В плавнях Кумы — камышовая кошка и кабан. На озёрах и болотах много водоплавающей птицы.
Растительный мир Ставрополья богат и оригинален: более 2400 видов растений. Это и ценные лекарственные растения (зверобой, душица, чабрец, полынь, земляника, цикорий), и лекарственные кустарники (рябина, калина, крушина, черемуха, жимолость, дикий виноград, шиповник).
В настоящее время Ставрополье обладает почти 60 % флоры всего Северного Кавказа. Это ставит его в особое положение среди других аналогичных регионов как одного из самых емких хранителей растительного генетического фонда.
25 слайд Найдите и выпишите обитателей леса, занесенных в Красную книгу Ставропольского края
1 вариант – животные
2 вариант – растения
Как вы думаете, что надо сделать, чтобы численность животных и растений сохранялась и увеличивалась?
26 слайд Домашнее задание
Сообщение о растении или животном леса
(можно использовать информацию из разных источников)
Источник
Пища лесных обитателей
Лесное царство самое настоящее украшение нашей планеты. В нем большое разнообразие рек, озер, разновидностей деревьев, многочисленное количество зверей, птиц и насекомых. Лес – это отдельное государство с своими законами и обитателями. Леса бывают нескольких видов, в зависимости от насаждений: смешанные, хвойные, лиственные и таежные. В них жизнь идет своим чередом.
Каждый из нас, по разным причинам хотя бы раз в жизни был в лесу. Кто-то просто ездил отдохнуть от городской суеты, прогуляться, собрать весенних цветов, кто-то ходил на охоту, а кто-то за грибами и ягодами. Всё это время нас сопровождает пение птиц, хоть мы не всегда их можем увидеть, где-то вдалеке пробежит зверюшка.
Чаще всего в лесах встречаются: зайцы, лисицы, куницы, кабаны, волки, медведи, белки, бурундуки лесные мыши, ежи, бобры, кроты и т.д. Огромное разнообразие птиц: дятел, иволга, дрозд, синица, воробей, кукушка, сорока, сойка и многие другие.
Жизнь животных, не зависимо от того в каком лесу они обитают, зависит от их питания. Рацион очень разнообразный, если учесть все времена года. Некоторым обитателям нужно делать запас еды на зиму.
Лесные мыши собирают орехи, желуди и прячут их в пустые дупла, норы и даже под корни деревьев. Белки прячут орешки за кору деревьев, в лесной подстилке из листьев – желуди, грибы складывают между ветками деревьев. В числе ценных пушных зверей находится куница. Она устраивает свои гнезда на большой высоте в дуплах. Питается полевками, куропатками, тетеревом и рябчиком. Большую опасность представляет для белок.
Медведи же наоборот впадают в зимнюю спячку, им не нужно еды и воды. Хватает запасов жира накопленного за теплый период года.
Зайцы питаются с весны по осень сочной травой, побегами, в зимний период корой деревьев.
Особый вид животных составляют хищники. Они опасны в том случае, если чувствуют угрозу со стороны человека, но лучше держаться по дальше. Кабаны относятся к всеядным животным, могут есть корни, луковицы растений, ягоды, желуди, червей, насекомых, падаль и даже грызунов. Лисы и волки добывают себе еду охотясь на более слабых животных. Они питаются мясом, грызунами, падалью и птицей.
На тихих лесных речках обитают бобры, питаются корой, молодыми побегами, ветками. Из деревьев и веток строят себе жилища и делают плотины.
Насекомоядные животные приносят большую пользу лесу. Ежи этому не исключение. Они едят калорийную пищу – мышей, насекомых, разные личинки, червей. Среди растительной пищи отдают предпочтение грибам, фруктам, ягодам и зернам. Ежи, как и медведи тоже на зиму впадают в спячку.
Кроты тоже питаются насекомыми и дождевыми червями. Они улучшают воздушный и водный режим почвы благодаря своим подземным ходам. Что это за зверь, какой он ведет образ жизни, какую приносит пользу или вред, чем питается крот в лесу и как с ним бороться можно узнать подробнее.
Птицы больше всего живут в смешанных и лиственных лесах. Питаются часто в течение дня, основной рацион составляют насекомые, зерно и ягоды.
