Лес и его обитатели
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Ну и начнем мы свой урок с проверки д.з. А для этого нужно разгадать кроссворд.
- Главное свойство почвы. ПЛОДОРОДИЕ
- Место, где прячутся насекомые. ПОДСТИЛКА
- Остатки растений и животных. ПЕРЕГНОЙ
- Верхний плодородный слой земли. ПОЧВА
- Место, где растёт много деревьев, растут грибы, водятся звери и птицы.) ЛЕС
Какое слово здесь лишнее? (ЛЕС)
Почему вы так считаете? (Потому что все слова относятся к теме ПОЧВА, а ЛЕС – нет.)
Закройте глаза и послушайте. Где можно услышать такие звуки. (в лесу )
— А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
— Сегодня мы начинаем новую главу «Природные сообщества» и новую тему « Лес и его обитатели» стр. 43 учебник
— Поставьте цели нашего урока урока ? (вспомнить обитателей леса, получить новые знания)
В народе говорят Лес — богаче царя.
Рядом с лесом жить, голодному не быть (Слайд 13)
Как вы понимаете значение этих пословиц?
А сейчас я предлагаю вам составить карту памяти тех знаний, которые вам уже известны о лесе. Для этого мы будем пользоваться зеленым карандашом. Работать будете в группах.
Какие правила для работы в группах мы должны соблюдать?
Правила работы в группе (критерии)
- Умейте слушать и слышать.
- Умейте спорить, но не ссориться.
- Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
- Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.
- Не шумите, чтобы не мешать работе других групп
ПРОВЕРКА. Давайте посмотрим, какие же знания о лесе вам знакомы.
— Широко раскинулся на карте нашей Родины зелёный океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. И всё это есть русские леса.
-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)
-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)
-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)
-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)
-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)
-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)
-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)
Да. Леса бывают разных видов. (Лиственные, хвойные, смешанные)
-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)
Осторожней с ней в дороге» (крапива)
«Нам запах свежести лесной
Из кисти белоснежной» (ландыш)
«Мягок, а не пух; зелен, а не трава» (мох)
От простуды лечит нас» (малина)
А раскусишь – кисло» (брусника)
-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)
-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)
-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)
-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)
-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21) (Деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения, мхи)
Лес называют: « Царством деревьев» и его невозможно представить себе, без кустарников травянистых растений, папоротников, мхов лишайников и грибов. А также без животных. В течение веков, а порой и тысячелетий деревья, травы и кустарники приспосабливались к окружающей среде, животным и друг другу. В нелегкой борьбе за выживание образовывались растительные сообщества — своеобразные «зеленые государства». Каждый вид растений занимает своеобразное место.
-А что необходимо обитателям леса для жизни? ( Свет, влага, воздух, пища и питательные вещества)
-А как им удаётся получать всё это, если в лесу растут высокие деревья, которые закрывают свет, а их корни впитывают много влаги с питательными веществами? (затрудняются ответить)
— Почему вам не удаётся ответить на этот вопрос? (мало знаний)
— Значит еще нам надо узнать, как обитатели леса приспособились жить рядом сообща, не мешая друг другу.
(Слайд 14) На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.
Как расположены деревья? На что это похоже? (на ступеньки, этажи, ярусы,)
— Наш герой Костя Погодин тоже заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости? (фото леса на слайде 15)
В словаре С. И. Ожегова приводится следующее значение этого слова (ярус — это ряд горизонтально расположенных предметов). Обратите внимание на фото (Слайд 15)
— Ну, а сейчас я предлагаю вам поработать с хрестоматией с. 86, прочитать текст
— Что вы узнали из него о ярусах? ( Существует 5 основных ярусов. Ярусы считают сверху вниз. 1 ярус образуют самые высокие деревья, 2 ярус – низкорослые деревья, 3 ярус – кустарники , 4 ярус — травы, 5 ярус – мхи. лишайники,)
Учитель предлагает 5 карточек с номерами ярусов леса. Представители от групп выбирают их.
1группа: Как называется ярус, где растут самые высокие деревья?
Кто кроме растений живёт в лесу, и на каком ярусе?
Чтобы заполнить таблицу, необходимо прочитать текст на стр.44-47.
Почему растут в этом ярусе?
Источник
Презентация «Растения и животные леса»
12 слайд Чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев?
У лиственных деревьев листочки, которые деревья сбрасывают осенью, а у хвойных вместо листочков хвоинки ,которые сменяются постепенно в течение нескольких лет и поэтому деревья всегда зелёные.
хвоя
листья
16 слайд Какие ещё растения растут в лесу вы ответите отгадав загадки.
Прикоснёшься — как огонь.
Лучше ты её не тронь.
Обжигает руки, ноги –
Осторожней с ней в дороге.
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной.
17 слайд Мягок, а не пух;
Зелен, а не трава.
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушёная в запас
От простуды лечит нас.
мох
малина
18 слайд Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто меня любит,
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло.
земляника
брусника
20 слайд Травянистые растения.
22 слайд Ярусы леса.
Все растения, образующие лес, располагаются в лесу
ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.
Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов.
Первый ярус – деревья. Это главный древесный полог.
Его высота доходит до тридцати и более метров.
Второй ярус – кустарники.
Третий ярус – кустарнички (например, брусника).
Четвёртый ярус – травянистые растения.
Пятый ярус – мхи и лишайники.
23 слайд Лекарственные растения.
папоротник
мужской
крапива
голубика
белена чёрная
чистотел большой
одуванчик
лекарственный
золототысячник
обыкновенный
пижма
24 слайд Физминутка
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.
