Конспект урока «Лес» в 4 классе, для детей с умственной отсталостью
— Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; положительное отношение к учению; уважительное отношение к собеседнику.
— Предметные: дать представление о наиболее распространенных видах животных, растений леса; правилами поведения в лесу.
— Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать индивидуально и коллективно; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предположение; проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь договариваться и приходить к общему решению; учиться работать в парах, группе, формулируя собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формирование бережного отношения к окружающей среде (Познавательные УУД).
1. Мотивация к учебной деятельности
Готовность к обучению, положительное отношение к учению (Личностные УУД)
2. Актуализация опорных знаний
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся на экскурсию в лес.
Ребята, а что растёт в лесу? (ответы детей)
Кого можно увидеть в лесу? (ответы детей). Молодцы!
Тема нашего урока сегодня «Растения и животные леса» (щелчок)
Но прежде чем отправиться на экскурсию, нам нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
3. Объяснение нового материала
Перед нами стоит непростая задача. Нам нужно собрать информацию про лесных жителей, добраться до редакции (помещение, где редактируют какое-либо издание ) (словарное слово на доске) и выпустить лесную газету. Мы побудем с вами и редакторами (работник редакции, который редактирует информацию) (словарное слово на доске) и репортёрами (газетный работник, занимающийся доставкой информации) (словарное слово на доске) .
Какие деревья растут в лесу? (ответы детей)
Какие виды деревьев вы знаете?
Приведите примеры лиственных деревьев
Рассмотрите изображения деревьев на слайде. Почему их называют лиственными? (ответы детей)
Ребята, а какое лиственное дерево считается символом России? (ответ детей, затем щелчок) (Берёза) (слайд №8)
Это самое распространённое дерево в России. Российским символом берёза стала благодаря поэту С.Есенину. Но и многие другие поэты писали стихи о берёзе. А какие вы стихотворения об этом дереве знаете? (стихи детей)
Ребята, назовите хвойные деревья
А почему их называют хвойные?
Ребята, как называется лес, в котором растут хвойные деревья? (слайд №10, сначала картинка, затем щелчок)
Из – за парт мы выйдем дружно,
Упражненья сделать нужно
Руки подняли и покачали (это деревья в лесу).
Руки согнули, кисти встряхнули (ветер сбивает росу).
В стороны руки, плавно помашем (это к нам птицы летят).
Как они тихо садятся, покажем
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Сотрудничать в поиске и сборе информации (Коммуникативные УУД)
Мы отдохнули и продолжаем нашу экскурсию.
Ой, из чащи вышел волк,
Он зубами щёлк да щёлк.
А волк приготовил задание для вас. Прочитай его.
Работа в парах: расположите деревья соответственно лесу, в котором они растут. (задание на доске)
Молодцы! Справились с заданием! Идём дальше….
Что за хитрая плутовка?
Ждёт нас всех, свернувшись ловко…
Смотрите, а лиса тоже приготовила нам задание, наверное, хочет вас запутать. Посмотри!
Индивидуальная работа с проверкой: Расположите семена и шишки соответственно названиям деревьев.
Обменяйтесь работами и проверьте друг друга. Молодцы!
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)
Учиться работать в группе,; формировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме: слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь договариваться и приходить к общему решению (Регулятивные УУД)
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией (Регулятивные)
5. Включение знаний в систему и повторение
Вот смотрите идёт ёжик
Нет у него ни головы, ни ножек. (слайд №17 по щелчку)
Вы рассказывали по животных, а теперь я вам расскажу про ежа. (рассказ про ежа)
Ёж небольшой зверек, длина его тела около 30 см, масса 700-800 г. Тело грузное, на коротких ногах, сверху и с боков покрыто иглами с шерстью. Морда вытянутая и заостренная. В окраске преобладают бурые и серовато-бурые тона. Панцирь из игл окрашен в буроватый цвет и испещрен беловатыми штрихами. Распространен обыкновенный ёж в Европе и на Дальнем Востоке. Ёж обитает в смешанных и лиственных лесах, предпочитая опушки, вырубки, заросли кустарников. Этот зверек ведет одиночный сумеречный, образ жизни: днем спит, свернувшись в клубок, в опавшей листве, где его окраска хорошо сливается с окружающей местностью, а ночью бродит в поисках корма. А пищей ему служат дождевые черви, жуки, мышевидные грызуны, птицы, их яйца и птенцы. Он смело нападает на гадюку и всегда выходит победителем в схватке с ней. Осенью ёж охотно поедает ягоды, желуди и сочные плоды. Размножается ёж весной. Ежиха рождает 6-7 слепых, покрытых мягкими белыми иголками ежат, которые обычно находятся в гнезде, устроенном ею из сухих листьев, хвороста и мха. Растут ежата быстро — уже через два месяца «догоняют» по размерам взрослых и покидают гнездо. Однако самостоятельную жизнь начинают вести поздней осенью. К зиме ежи впадают в спячку, находя убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста.
Он нам тоже приготовил задание. (снять задание и прочитать)
Коллективная работа: разгадать кроссворд. (слайд № 18 по щелчкам)
Источник
Конспект урока по предмету: «Живой мир» (4 класс)
3) воспитывать любовь к природе, бережное отношение к жителям леса.
