- Речевые дидактические игры по лексической теме «Фрукты» картотека по логопедии (старшая группа)
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Лексическая тема «Фрукты» учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
- Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты». картотека по логопедии (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые дидактические игры по лексической теме «Фрукты»
картотека по логопедии (старшая группа)
Цель: закрепить словарь по теме, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.
Ход. Взрослый показывает мешочек с фруктами детям и предлагает им по очереди, не заглядывая в мешочек, определить фрукт на ощупь и назвать его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок.
Цель : образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко -…яблочко; банан- …бананчик; лимон -…лимончик; абрикос -…абрикосик; мандарин -…мандаринчик; апельсин -…апельсинчик; виноград -..виноградик; дыня – дынька и т. д.).
Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными.
Оборудование: муляжи фруктов
Ход. Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в шеренгу.) Скажите детям: «Вот корзина фруктов — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж яблока и скажите: «Одно яблоко». Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет в руки яблоко, скажите: «Два яблока». При получении муляжа третьим ребенком произнесите: «Три яблока», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре яблока, пять яблок, шесть яблок. »
Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Одина груша, две груши… пять груш, шесть груш. »
Цель: учить составлять рассказ о фруктах по картинному плану
Оборудование : муляжи фруктов или натуральные фрукты в корзине, план рассказа о фруктах.
Ход. Скажите детям, что теперь они так много узнали о фруктах, что могут сами о них рассказать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. Установите на доске или наборном полотне 6 картинок-символов в виде плана из картинок.
Объясните детям значение этих символов: 1 — какого цвета фрукт; 2 — какой формы (круглый, овальный, грушевидный); 3—какой величины; 4 — какой на ощупь (гладкий, шершавый или бархатистый); 5 — какой на вкус (сладкий или кислый); 6 — имеет ли запах (ароматный или нет).
Попросите детей составить рассказ о любом фрукте. Попросите детей по очереди доставать муляжи фруктов из корзины (или брать картинки) и составить рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ о яблоке будет звучать примерно так: «Яблоко желтое, румяное, круглое, большое. Яблоко гладкое, сладкое и ароматное».
Закончив свой рассказ, ребенок кладет муляж обратно в корзину.
Цель: образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: карточки с изображением фруктов
Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и находит соответствующую карточку. (дерево — ..деревья, сад -..сады; садовник – садовники; плод -…плоды; яблоко -…яблоки; груша -…груши; банан- …бананы; персик -…персики; лимон -…лимоны; абрикос -…абрикосы; мандарин -…мандарины; апельсин -…апельсины; дыня -…дыни и т.д )
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов
Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе (яблоки) и говорит, что у него нет этого фрукта (у меня нет яблок). Яблоко -…яблоки – нет яблок; слива – сливы – нет слив; груша -…груши – нет груш; банан — …бананы – нет бананов; персик – персики — нет персиков; лимон-лимоны – нет лимонов; абрикос -…абрикосы – нет абрикосов; мандарин -…мандарины – нет мандаринов; апельсин -…апельсины — нет апельсинов; дыня -…дыни – нет дынь.
Цель: образовывать прилагательные от существительных
Оборудование: картинки с изображением фруктов и цветных банок (зеленая, желтая, оранжевая, фиолетовый)
Ход. Педагог предлагает сделать фруктовый сок, разложив фрукты по соответствующим банкам и назвать какой сок получился.
Сок из яблок (какой?) -…яблочный;
Сок из лимона (какой?) — …лимонный;
Сок из груш (какой?)- ..грушевый;
Сок из персика (какой?) -…персиковый;
Сок из абрикосов (какой?) — …абрикосовый;
Сок из мандаринов (какой?) – мандариновый;
Сок из апельсинов (какой?) — ..апельсиновый;
Сок из винограда (какой?) — … виноградный;
Сок из бананов (какой?)-…банановый;
Сок из ананаса (какой?) -..ананасовый;
Сок из вишня (какой?) -…вишнёвый;
Сок из грейфрукта (какой?) -..грейфруктовый;
Сок из сливы (какой?) -…сливовый.
«Подбирай, называй, запоминай» или «Кто больше?»
Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных и глаголов.
Оборудование: муляжи фруктов
Ход. Дети сидят по кругу и передают по очереди друг другу фрукт и каждый называет по одному признаку или действию. Например: яблоко (какое?) – спелое, румяное, наливное, твёрдое, гладкое, сладкое, вкусное, сочное, полезное, витаминное, круглое…
Яблоко (что делает?) – растёт, созревает, наливается, висит, падает..
С яблоками (что делают?) — ..собирают, моют, чистят, перебирают, сушат, варят…
Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи.
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, корзинка
Ход. Дети по одному достают из корзинки фрукт и изображают «жадину». И говорят:
яблоко — ..это моё яблоко; мандарин -..это мой мандарин; груша – это моя груша; сливы — это мои сливы и т.п. (персик, банан, вишни, слива, абрикос, дыня…)
Цель: развивать слуховое внимание, обобщать признаки предмета.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением сада.
Ход. Педагог предлагает угадать фрукт по описанию
— Круглый, сочный, оранжевый, сладкий, большой – это…апельсин;
— Длинный, жёлтый, мягкий, вкусный, сладкий – это…банан;
— овальный, жёлтый, кислый, твёрдый, полезный – это..лимон;
— круглое, румяное, наливное, спелое, сочное, твёрдое – это яблоко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему «Семья»
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов.
Речевые дидактические игры по лексической теме «Осень»
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Речевые дидактические игры по лексической теме «Овощи»
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Речевые дидактические игры по лексической теме «Весна»
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Речевые дидактические игры по лексической теме «Грибы»
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Речевые дидактические игры по лексической теме «Деревья»
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Речевые дидактические игры по лексической теме «Дикие животные»
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Источник
Лексическая тема «Фрукты»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Существительные: фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, компот, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.
Прилагательные: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.
Глаголы: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
Рекомендуется: рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»; обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форма, вкус; по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте); рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
- Беседа: где растут фрукты, в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия – плоды и плодовые деревья.
- Игра: «Один – много» (образование множественного числа существительных): яблоко – яблоки, груша — …. слива -…, персик -…, банан-…. апельсин-…., абрикос-…, вишня-….
- Игра: «Большой – маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко – яблочко, лимон-…., банан -…, апельсин-….
- Игра: «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных) сок из яблока – яблочный, варенье из яблок – яблочное, сок из груши-…., сок из апельсина-…., варенье из апельсина-….
- Развитие связной речи. Составление рассказа-описания «Апельсин» по вопросам воспитателя. «Апельсин – это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки – несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми».
Источник
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».
картотека по логопедии (старшая группа)
Данный речевой материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Весна»
Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Мамин праздник»
Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов по лексической теме «Мамин праздник".
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».
Данный материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Осень».
Данный материал поможет педагогам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в работе по лексической теме «Осень».
Картотека игр и упражнений по лексической теме НАСЕКОМЫЕ
Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме «Насекомые» для старшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений по лексической теме РЫБЫ
Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме «Рыбы» для старшего дошкольного возраста.
Сборник игр и упражнений по лексической теме «Фрукты»
В СБОРНИКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Источник