Лес — леса, след — следы, стены — стена, море — моря, зимушка — зима, гриб — грибы, цвет — цветной, хлеб — хлеба. Подчеркните
Ответ: лес — лес`а, след — сле`ды, ст`ены — стен`а, м`оре — мор`я, з`имушка — зим`а, гриб — гриб`ы, цвет — цветн`ой, хлеб — хлеб`а.
Пояснение: все слова на орфограмму «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы гласная стала ударной.
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
- Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
- Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» — подобные выражения не приносят пользы;
- Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
- Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Источник
Лес леса след следы стены
139. Прочитайте слова. Запишите. Поставьте в них ударение. Подчеркните буквы безударных гласных звуков.
Г о ра́, вр а чи́; л и са́, л е са́.
140. Вместе с Аней и Ваней допишите пары слов. Объясните правописание безударных гласных.
Шк а фы́ — шк а ф, н о сы́ — н о с, кр о ты́ — кр о т, п о ля́ — п о́ ле, м о ря́ — м о́ ре, дв о ры́ — дв о р.
К о за́ — к о́ зы, о вца́ — о́ вцы, гр о за́ — гр о́ зы, л и са́ — л и́ сы, г о ра́ — г о́ ры, п е ро́ — п е́ рья.
Безударные гласные можно проверить, подобрав такое родственное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
141. Прочитайте. Подумайте, какую букву для обозначения безударного гласного звука следует писать.
Лес — л..са, след — сл..ды‚ стены — ст..на‚ море — м..ря, зимушка — з..ма‚ гриб — гр..бы‚ цвет — цв..тной, хлеб — хл..ба.
Запишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Подчеркните в каждой паре слов буквы гласных звуков, которые пишутся одинаково в ударном и безударном слогах.
Л е с — л е са́, сл е д — сл е ды́‚ ст е́ ны — ст е на́‚ м о́ ре — м о ря́, з и́ мушка — з и ма́‚ гр и б — гр и бы́‚ цв е т — цв е тно́й, хл е б — хл е ба́.
142. Прочитайте пары слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки.
М..сты — мост, ш..ры — шар, хв..сты -хвост, с..мы — сом, сл..ны — слон, с..сна — сосна, гл..за — глаз‚ с..ды — сад, м..ржи — морж, кр..я- край, к..ты — кот.
М о сты — мост, ш а ры — шар, хв о сты -хвост, с о мы — сом, сл о ны — слон, с о сна — сосна, гл а за — глаз‚ с а ды — сад, м о ржи — морж, кр а я — край, к о ты — кот.
143. Спишите предложения по образцу, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите проверочное слово по образцу.
1. Гр..чи улетели на юг. 2. С..ды опустели. 3. Идут сильные д..жди. 4. На г..ре стоит высокая с..сна. 5. Горная р..ка течёт быстро. 6. Видны белые ств..лы берёз. 7. Началась сильная гр за.
Образец. Грачи (грач) улетели на юг.
1. Гр а чи́ (грач) улетели на юг. 2. С а ды́ (сад) опустели. 3. Идут сильные д о жди́ (дождь). 4. На г о ре́ (го́ры) стоит высокая с о сна́ (со́сны). 5. Горная р е ка́ (ре́ки) течёт быстро. 6. Видны белые ств о лы́ (ствол) берёз. 7. Началась сильная гр о за́ (гро́зы).
144. Прочитайте скороговорку. Отгадайте загадку. Скажите, какие буквы пропущены в словах. Как их проверить?
На дв..ре тр..ва, на тр..ве др..ва.
На дв..ре г..рой‚ а в избе в..дой.
Над избушкой в..сит хлеба кр..юшка.
Запишите предложения, вставляя прощенные буквы.
На дв о ре́ (двор) тр а ва́ (тра́вка), на тр а ве́ (тра́вка) др о ва́ (дров).
На дв о ре́ (двор) г о ро́й (го́рка)‚ а в избе в о до́й (во́дный). Снег
Над избушкой в и си́т (пови́с) хлеба кр а ю́шка (край). Месяц
145. Читайте друг другу слова по строкам и объясняйте написание пропущенных букв.
Слёзы, сл..за, со сл..зами.
Заряд, зар..дил‚ разр..дил.
Взгляд, гл..дит‚ гл..деть.
Звёзды, зв..зда‚ о зв..зде.
Гнёзда, гн..здо, в гн..зде.
Тёмный, т..мнеть‚ т..мнота.
Запишите любые три строки, вставляя пропущенные буквы.
Слёзы, сл е за, со сл е зами.
Заряд, зар я дил‚ разр я дил.
Взгляд, гл я дит‚ гл я деть.
Звёзды, зв е зда‚ о зв е зде.
Гнёзда, гн е здо, в гн е зде.
Тёмный, т е мнеть‚ т е мнота.
146. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Что отражает ваше заглавие — тему или главную мысль.
Был тёплый зимний д..нёк. Хлопьями падал мягкий сн..жок. Пушистые лёгкие сн..жинки кружились в воздухе. После уроков на школьный двор выбежали р..бята. Они стали играть в сн..жки и л..пить сн..говика.
Коля ск..тал большой снежный ком. Аня вставила снеговику два уголька вместо глаз. Хорош получился сн..говик!
Подберите к словам с пропущенными буквами проверочные слова. К какому слову вы не смогли подобрать проверочное слово? Почему?
Запишите слова с безударными гласными звуками вместе с проверочными словами.
Заголовок «Зимний денёк» отражает тему текста.
Д е нёк (д е нь), сн е жо́к (сн е г), сн е жи́нки (сн е г), сн е жки́ (сн е г), л е пи́ть (л е́ пка), сн е говики́ (сн е г), ск а ти́л (к а́ тит).
147. Прочитайте предложения. Измените выделенные слова так, чтобы в них появилась буква ё. Запишите предложения с этими словами.
1. Мы налили ведро холодной воды. Мы налили вёдра холодной воды.
2. В пятом классе учится моя сестра. Мои сёстры учатся в пятом классе.
3. Возле цветов кружилась пчела. Возле цветов кружились пчёлы.
148. Прочитайте слова. Измените их так, чтобы ударный гласный звук стал безударным. Запишите слова парами по образцу. Поставьте в словах знак ударения, подчеркните буквы безударных гласных звуков. Образец. Зе́мли — земля́.
стра́ны — стр а на́
дом — д о ма́
стол — ст о ла́
ствол — ств о ла́
по́ле — п о ля́
мяч — м я чи́
во́лны — в о лна́
сёстры — с е стра́
149. Разделите слова на две группы: с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге.
В..сна, гр..чи, дер..во, з..мля, выл..теть, птицы, п..ют.
Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы.
Составьте устно с любыми из этих слов два-три предложения.
Де́р е во В е сна́
вы́л е теть гр а чи́
пти́цы з е мля́
п о ю́тГрачи прилетели к нам весной. Земля покрылась зелёной травкой. На ветке поют птицы.
150. Прочитайте словосочетания.
М..рской берег, цв..тной телевизор, красивый к..вёр‚ быстрая х..дьба, посадка д..ревьев.
Подберите к словам с пропущенными буквами слова-родственники так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Запишите слова по образцу.
Образец. Морско́й — мо́ре.
М о рско́й — м о́ ре, цв е тно́й — цв е́ т, к о вёр — к о́ врик, х о дьба́ — х о́ дит, д е ре́вьев — д е́ рево.
151. Прочитайте текст. Выберите подходящее по смыслу заглавие. Запишите, вставляя пропущенные буквы.
Ст..ит х..лодная з..ма. Белый пушистый ковёр лёг на п..ля и х..лмы. Д..ревья тр..щат от мороза. Рыбы ушли на дно р..ки. Л..са укрылась в н..ре. Белка сидит в дупле и грызёт орешки. Только г..лодный волк бродит по л..сам и дорогам.
Заглавия для выбора: «Я люблю зиму», «Холодная зима», «Звери зимой», «Что происходит зимой в природе».
Что происходит зимой в природе
Ст о и́т х о ло́дная з и ма́. Белый пушистый ковёр лёг на п о ля́ и х о лмы́. Д е ре́вья тр е ща́т от мороза. Рыбы ушли на дно р е ки́. Л и са́ укрылась в н о ре́. Белка сидит в дупле и грызёт орешки. Только г о ло́дный волк бродит по л е са́м и дорогам.
Я предлагаю вам игру-соревнование. Выигрывает та команда, которая быстрее и грамотнее других справится с заданием.
1 2 3
Дворы — двор Сады — сад Столы — стол
варенье — варит гроза — грозы мосты — мост
зима — зимний нога — ноги бежать — бег
земля — земли кольцо — кольца деревья — дерево
снега — снег холмы — холм река — речка
тигрёнок тигр моря — море силач — сила
кроты — крот часы — час поля — поле
152. Подумайте, какое из слов, стоящих в скобках, является проверочным. Объясните почему.
Л..пить из глины (лепка, липко); л..нивый мишка (линь, лень); скр..пучий пол (скрип, скрепка); уд..вительная история (диво, дева), обм..нять книгу (мина, мена, замена).
Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Л е пи́ть из глины (л е́ пка); л е ни́вый мишка (л е нь); скр и пу́чий пол (скр и́ п); уд и ви́тельная история ( ди́ во), обм е ня́ть книгу (м е́ на, зам е́ на).
153. Прочитайте предложения. Какие буквы пропущены? Объясните выбор буквы для безударного гласного звука.
Мухомор — я дови́тый (яд) гриб.
