Лес лист яблоня охотник дерево волк

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Определение особенностей понятийного мышления. Методика «Исключение лишнего»
Психодиагностика психолога в школе — Психодиагностика познавательных особенностей детей

Теоретическое обоснование. Одним из наиболее распространенных в практике исследования всех видов мышления является метод «Исключение лишнего». С помощью этого метода можно убедительно показать особенности аналитической и синтезирующей деятельности мозга. Так, если испытуемым предъявить несколько названий рек России: Волга, Лена, Ангара, Иртыш, Обь — и попросить «выбросить» одно лишнее название, то чаще всего испытуемые исключают слово «Волга», поскольку все остальные реки находятся на территории Сибири. Иногда появляется ответ «Иртыш» (все остальные названия женского рода), иногда — «Ангара» (является притоком). По степени обобщенности признаков ответ «Волга» наиболее правилен.

Аналогично оцениваются результаты и при использовании картинок с четырьмя нарисованными предметами, где один предмет надо исключить. Например, на карточке нарисованы керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча и солнце. Правильный ответ — «солнце». Рассуждения вроде того, что надо удалить свечу, так как она быстро сгорает и невыгодна, свидетельствуют о снижении и даже искажении уровня обобщений.
Методика разработана в лаборатории экспериментальной патопсихологии института психиатрии Минздрава РФ.
Цель. Определить уровень логичности мышления.
Инструкция. В предлагаемой методике используются 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью разъяснения всех последующих. По вопросам испытуемых экспериментатор может также составить представление об особенностях процесса их мышления, например о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.
Тестовый материал.
1. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).
2. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
3. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены).
5. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
7. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
8. Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага).
9. Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).
10. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
11. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).
12. Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум).
15. Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).
16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
21. Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).
22. Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).
23. Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).
24. Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).

Правильно выбранные слова: сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, округлость; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; врач, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол (или сервант), шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.
Обработка результатов. При сравнении собственных ответов с правильными испытуемые оценивают свои результаты в баллах: 2 балла соответствуют двум правильно выбранным словам, 1 балл соответствует одному правильно выбранному слову, а 0 баллов означает, что испытуемый не смог выбрать правильно ни одного слова. Результаты суммируются.
Интерпретация результатов. Максимальное количество баллов равно 48, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Источник статьи: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/109-psychodiagnostics-cognitive-characteristics-of-children/547-defining-features-of-the-conceptual-thinking-the-method-exception-superfluous

Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления
тест (1 класс) по теме

Цель выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа, умения сравнивать, обобщать

Скачать:

Вложение Размер
metodiki.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления

Цель выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа.

Найди исходные слова

1) лбко, 2) раяи, 3) упкс, 4) еравши, 5) ркдети, 6) ашнрри

Анализ отношений понятий (аналогия)

Даны 3 слова, первые 2 находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвертое слово.

Школа – обучение, больница – ?

а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной

Песня – глухой, картина – ?

а) слепой хромой художник больной рисунок

а) вилка б) дерево в) стул г) столовый д) длинный

Паровоз – вагоны, конь — ?

а) поезд б) лошадь в) овес г) телега д) конюшня

Лес – деревья, библиотека — ?

а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр

Бежать — стоять, кричать — ?

а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать

а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани

Волк – пасть, птица – ?

а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение

Способность выделять существенное

Учитель предлагает ряд слов, в каждом из которых 5 дается в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить из данного перечня 5 заданий.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз)

Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)

Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

Любовь (розы, чувство, человек, природа, город)

Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)

Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия. Например:

Каждый ученик на листе бумаги должен написать черты сходства слева, а справа — черты различия названных предметов, понятий

На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты. После этого листы собираются.

Предлагается 2 слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего:

Учащемуся можно предложить 5 пар слов. Время 3-4 минуты.

Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале. Время — 3 минуты на 5 заданий.

Инструкция: даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово.

Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

Треугольник, отрезок, длина, круг, квадрат

Дождь, снег, осадки, град, иней

Сложение, вычитание, умножение, деление, слагаемое

Дуб, ольха, тополь, дерево, ясень

Василий, Федор, Иван, Петров, Семен

Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша

Секунда, час, год, вечер, неделя

Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый

Самолет, техника, пароход, поезд, дирижабль

Круг, квадрат, треугольник, отрезок, многоугольник

Методические указания по проведению эксперимента

На выполнение заданий потребуется 45 минут.

