Лес_часть_неживой_природы

«Лес- единство живой и неживой природы»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Методическая разработка и презентация по окружаещему миру, 3 класс.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Экосистема леса. Единство живой и неживой природы.

– Ознакомить учащихся с деревьями и их особенностями, с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу.

– Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; приводить примеры организмов разных профессий.

– Называть, из чего состоит экосистема.

Оборудование: иллюстрации различных деревьев, гербарий с листьями, : иллюстрации обитателей леса, ), картины с изображением разных лесов, коллекции насекомых (короеды).

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Какие экосистемы мы прошли с Вами на прошлых занятиях? (Озеро, болото, луг.)

– Чем каждая из них отличается от других?

Рассказывают об отличительных особенностях изученных экосистем.

– Что с ними происходит со временем? (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг.)

—Предположите, а это вся цепочка превращений одной экосистемы в другую?!

—Что произойдёт с лугом со временем? (станет лесом)

—Правильно! Наш предыдущий урок нас с вами к этому подвёл.

—Назовите участников экосистемы леса? Сможете Вы ответить на этот вопрос? (нет)

Тема нашего сегодняшнего урока Лес. Единство живой и неживой природы.

Давайте составим план урока, по которому будем работать: Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

1.Что мы выделяем главное в каждой экосистеме?

2. Участники экосистемы: едоки, кормильцы, мусорщики.

3. Роль участников экосистемы.

Вывести цели урока на экран. Слайд 2

—Мы сегодня начнём знакомиться с экосистемой леса .

И начнём с самого главного. С чего? Отгадайте.

– Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с. 58. Чем различаются их мнения? Какой у вас возникает вопрос? Слайд 3

Какую роль деревья выполняют в экосистеме?

. ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в парах. Работа в учебнике.

– Давайте познакомимся с лесом. Отправимся на воображаемую экскурсию в лес. Рассмотрите рисунок на с. 58 и вопрос к нему. Расскажите, что можно увидеть в лесу. Слайд 4 (Лес – экосистема многоэтажная: деревья, кустарники, травы. Растения приспособились жить на разных «этажах».)

Леса на нашей планете представлены разными видами. ( Опережающее сообщение о разных видах лесов: тайга, лиственные, дубрава, 2-3мин.)слайд 5,6,7

– Познакомимся поближе с каждой группой растений. Задания для пар:

1ряд. Рассмотрите рисунок на с. 59, ответьте на вопрос к нему. Выделите отличительный признак для деревьев. (Деревья бывают лиственные и хвойные. Это многолетние растения с твёрдым стеблем.)

2ряд. Рассмотрите рисунок на с. 60, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для кустарников. (Эти кустарники используются в медицинских целях, декоративных. Они имеют несколько твёрдых стеблей.)

Читайте также:  Kerama_marazzi_лес_пальмовый

3ряд. Рассмотрите рисунок на с. 61, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для трав. (Травам характерен мягкий зелёный стебель. Рассказывают о растениях, которые встречались детям .)

– Какие преимущества имеют деревья перед травами? Что дают деревья растениям нижних «этажей»? (Деревья, поскольку высокие, получают больше света и защищают растения нижних «этажей».)

– Давайте поближе познакомимся с деревьями. Рассмотрите рисунок, прочитайте текст на с. 59–60 и ответьте на вопросы:

Где образуются органические вещества в дереве? Каким же образом они оказываются в корне? А какая часть дерева отвечает за добычу воды и минеральных веществ? Но ведь эти же вещества нужны и листьям. Как они там окажутся? (Органические вещества образуются в листьях, затем перемещаются в корень по стеблю. Минеральные вещества и воду впитывает корень, а затем они по стеблю перемещаются в листья.)

1) Какую роль выполняет ствол дерева? (По стволу перемещаются вещества.)

2) Каким должен быть ствол, чтобы удержать такое количество веток с листьями? (Ствол деревьев должен быть крепким. Это используется человеком в строительстве.)

3) Какими должны быть корни, чтобы удержать в почве таких великанов да и ещё добыть такое количество воды, чтобы на всех хватило? (Корни должны быть большими, длинными.)

– Почему же деревья – главные производители экосистемы леса? (Деревья – многолетние растения с большой кроной, производящие много веществ.)

