Лес_5_класс_родная_литература

Учитель русского языка и литературы: Тимофеева Ольга Январиевна

Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии 19 века; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.

· Способствовать формированию бережно го отношени я к природе , формир ования экологическ ой грамотност и.

· Способствовать формирова нию навык ов восприятия, истолкования, оценки классических произведений .
метапредметные :

· Продолжить развитие умений активно и самостоятельно мыслить, развитие навыков самостоятельной работы (регулятивные);

· Продолжить развитие умений делать выводы, обобщать, сравнивать (познавательные);

· С пособствовать развитию памяти, логического мышления, способности к анализу (познавательные);

· Продолжить развитие монологической речи обучающихся ( коммуникативные) .

личностные :

· Продолжить воспитание познавательной активности и самостоятельности;

· В оспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку, гордость за богатство национального искусства нашей Родины, приобщать учащихся к шедеврам мировой культуры

· Продолжить воспитание интереса к предмету литературы и окружающего мира .

Планируемы е результат ы :

Учащиеся получат возможность научиться: объяснять приспособление растений к природным условиям, описывать значение растений в природе и жизни человека; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

создавать собственную интерпретацию изученного текста; сопоставлять произведения русской и мировой литературы.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения : наглядно – иллюстративный, частично – поисковый , здоровьесберегающ ий.

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: проектор мультимедиа, през е нтация , таблицы, шаблон таблицы для заполнения, учебник.

Деятельность учащихся

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места.

Садятся по группам. Дети занимают места согласно полученным карточкам.

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного

Постановка познавательной задачи

Устное сообщение учителя, диалог

Учитель окружающего мира: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Прежде всего потому, что вести его будут два учителя: учитель русского языка и литературы ТОЯ и учитель окружающего мира АЗА. То есть урок у нас будет интегрированный.

Учитель литературы: Что же означает слово “интегрировать”? Обратимся к толковому словарю и уточним значение этого слова, поможет нам в этом лингвист.

…Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и Окружающий мир.

Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

«Шагай!» — поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка.
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки. (Борис Заходер)

Читайте также:  Лисички_гриб_рецепты_приготовления

“ Леса учат человека понимать прекрасное ” А. П. Чехов.

П редлагается определить значимые цели урока для каждого по теме.

Формулир уют тем у урока .

Записывают тему урока в тетрадь.

Ставят проблемный вопрос, цели и задачи к уроку, «Узнаю» работая с учебником окружающего мира «Научусь»

Усвоение новых знаний и способов действий

Корректируют и дополняют знания учащихся, добытые на уроке из учебника и дополнительной литературы о растительном мире леса, используя презентацию.

Учитель Окружающего мира :

Ребята, сегодня на уроке мы с вами пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в удивительное Царство — это Царство растений, а именно в мир леса.

Учитель литературы: А спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов 19 века.

Беседа по вопросам. Назовите поэтов, которые в своих произведениях затрагивали тему природы?

О чем конкретно писали поэты?

Что общего и что различного в настроениях и чувствах, которые возникают у поэтов при описании разных времен года?

В чем родство человека и природы?

Учитель окружающего мира: А чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

Почему растения считают живым организмом? ( Растения как все живые организмы питаются, дышать, удаляют ненужные вещества, растут, размножаются, реагируют на изменения окружающей среды).

Каково значение растений в природе?

Учитель окружающего мира : Итак, отправляемся путешествовать по лесу. Во время путешествия занесите в тетради названия растений, о которых вы узнаете.

Учитель литературы : Вернёмся к эпиграфу нашего урока.

– Как вы понимаете слова: “ Леса учат человека понимать прекрасное ”? (Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, благодаря ей мы учимся видеть и постигать прекрасное, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.)

Учитель литературы: Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы. Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.

— Аполлон Николаевич Майков русский поэт, родился в Москве в 1821 году в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич очень любил природу, восхищался её красотой. Он увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.)

— Давайте послушаем отрывок из стихотворения А.Н. Майкова “Пейзаж” и совершим с вами вместе с поэтом прогулку в осенний лес. Учитель окружающего мира : Слушая стихотворение, не забывайте вносить в тетрадь…

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь — и нет конца пути.
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; —
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу.
Идешь, как будто по водам, —
Нога шумит. а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят.

Читайте также:  Кальмары_фаршированные_картошкой_грибами

Учитель литературы: — Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств.

— С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть)

— В каких строках звучит грусть? Почему грусть?

— Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей?

— Какие цвета вы бы добавили, если бы вас попросили нарисовать осенний лес?

— Найдите изобразительно-выразительные средства. (Cравнения, олицетворения)

– Какие картины осени вы представили?

Учитель окружающего мира : Назовите, какие растения вы внесли в тетради?

Представляют результат опережающего домашнего задания о типичных представителях растительного мира.

Работа с учебником и дополнительной литературой; чтение стихотворения наизусть, доклады о писателях.

Заполнение таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.):

Источник

Русский лес

Рассказ о том, как хорош русский лес в любое время года: зимой и летом, осенью и весною. Зимой лес тихий, высокие, недвижные спят сосны. Весной лес просыпается, всё больше слышится птичьих голосов. А знойным летом хорошо укрыться в прохладном темном лесу.

«Русский лес» читать

Русский лес

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах — дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью — и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полниться лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилетные птицы, токуют в глухих местах глухари. Опавшей хвоей осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зеленые крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-витютень.

Читайте также:  Где_обитают_клещи_леса

Придет радостный день — зеленою дымкой покроется опушка березового леса. Кукуют кукушки. По утрам, перед рассветом, слетаются на ток краснобровые красавицы тетерева-косачи.

Вечером над вершинами леса тянут, хоркая и циркая, длинноносые вальдшнепы. Крякают над рекой дикие утки. На краю лесного болота высоко в небе токует баранчик-бекас.

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первые соловей.

Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном темном лесу? Примолкли самые голосистые птицы-певцы, уже не поют по закрайкам леса звонкоголосые соловьи.

Идешь по лесу, хорошенько приглядываясь, — нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растет гриб. Вот под деревьями смешенного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнешься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзину. Кое-где попадаются крепкие боровики. Приятно взять в руки холодноватый гриб. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом березовом лесу, под листьями высокого папоротника, густо сидят грибы подберезовики.

На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зеленых ветках ягоды брусники.

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, бывало, по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, — музыкальным, поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время.

Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Еще цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берез. На темном фоне сплошного елевого леса отчетливо видны яркие краски осин. Уже облетели, плавают по воде легкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.

Источник

Оцените статью