Оборудование и материалы для занятия: текст Б. Заходера «Про всё на свете»
2. Наглядная презентация учебного материала.
1 кадр –ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»
4 кадр – Деревья (берёза, ель, рябина)
5 кадр – Деревья (лиственные и хвойные)
6 кадр – Кустарники: шиповник
12 кадр – Звери (белка, лиса, волк)
13 кадр – Птицы (чайка, утка, лебедь)
14 кадр – Рыбы (окунь, щука, налим)
15 кадр – Насекомые (шмель, кузнечик, бабочка)
16 кадр – Земноводные (лягушка)
17 кадр – Пресмыкающиеся (змеи, крокодил)
18 кадр – Обложка книги Б. Заходера «Про все на свете».
19-38 кадры – Звуки птиц и животных леса.
I . Организационный момент, сообщение темы, целей занятия.
— Прочитайте название темы урока. Кадр №2.
— Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку.
Дом со всех сторон открыт,
— Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Узнаем, какие растения есть в лесу, познакомимся с разнообразным животным миром леса. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.
II . Знакомство с разнообразием растений.
-Вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу?
1). Наша задача – разделить все эти растения на группы. Какие растения в лесу самые высокие? Это будет первый верхний ярус.
— Чем деревья отличаются от других растений?
Кадр №4. У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.
-Все ли деревья одинаковы в лесу?
Над землёй холодный ветер пролетает.
В трубах низким басом ветер завывает.
В старом парке пусто. Грустная картина.
Но не увядает красная … (рябина).
2). – Какое дерево лишнее? Почему?
— Чем ель отличается от остальных деревьев?
— Деревья бывают лиственные и хвойные.
Кадр №5. Лиственные – это деревья, у которых листья в виде пластинок.
Хвойные – это деревья, у которых листья в виде иголочек – хвоинок.
3). – Какие растения растут ниже деревьев?
— Чем кустарники отличаются от деревьев?
Кадр №6. У кустарников несколько тонких стволов.
В красной рубашечке,
Брюшко сыто –
Камешками набито.
Весенняя красотка –
Нежная и кроткая.
Наивная и простодушная
4). – Какие растения растут в лесу ещё ниже?
— Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?
Кадр №9. Трава – небольшое растение с мягким и тонким зелёным стеблем.
— Какие травы мы можем увидеть в лесу?
Пушистый, белый, а не зайчик.
IV .Какие бывают животные?
1). – Как называются эти существа?
— А теперь подробнее познакомимся с разными животными. Их, оказывается, можно научиться различать по числу ног и покрову тела.
— А как назвать одним словом?
— Сколько у них ног? Чем покрыто тело?
Кадр №12. Звери имеют четыре ноги, тело покрыто шерстью.
3). Кадр №13. Чайка, утка, лебедь.
— Чем отличаются птицы от других животных?
Кадр №13. Птицы имеют две ноги, два крыла, тело покрыто перьями.
4). Кадр №14. Окунь, налим, щука.
— Что можно сказать о рыбах?
Кадр №14. У рыб ног нет, есть плавники, чешуя.
5). Кадр №15. Шмель, кузнечик, бабочка.
— Чем они отличаются от других?
Кадр №15. Насекомые имеют шесть ног, кроме паука. У него восемь ног.
— Лягушка и жаба составляют ещё одну группу животных – земноводные. Они могут находиться на суше, и в водоёме
— Чем они отличаются от других? Сколько ног? Чем покрыто тело?
Кадр №16. У земноводных четыре ноги, голая кожа.
— Эти животные относятся к группе пресмыкающихся.
— Что можете сказать о количестве ног и покрове кожи?
Кадр №17. Пресмыкающиеся имеют четыре ноги, кожа покрыта роговыми чешуйками.
— Растения не любят одиночества. Они редко растут друг от друга вдали. Часто они собираются тесными компаниями, большими группами, или, как говорят учёные-ботаники, сообществами. Эту особенность давно уже подметили люди. И каждой такой компании дали своё особое имя.
Из глубокой древности, из седой былинной старины пришли к нам короткие, как выдох лесоруба, слова: луг, лес, бор или же, что немного протяжнее: дубрава, болото.
В каждом природном сообществе – свой, особый мир его обитателей: растений, животных, других живых организмов
— В нашем смешанном лесу кто живёт?
Правильно, они питаются травой, листьями и молодыми ветками, корой деревьев и кустарников.
— А кто ещё живёт в нашем лесу, радует нас весной своими трелями?
Птицы строят гнёзда на деревьях и кустарниках, скрываются в листве от неприятеля, устраиваются в дуплах деревьев и выводят птенцов, поедают насекомых, вредных для деревьев, запасают семена растений.
Растения не только основная пища, но и убежище для многих зверей и птиц. В чаще леса скрываются от врагов и выводят своё потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным. И животные помогают расселяться растениям. Из запасов орехов, сделанных белками, птицами кедровками, вырастают новые хвойные деревья.
— А как вы думаете, что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья, уничтожить всех зверей? Останется лес жить или умрёт?
Б.Заходер. «Про всех на свете».
Прослушивание звуков птиц и животных леса (Слайды 19-38)
Источник