Мир природы.Лес. Деревья.Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Лес. Такие разные деревья».
Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».
Развивающие: Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти, координация речи с движением.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Материал и оборудование: магнитная доска, предметные картинки «Осенний лес», предметные картинки (ель, сосна, кедр, лиственница, береза, рябина, клен, дуб; картинки — листочки и плоды этих деревьев; две корзинки; магнитафон, листы для рисования, краска гуашевая, штампы, набор картинок « Что нельзя делать в лесу», набор картинок « Кому полезны деревья?».
Предварительная работа : Чтение рассказов О. Дмитриева «Что такое лес»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», стихов о природе, беседа о пользе леса; отгадывание загадок; заучивание пословиц и поговорок; рассматривание картинок и иллюстраций о деревьях; наблюдение за деревьями в природе; Дид/игры: «Один-много»; «Узнай дерево по листику»; «От какого дерева лист?»; П/игра: «Раз, два, три — к названному дереву беги». Просмотр презентации «Деревья вокруг нас».
1. Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».
Дети входят в группу и встают в круг .
1.Раздаётся звонок мобильного телефона.
Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.
В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.
Сорвали все рубашки. ( дерево)
В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.
Ребята, а вы любите гулять в лесу?
— Я предлагаю отправиться в лес на прогулку. Но не за грибами и не за ягодами, а за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Достаточно лишь закрыть глаза и сосчитать до 5 и мы окажемся на месте.
Но сначала, давайте вспомним, как же нужно вести себя в лесу?
— Чего нельзя делать, чтоб сохранить лесное богатство?
Проводится малоподвижная д/и «Можно — нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч).
Предположительные ответы детей:
— Не ломай ветки деревьев и кустарников.
— Не уноси домой детенышей животных.
— Не рви в лесу и на лугу цветы.
— Не загрязняй природу, забирай с собой мусор.
— Не разводи костры под деревьями
— Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей.
Ребята, я теперь уверена, что вы отлично знаете правила поведения в лесу, и тогда лес,ну уж точно,откроет вам свои секреты.
Ну что отправляемся в путешествие.
Закрываем глаза и считаем до 5
Путешествие в лес. Звучит тихо музыка — звуки леса
Вот мы и в лесу. Воспитатель: Что такое лес?
Дети: Лес- это целый мир! В нем обитает множество растений и животных. В нем живут звери, птицы, насекомые.
Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?
Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет.
Воспитатель : Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого.
В-ль: — Как вы думаете, приятно находиться в таком осеннем лесу?
Дети: — красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный. Так в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет?
Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей)
Осенью солнце с каждым днем греет все меньше и меньше, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее, листочки мерзнут и меняют свой цвет. Какого цвета они становятся?
Дети: Желтые, оранжевые, красные, коричневые.
Воспитатель : А как называется осенью явление природы, когда листочки опадают? (Листопад.)
Посмотрите, сколько разных деревьев растёт.
— Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит дерево?
Давайте вспомним, как называются части дерева.
У человека ноги, а у дерева…(корни). — Корни, что делают? — поглощают воду и питательные вещества из почвы.Корни удерживают дерево.
У человека тело, а у дерева…(ствол ). -Какую функцию выполняет ствол?
— По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.
У человека руки, а у дерева…(ветви). — Света, что есть на ветках? — есть листья, цветы, плоды.
-Ребята, что выделяют листья?- кислород, а поглощают свет,
— плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
-Когда листья падают, что происходит — гниют, образуют питательные вещества для дерева.
Что есть на ветках? — есть листья, цветы, плоды.
Что образуют ветки и листья? Ветви и листья образуют…(крону).
— Как вы думаете, дерево живое или нет?- Живое.- Почему так думаете?
— Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.
Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?
Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет.
Воспитатель : Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого.
— Ребята, посмотрите, какие интересные деревья Ой, хотя нет. Это не деревья. У дерева сколько стволов? А здесь сколько?
— А я поняла это кустарники. Посмотрите и скажите, чем кустарники отличаются от деревьев?
Физ. минутка Пока мы с вами путешествовали, пошёл дождик. Вы любите гулять по дождём? Тогда выходите на муз. Паузу . Звучит музыка про дождик
Проводится физкультминутка- муз. Пауза.
Мы по лесу все идем (шагаем на месте)
А кругом деревья (разводят руки в стороны)
Вот такие высокие, (руки вверх)
Вот такие широкие. (Руки в стороны)
Под дубами есть грибы (присели)
Корзины взяли мы (руки на пояс)
— Предлагаю вам сыграть в игру «Для кого и для чего нужно дерево?».
Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.
-Ответы детей: Прежде всего деревья – это основной источник кислорода на планете. Кроме того, люди используют в своих целях их плоды и древесину.