25 слайд Узнай и назови обитателей леса.
сова
кабан
лисица
соболь
кукушка
лось
заяц
дятел
ёж
медведь
белка
26 слайд Причины сокращения численности растений и животных
хозяйственная деятельность
сбор букетов
неумеренный сбор лекарственных растений
вытаптывание
сплошная распашка целинных земель
вырубки старых высокоствольных лесов
дефицит гнездопригодных мест
браконьерский отстрел
27 слайд Охрана лесов.
Велико значение леса в нашей жизни.
Лес даёт древесину.
В лесах живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья.
Почва, покрытая лесами, хорошо сохраняет влагу.
Леса поддерживают полноводность рек,предохраняют
почву от разрушения предупреждают обвалы в горах.
Леса защищают поля от суховеев и пыльных бурь.
Леса украшают землю и очищают воздух.
Поэтому леса надо беречь и охранять от пожаров,от вырубки.
Создавать заповедники для редких видов растений.
Народная мудрость гласит: «Человек не напрасно прожил
жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.»
28 слайд Домашнее задание.
1.Стр. 68-74 пересказ.
2.Нарисовать плакат по теме «Охраняй лес!»
Источник
Презентация по окружающему миру на тему:»Лес и его обитатели»(3 класс)
4 слайд Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь — мы свои!
6 слайд хвоя листья У хвойных деревьев вместо листочков хвоинки, которые сменяются постепенно в течение нескольких лет и поэтому деревья всегда зелёные, а у лиственных деревьев листочки, которые деревья сбрасывают осенью.
10 слайд Лес – это особое сообщество жизни на Земле. Это: деревья, травы, кустарники, поляны, просеки, опушки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо!
12 слайд Около половины территории нашей страны занимают леса. В лиственных лесах хорошо заметны ярусы растительности.
13 слайд Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые. Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель. Дуб Липа
21 слайд Лекарственные растения. папоротник мужской крапива голубика белена чёрная чистотел большой одуванчик лекарственный золототысячник обыкновенный пижма
22 слайд Самый нижний ярус — мхи и лишайники. Сфагнум Лишайники Лишайники, специализированная группа грибов, находящихся в постоянном сожительстве с водорослями; некоторые ботаники рассматривают их, как самостоятельную группу низших растений. Моховидные, или Мхи, или Настоящие мхи, или Бриофиты — отдел высших растений.
24 слайд Природное сообщество — совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду
25 слайд «Четвертый лишний» смотреть, любите, бежать, красить в, по, и , с бег, баня, берегите, брат лиса, лес, белка, косуля
31 слайд Узнай и назови обитателей леса. сова кабан лисица соболь кукушка лось заяц дятел ёж медведь белка
32 слайд Охрана лесов. Велико значение леса в нашей жизни. Лес даёт древесину. В лесах живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Почва, покрытая лесами, хорошо сохраняет влагу. Леса поддерживают полноводность рек, предохраняют почву от разрушения, предупреждают обвалы в горах. Леса защищают поля от суховеев и пыльных бурь. Леса украшают землю и очищают воздух. Поэтому леса надо беречь и охранять от пожаров, от вырубки. Создавать заповедники для редких видов растений. Народная мудрость гласит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.»
35 слайд Домашнее задание Учебник 2 с.43-45 читать. Подготовить с помощью дополнительной литературы сообщения о животных леса. Оно должно быть интересным, содержать малоизвестные одноклассникам сведения. Обязательно надо рассказать, чем питаются животные, какие у них враги. Желающие могут написать или нарисовать правила поведения в лесу.
Источник
Лес и его обитатели
Лес и его обитатели Выполнила ученица 3 б класса МОУ СОШ № 21 Прокопенко Анна Классный руководитель Табунщикова Е.Н.
Лес называют «царством деревьев» Лес называют «Царством деревьев»
Деревья в лесу растут в несколько ярусов. Первый ярус. Самые светолюбивые. Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.
Животные тоже проживают на разных этажах Верхние этажи лесного дома занимают те, кто питается листьями и почками деревьев. (жук-олень, дубовая листовертка)
Птицы, которые питаются насекомыми В кронах деревьев они вьют гнёзда, укрываются от хищников. (дятел, зяблик) С верхних ярусов высматривают добычу сова, филин, сокол)
Второй ярус Низкорослые деревья Рябина, черемуха, ива – растут под пологом высоких
На кустарниках кормятся Птицы: дрозды, славки, снегири Соседствуют с ними и некоторые звери: белки, бурундуки
Третий ярус Кустарники: орешник, малина Калина, шиповник.
Жители третьего яруса Листьями деревьев и кустарников, травой питаются более крупные звери. В зарослях легче укрываться от хищников. Лось, косуля, кабан, заяц.
Ниже кустарников — кустарнички Черника, брусника, травы
Жители нижнего яруса В траве живут грызуны. Они едят зелёные растения и их семена. Рядом с ними обитают ежи. Основная их пища – насекомые и дождевые черви.
Лесная подстилка – густая трава, мхи и лишайники. В лесной подстилке обитают черви, улитки, клещи, насекомые. На них охотятся змеи, ящерицы. В почве живут кроты и землеройки.
Лес – это природное сообщество. Все обитатели леса – растения, грибы, животные, микроорганизмы – живут совместно в одних и тех же природных условиях. Пищевые связи – главные связи в сообществе растений и животных.
Лес – главное богатство нашей родины. Лес необходимо беречь и охранять.
Источник