1 задание – 5 минут,

2 задание – 3 минуты,

3 задание – 5 минут,

4 задание – 5 минут,

5 задание – 5 минут,

6 задание – 15 минут.

Задание 1. В приведенных словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) лбко 2) раяи 3) еравши 4) ркдети 5) рбкадоле

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках еще 5. Найдите 2 слова из написанных в скобках, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Запищите эти слова.

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

Озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина)

Огород (забор, земля, растение, собака, лопата)

Чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка)

Игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила)

Задание 3. Сравни понятия книга – тетрадь.

Общие и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие является лишним? Выпиши его.

дождь, снег, осадки, град, иней

сложение, вычитание, умножение, деление, слагаемое

дуб, ольха, тополь, дерево, ясень

горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

запятая, точка, двоеточие, союз, тире

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко).

Задание 6. Даны 3 слова, первые 2 находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвертое слово.

Волк – пасть, птица – ?

а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение

Библиотека – книга, лес — ?

а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен

Птица – гнездо, человек –

а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный

Слагаемое –сумма, множители — ?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) вычитание

Холодно – горячо, движение — ?

а) взаимодействие б) покой в) мяч г) трамвай д) идти

Запад – восток, обмеление – ?

а) засуха б) юг в) наводнение г) река д) дождь

Война – смерть, тепло — ?

а) дыхание б) жизнедеятельность в) вещество г) температура д) гибель

Молния –свет, жара – ?

а) солнце б) трава в) жажда г) дождь д) река

Роза – цветок, газ – ?

а) кислород б) дыхание в) горение г) состояние вещества д) прозрачный

Береза – дерево, стихотворение – ?

а) сказка б) богатырь в) поэзия г) лирика д) драма

Задание 1. В приведенных словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) упкс 2) ашнрри 3) вцтеко 4) окамднри 5) лкбуинак

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках еще 5. Найдите 2 слова из написанных в скобках, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Запищите эти слова.

Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)

Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

Любовь (розы, чувство, человек, природа, город)

Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)

Задание 3. Сравни понятия озеро–река.

Общие и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие является лишним? Выпиши его.

Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной

Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус

Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность

Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

Треугольник, отрезок, прямоугольник, круг, квадрат

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко).

Задание 6. Даны 3 слова, первые 2 находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвертое слово.

Волк – пасть, птица – ?

а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение

Библиотека – книга, лес — ?

а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен

Птица – гнездо, человек –

а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный

Слагаемое –сумма, множители — ?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) вычитание

Холодно – горячо, движение — ?

а) взаимодействие б) покой в) мяч г) трамвай д) идти

Запад – восток, обмеление – ?

а) засуха б) юг в) наводнение г) река д) дождь

Война – смерть, тепло — ?

а) дыхание б) жизнедеятельность в) вещество г) температура д) гибель

Молния –свет, жара – ?

а) солнце б) трава в) жажда г) дождь д) река

Роза – цветок, газ – ?

а) кислород б) дыхание в) горение г) состояние вещества д) прозрачный

Береза – дерево, стихотворение – ?

а) сказка б) богатырь в) поэзия г) лирика д) драма

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логических операций.

В данной статье подробно раскрывается суть методических приёмов, которые позволяют развивать логическое мышление школьников на материале арифметических задач на уроках математики. Их можно испол.

Данные мониторинга наглядно показывают, что учителя стремятся испльзовать данную технологию, но все их достижения связаны с самообразованием. Не хватает профессионального обучения по использованию ИКТ.

Развитие логических операций анализа и синтеза у младших школьников на уроках математики.

Как продиагностировать познавательные УУД у младших школьников? Хорошим подспорьем для этого являются прогрессивные матрицы Равена.

Определение степени агрессии у детей. Опросник Басса-Дарки.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/10/05/metodiki-napravlennye-na-opredelenie-stepeni-ovladeniya

Читайте также:  Обрезка садовых деревьев осенью для начинающих
Оцените статью