Большим помощникам для обитателей леса является человек. Лесники делают кормушки, как для птиц, так и для животных, пытаются облагородить и улучшить среду их обитания. Всячески облегчают их выживание в нелегких условиях, ведь все в нашей жизни закономерно. Теперь нам известно, чем питаются и как выживают в лесах животные. Каждый из представителей лесной флоры и фауны составляет неотъемлемую часть нашей жизни
Источник
Тема: Лес и его обитатели. (Перспективная начальная школа) 3 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Цели урока: дать представление о природном сообществе; рассказать о многообразии представителей растительного и животного мира леса и возможности их совместного обитания; учить видеть и раскрывать связи между обитателями леса; воспитывать в детях бережное отношение к лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 30.14 КБ |
| 21.95 КБ |
| 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лес и его обитатели. (Перспективная начальная школа) 3 класс
Цели урока: дать представление о природном сообществе; рассказать о многообразии представителей растительного и животного мира леса и возможности их совместного обитания; учить видеть и раскрывать связи между обитателями леса; воспитывать в детях бережное отношение к лесу.
Оборудование: презентация, учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ
– Послушайте вступление к уроку и определите тему. (ЗВУКИ ЛЕСА)
– Учитель: Что вы представляете в первую очередь когда мы говорим о лесе.
Много на нашей земле разных чудес:
И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.
Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес!
«Лес его обитатели» (слайд 1)
К какому разделу относится тема? По этим заголовкам поставим цели
Мы сегодня входим в лес,
Полон сказок и чудес
Кто в лесу таиться?
Что за зверь? какая птица?
Что растёт в нем мы узнаем!
леса тайны разгадаем! (слайд 2)
2. Актуализация ЗУН. (пиктограмма «Повтори пройденное»)
стр. 43 учебник. Чтение вопросов 1 ученик.
— О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг?
— Это тайга, смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик)
Работа в парах по словарику в конце учебника.
— Определим по словарику в конце учебника значение этих слов.
— Какие леса же преобладают в нашем крае?
(смешанные, в елово-широколиственные, берёзовые и осиновые, сосновые леса)
Обитатели леса
растения Грибы Бактерии животные
3. Работа с текстом параграфа.
Чтение в наушниках 1 абзаца
Задай вопрос, отображающий смысл абзаца.
Дополнение кластера «Растения», классификации
- Деревья
- Кустарники
- Травяные растения
- Папоротники
- Мхи
- Лишайники
— Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости?
4. выборочное чтение по предложению. Заполнение таблицы ярусов
Верхний, высокорослые деревья
5. Беглое чтение по маркировке. О чем?
6. Чтение в парах следующих 2 абзацев с обозначением цифрами ярусов
Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.
Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.
Ниже – низкорослые деревья – теневыносливые.
Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.
Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.
Самый нижний ярус — мхи и лишайники.
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
спинку ровненько натянем.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы все, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
За столы мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно .
Найти текст в хрестоматии?
(по оглавлению) стр. 85 хрестоматия
Какие растения нельзя отнести ни к какому ярусу? Найди ответ в тексте.
6. Работа по учебнику. Стр 46-47. Чтение буксир.
- Работа по рисунку. Заполнение кластера «животные»
- Звери или млекопитающие
- Птицы
- Насекомые
- Паукообразные
- Пресмыкающиеся
- Черви
— Расскажите, какие животные живут и на каком ярусе?
Работа в хрестоматии стр. 88- 91 текст выбрать для пересказа.
11. Анализ. Выставление оценок.
Индивидуальная работа с хрестоматией по тексту « Что такое лес?»
Найти текст в хрестоматии? стр. 85 хрестоматия
- И что такое подлесок?
- Какие растения нельзя отнести ни к какому ярусу? Найди ответ в тексте.
Предварительный просмотр:
Лиственный лес – лес, в котором растут_________________________деревья. (например:___________________________________________________________)
Тайга – лес, в котором растут_________________________________деревья. (например:___________________________________________________________)
Смешанный лес – лес, состоящий из___________________________________деревьев.
Обитатели леса
Грибы Бактерии
Источник