Плоды многих деревьев – орехи и фрукты – человек употребляет в пищу. Древесину, из которой состоит ствол дерева, люди используют для строительства и изготовления различных предметов. Из сосны, бука и многих других пород дерева делают мебель; самая красивая и прочная мебель получается из так называемых благородных пород, таких как дуб, орех, красное и черное дерево. Из коры некоторых деревьев делают пробку – хороший теплоизолирующий материал, который можно использовать для утепления пола и стен.
— это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
— это место для постройки гнезда;
для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
— для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
— для художника это объект для картин;
— для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
— дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
— Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, лиственница кедры, как можно назвать такой лес одним словом?
(хвойный). Из хвои этих деревьев изготовляют таблетки, настойки, особенно полезна хвоя лиственницы,
— А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?
(лиственный). — Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовая роща, березняк.)
— Как называется лес, в котором растут одни клёны? — Как называются семена клена — крылатками.
— Как называется лес, в котором растут одни дубы?
Есть у родственницы елки не колючие иголки,
Но в отличие от елки — опадают все иголки. (Лиственница.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему деревья прячут свои семена?
Дети: С помощью семян деревья размножаются, и если их не прятать, то птицы могут их склевать.
— А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
— Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.
3. — Молодцы. Пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза. 1.2.3.4.5. Вот мы и в дет. Саду.
Ребята, а если бы вы на самом деле могли превратиться в деревья, каким бы деревом захотел стать каждый из вас и почему? (ответы детей)
Ребята.что вам понравилось сегодня, что нового мы узнали.
Источник
Конспект лексико-грамматического занятия»Лес.Деревья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Ребята, наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
2.Какое чудесное утро! Какая чудесная музыка у нас с вами сегодня! Ребята, мне кажется, к нам кто-то идет. Да это же Лиса с Волком.
Лиса. Здравствуйте, ребята! В этот чудесный денек, мы с Волком хотим пригласить вас прогуляться в наш осенний лес.
Мы к лесной полянке вышли,
4. Волк . Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в нашем лесу?
Посмотрите на фотографии и назовите деревья. (Клен, рябина, дуб, каштан, ель, сосна, береза, липа, ива, лиственница. )
5. Лиса. Скажите, как будет называться лес, в котором растут одни березы — ..;
Одни дубы — ..; одни сосны — ..; одни клены — ..; одни ели — ..; одни осины — …
6. Лиса. Волк, а ты не помнишь где наш гербарий?
Волк. Ой, ребята, а что такое гербарий? (ответы детей) Вспомнил, сейчас принесу. Лиса, ты помнишь, какой листик с какого дерева был? Придется просить помощь у ребят.
Листик с рябины – рябиновый; листик с клена — ….;
Лист с дуба — …; лист с каштана — ..;
Лист с липы — ..; лист с березы — …
7. Лиса. Ребята, скажите, что растет на веточках деревьев (Листья)
А у елки, сосны, лиственницы? (иголки)
Иголки, это тоже листики и называются они хвоя.
Как будет называться лес в котором растут деревья, покрытые хвоей – хвойный.
Как назовем лес в котором растут деревья, покрытые листьями – лиственный.
8. Волк. Кажется, начинается дождик . Давайте с вами повеселимся под осенним дождем.
(Похлопывание ладонями по спине)
Только мой братишка в луже
(поглаживание спины ладошками)
9. Лиса. Закончите, пожалуйста, предложение.
Дорога широкая, а тропинка …
10. Волк. В нашем лесу все лесное. Например, лесной зверь.
11. Лиса. Сосчитайте до пяти.
Один могучий дуб – два … — пять …
Одна плакучая ива – две … — пять …
Одна стройная береза – две … — пять …
Один молодой клен – два … — пять …
Одна кудрявая рябина – две … — пять …
12. Волк. К нам в лес приходил Незнайка. Он написал нам рассказ, только мы ничего не поняли. Ребята, помогите нам.
« Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Цветы растут над деревом».
13. Волк. Лиса. Ребята, вам понравилось в нашем лесу?
О чем мы сегодня с вами говорили?
Желаем вам удачи и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Дикие животные весной».
Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни.
Конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР.
Конспект образовательной деятельности для детей.
конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР «Незнайка и его друзья»
Занятие составлено в форме путешествия, в котором дети перевоплощаются в героев книги Н. Носова и выполняют различные задания. В занятие включены задания на развитие связной речи, на расш.
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Путешествие в весенний лес».
Аннотация: Данный материал поможет обогатить словарь дошкольников, совершенствовать грамматический строй речи, учить детей не допускать ошибок при словоизменении и словообразовании, развивать пс.
Конспект лексико-грамматического занятия по теме: «Новогодняя елка»
Конспект лексико-грамматического занятия по теме: «Новогодняя елка».
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий. Тема: «Осень. Деревья наших лесов»
Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, закреплять умение образовывать и употреблять в речи форму родит.
Лексико-грамматический материал по теме: » Деревья» в схемах и таблицах
Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н.
Источник