Сочинение о лесе — урок развития речи
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения.
Воспитательная цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к лесу,
как к части природы своей Родины;
Коррекционная цель : а) развивать и обогащать речь учащихся;
б) развивать операции анализа и синтеза.
2. Подготовительная беседа. Мотивация.
1) Выберите из предложенных цветов тот, который преобладает на карте природных зон России.
Слайд «Карта природных зон России».
— Что изображается зеленым цветом на карте? (лес, зона лесов)
Слайд «Тайга. Смешанный лес. Лиственный лес.»
— Из предложенных на карточке определений выберите «Что такое смешанный лес?»
а) … — лес, составленный преимущественно из хвойных деревьев: ели, пихты, лиственницы, сосны с небольшой примесью лиственных пород.
б) … — лес из хвойных и лиственных деревьев.
в) … — лес , состоящий из деревьев и кустарников с крупными или мелкими листьями.
Слайд «Определение – смешанный лес».
— А в какой лесной зоне расположена Ивановская область? ( Область расположена на стыке двух зон: европейской тайги и смешанных лесов. ).
2) Лес… Чудесен он своей красотой, добротой и приветливостью… Лес красив во все времена года: и суровой морозной зимой, и тёплым ласковым летом, печальной золотистой осенью и ранней голубой весной. Его красота во все времена привлекала художников. А И.И.Шишкин все свое творчество посвятил русскому лесу(Альбом).
И эти фотографии леса говорят сами за себя.
3. Сообщение темы и цели урока.
Таинственная красота леса издавна привлекала к себе внимание человека.
Сегодня мы еще раз вспомним о нашем «зеленом друге», об отношении людей к лесу, о той пользе, которую он нам приносит и подготовимся к написанию сочинения о лесе.
4. Краткая заочная экскурсия в лес.
1)Итак, свое путешествие в лес начнем со стихотворения:
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твою, так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широких ёлок
Сливается с листвой рябины и берёз.
2) Если бы лес мог говорить, то он мог бы поведать о далекой старине, о делах давно минувших дней, потому что в нем растут деревья-долгожители.
К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели — 9550 лет, произрастает она в Швеции. Слайд «Ель обыкновенная».
Дуб обыкновенный, тополь серебристый, липа крупнолистая замыкают список деревьев-долгожителей. Их возраст может достигать 1000 лет. Слайд «Дуб-долгожитель».
Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Слайд «Годовые кольца».
3) А в чем же заключается польза леса? Чем лес является для человека?
Давайте скажем об этом, читая и слушая стихотворение:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
4) Беседа по стихотворению:
– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?(Между человеком и лесом)
– Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”…) Карточка «Место отдыха »
– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит .) Карточка «Аптека »
– В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “Нагнулась к нему напиться…” Карточка «Источник чистой воды и пищи »
-А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)
– Значит, лес для человека – это источник топлива. Карточка «Источник топлива »
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? Карточка «Источник древесины»
– Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”
– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)
– Чем для них является лес? (Домом.)
– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)
– Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов. Карточка «Дом для растений, животных, грибов»
– Посмотрите, сколько пользы приносит лес, но это ещё не всё!
Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
– Чем является лес для воздуха? (Защитник)
– Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв). Карточка «Защитник воздуха, водоёмов и почв»
– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)
– Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)
5. Физминутка. Слайд «Лес-анимация»
А сейчас сядьте поудобней. Сделайте глубокий вдох и выдох (2р.), закройте глаза. Представьте, что вы на берегу лесной реки… Тихо журчит вода, легкий ветерок освежает ваше лицо, чудесный чистый воздух наполняет грудь, а кругом поют лесные птицы…
Покорила ли вас лесная красота?
6.Отношение человека к лесу.
— Но всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Какие действия человека приносят лесу вред? Слайд «Действия человека»
( 1.Вырубка деревьев на берегах водоёмов.
2.Загрязнение леса бытовым мусором.
7.Подготовка к написанию сочинения.
1) – Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.
Поэтому, помня о чем мы говорили на уроке, давайте обратимся к упражнению №98. Оно содержит план к сочинению о лесе. Прочитаем его.
2) Давайте выберем подходящий заголовок к нашему сочинению. Слайд «Заголовки»
3) К каждому пункту плана подберите нужные словосочетания. Заполните таблицу.
Деревья – долгожители планеты.
Источник
Художник Эдуард Панов.Лес красив во все времена года.
Рассвет в лесу
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
Т. Шорыгина
Не могу надышаться в сосновом бору,
Под стук дятла, душа замирает,
По тропинке я медленно очень иду,
Ароматы сосен вдыхаю.
И от всех отгорожена, словно стеной
Так легко здесь мечтой наслаждаться;
Думы, мысли и чувства становятся в строй,
Помогая в себе разобраться.
Укрепляя пески корнями.
И легко мне доверить думы тебе,
Мудрость мира воспринимая.
Рассвет в сосновом лесу
Полдень в сосновом лесу
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита —
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, —
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены —
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.
Федор Тютчев
Осенний лес
Зима
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Эдуард Эдуардович Панов член Союза художников России с 1995 года, художник, педагог, посвятивший себя реалистической живописи и успешно работающий в этом жанре, вот уже, более 20 лет.
Источник
Спасибо за ваши комментарии!
Источник
Художник Эдуард Панов.| Лес красив во все времена года.
Рассвет в лесу
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
Т. Шорыгина
Не могу надышаться в сосновом бору,
Под стук дятла, душа замирает,
По тропинке я медленно очень иду,
Ароматы сосен вдыхаю.
И от всех отгорожена, словно стеной
Так легко здесь мечтой наслаждаться;
Думы, мысли и чувства становятся в строй,
Помогая в себе разобраться.
Укрепляя пески корнями.
И легко мне доверить думы тебе,
Мудрость мира воспринимая.
Рассвет в сосновом лесу
Полдень в сосновом лесу
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита —
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, —
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены —
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.
Федор Тютчев
Осенний лес
Зима
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Эдуард Эдуардович Панов член Союза художников России с 1995 года, художник, педагог, посвятивший себя реалистической живописи и успешно работающий в этом жанре, вот уже, более 20 лет.
Источник
Спасибо за ваши комментарии!
Источник
Художник Эдуард Эдуардович Панов.| Лес красив во все времена года.
Рассвет в лесу
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
Т. Шорыгина
Не могу надышаться в сосновом бору,
Под стук дятла, душа замирает,
По тропинке я медленно очень иду,
Ароматы сосен вдыхаю.
И от всех отгорожена, словно стеной
Так легко здесь мечтой наслаждаться;
Думы, мысли и чувства становятся в строй,
Помогая в себе разобраться.
Укрепляя пески корнями.
И легко мне доверить думы тебе,
Мудрость мира воспринимая.
Рассвет в сосновом лесу
Полдень в сосновом лесу
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита —
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, —
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены —
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.
Федор Тютчев
Осенний лес
Зима
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Эдуард Эдуардович Панов член Союза художников России с 1995 года, художник, педагог, посвятивший себя реалистической живописи и успешно работающий в этом жанре, вот уже, более 20 лет.
Источник
Спасибо за ваши комментарии!
Процитировано 9 раз
Понравилось: 21 пользователям
Источник