В лесу мы видели п я тни́стого (пятна) оленя.
Пр я ма́я (прямо) дорога вела к деревне.
Л е дяно́й (лёд) покров сковал реки.
3 е мля́ (земли) покрылась снежным одеялом.
Российский лыжник первым приб е жа́л (бег) к финишу.
Не забудьте! Безударные гласные надо проверять ударением! Какие буквы пропущены в словах?
В е че́рний — в е́ чер, л е дяно́й — л ё д, з е лёный — з е́ лень, ст е пно́й — ст е пь, б е регово́й — б е́ рег, р е чно́й — р е́ ки, д е ревя́нный — д е́ рево, м е хово́й — м е х.
154. Прочитайте. Что это за слова — названия предметов , названия признаков или названия действий предметов?
Гора, сосна, тропа, коса, смола, сова, коза, окно, гроза, вода.
Подберите к данным словам проверочные. Запишите по образцу.
Образец. Гора — горы.
Г о ра — г о́ ры, с о сна́ — с о́ сны, тр о па́ — тр о́ пы, к о са́ — к о́ сы, см о ла́ — см о́ лы, с о ва́ — с о́ вы, к о за́ — к о́ зы, о кно́ — о́ кна, гр о за́ — гр о́ зы, в о да́ — в о́ ды.
155. Прочитайте строки из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Знаете ли вы её?
За г о ра́ми (г о́ ры)‚ за л е са́ми (л е с)‚
За широкими м о ря́ми (м о́ ре)‚
Против неба — на з е мле́ (з е́ мли)
Жил ст а ри́к (ст а́ рый) в одном с е ле́ (с ё ла).
Подберите проверочное слово к каждому слову с безударным гласным звуком. Запишите стихотворные строки, вставляя пропущенные буквы.
156. Распределите слова по тематическим группам: овощи, школьные принадлежности, дни недели. Запишите эти слова по группам.
Понедельник, пенал, суббота, тетрадь, карандаш, капуста, картофель, четверг, горох, учебник, пятница, морковь, вторник, дневник, линейка, овощ.
Подчеркните буквы непроверяемых безударных гласных звуков. Запомните правописание этих слов.
Овощи: к а пуста, к а ртофель, г о рох, м о рковь, ов о щ.
Школьные принадлежности: п е нал, т е традь, к а р а ндаш, учебн и к, дн е вник, л и нейка.
Дни недели: п о н е дельник, суббота, ч е тверг, пятн и ца, вторн и к.
157. Диктуйте по очереди слова друг другу.
1. Ворона, карандаш, русский, сорока, комната, молоко, мальчик, декабрь, сапог, огурец, посуда‚ спасибо.
2. Воробей, класс, морковь, девочка, хорошо, квартира, дежурный, мебель, стакан, овёс, ужин, одежда.
158. Допишите предложения. Подчеркните слова с непроверяемым написанием.
Вид городского транспорта —
Утренний приём пищи —
Орудие, которым рубят дрова, —
Машина для сельскохозяйственных работ —
Слова для выбора: трактор, топор, завтрак, трамвай.
Вид городского транспорта — трамвай .
Утренний приём пищи — завтрак .
Орудие , которым рубят дрова, — топор .
Машина для сельскохозяйственных работ — трактор .
159. Прочитайте текст. Объясните его название.
Хорошо растениям, когда жарким летом прольётся прохладный дождь. Пшеница, трава, яблоки, капуста с морковкой напьются воды и растут ещё лучше.
А если дождя нет? Тогда на помощь приходит машина. Повернёт человек кран — и вырвется струя воды. Пейте, растения!
А ещё бывает «дождик на колёсах». Едет по полю трактор, а на нём десятки душиков, и из каждого брызжет вода.
Так искусственный дождь помогает людям спасать урожай.
Запишите выделенные слова в алфавитном порядке.
Капуста, машина, морковкой, пшеница, растениям, трактор, урожай, яблоки.
160. Прочитайте текст.
Лев уб..жал зимой из цирка. Первый раз в жизни он увидел снег, почувствовал к..лючий хол..д. Звуки гор..да оглушили зверя. Он забрёл на тихую улицу. Туда прин..сли клетку, и измученный царь зв..рей с удовольствием вбежал в неё.
Найдите в тексте Ответы к домашним заданиям ГДЗ на вопросы и запишите их.
Когда лев убежал из цирка?
Что испугало его в городе?
Что сделал лев, когда принесли клетку?
Выпишите слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами по образцу.
Лев убежал из цирка зимой. Звуки города оглушили льва. Когда принесли клетку, лев с удовольствием вбежал в неё.
Уб е жа́л — б е г, к о лю́чий — к о́ лкий, хо́л о д — хол о́ дный, го́р о да — гор о́ дит, прин е сли́ — прин ё с, зв е ре́й — зв е́ рь.
Источник