Вывод: Какие группы растений являются главными в экосистеме леса?(деревья, кустарники, травы).

Давайте проверим, на сколько каждый усвоил новые знания.

Самостоятельное применение знаний.

– Задания из рабочей тетради на выбор, с.29 №1(поменяться тетрадями и проверить правильность выполнения) и №4 (попросить детей назвать, что написали).

Вывод: Итак, мы познакомились с кормильцами экосистемы леса. А теперь переходим к едокам.

Мы очутились в сосновом бору (слайд 14). Встаньте, вытяните руки вверх, как деревья тянутся к солнышку, закройте глаза, представьте что вы в лесу, глубоко вдохните этот бодрящий воздух, покачайте руками влево и вправо. Чье присутствие вы ощущаете? Слайд 15

Мы ощущаем обитателей леса – животных! Может быть, они в лесу не так важны? Какова роль животных в экосистеме леса?)

– Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос.

– Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. Слайд 16

Представляют различные цепи питания.

– Итак, какова роль животных потребителей? (Потребители участвуют в круговороте веществ.) Слайд 17

– Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё? (Да.)

– Короеды. Что о них знаете? Почему так названы? (Наверно, это животные, питающиеся корой.)

– Что произойдёт с растениями, если короед поселится на:

Читайте также:  Карта_лесничества_архангельских_лесов

1. молодом, здоровом растении;

2. старом, больном растении.

Высказывают различные мнения.

– Давайте проверим наше предположение по учебнику, с. 63. (Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.)

– А может, ещё они выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование. (Животные, например птицы, регулируют круговорот веществ.)

– Прочитайте текст на с. 63. Выделите ключевое слово. Как мы можем ответить на вопрос урока? (Животные экосистемы леса регулируют круговорот веществ.) Слайд 18, 19(животные леса)

– Какое это животное? Слайд 20( Показать рисунок дождевого червя. ) Узнаёте? Какую роль он играет в экосистеме? Кого из разрушителей вы ещё знаете? (Дождевой червь в экосистеме выполняет роль разрушителей. Микроорганизмы, грибы.)

– В каких условиях живут разрушители? ( Им необходимы питательные вещества, влага.)

– Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём? Что заметили? (В лесу влажно.)

– А если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушителей в экосистеме будет много, и они справятся со своей работой. Значит, круговорот будет замкнутым.)

– Что можно сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема).Слайд 21

– Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Лес является экосистемой с замкнутым круговоротом веществ.)

– Какова была тема урока? ( экосистема леса.)

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

—Найдите ошибку в пищевой цепи, перед вами листки с заданием, возьмите и выполните его.

Вывод: неправильная цепочка 4 слайд 21

– (по времени) Задания из рабочей тетради на выбор с.31 №3(кроссворд).

– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

Возврат к плану и целям урока. (познакомились с участниками экосистемы леса , узнали их роль, а самое главное Экосистема леса устойчивая и замкнутая )

Чтение текста темы 15 и 16, ответить на вопросы с. 61 №1-3, с.64 №4

Если останется время, выставить оценки детям за работу на уроке.

Каждый куст берегите, ребята.

Где росток ты увидишь какой,

Может вырасти дуб в три обхвата.

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод,

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.

Свято помни, что лес – наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растёшь.

Спасибо большое за работу на уроке, вы все молодцы!

Источник

Жизнь леса

1. Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дятел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: бабочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд. 11. Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лесная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.

  1. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
  2. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
Читайте также:  Советские_грибочки_формочки_рецепт

Каждый представляет себе лес. Но если спросить: «Что такое лес?», не каждый легко ответит. В любом лесу главные растения — деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес — это не только деревья. Лес — это сложное единство живой и неживой природы.

В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы видим, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.

Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так, солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

  • По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
  • Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
  • Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.
  1. Название сообщества.
  2. Какие организмы составляют сообщество.
  3. Экологические связи в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.
  6. Охрана сообщества.
  • Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.
  • По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

  1. Что такое лес?
  2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
  3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
  4. Как обитатели леса связаны между собой?
Лес — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.
  1. Запиши в словарик: природное сообщество.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
  3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

На следующем уроке

Познакомимся с природным сообществом луга, сравним луг и лес. Будем учиться правильно вести себя на лугу.

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Источник

Оцените статью