Лексические_темы_овощи_фрукты

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: «Овощи, фрукты» (старшая группа)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

1. Предметный словарь : овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка; фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.

2. Глагольный словарь : вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть; расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

3. Словарь признаков : овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.

4. Словарь наречий : рано, поздно, мелко, крупно; вкусно, кисло, сладко, много, мало.

5. Антонимы : крупный — мелкий, рано — поздно, кислый — сладкий, гладкий

— шершавый, сажать – собирать; крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеленый, сладкий — кислый, гладкий — шероховатый.

1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать. );

2) относительных прилагательных:

  • пюре из картофеля — картофельное ;
  • суп из овощей – овощной;
  • салат из капусты – капустный;
  • сок из фруктов – фруктовый;
  • компот из груши – грушевый;
  • сок из яблок – яблочный;
  • икра из кабачков – кабачковая;
  • салат из огурцов – огуречный;
  • салат из моркови – морковный;
  • салат из свеклы – свекольный;

3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (горошек, огурчик. ):

  • горох – горошек;
  • огурец – огурчик;
  • абрикос – абрикосик;
  • яблоко – яблочко;
  • морковь – морковочка;
  • капуста — капусточка;
  • лук – лучок;
  • чеснок – чесночок;
  • перец – перчик;
  • картошка – картошечка;

4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка);

5) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);

7. Подбор родственных слов : овощи, огород; яблоко, сад.

8. Многозначность : салат, лук; косточка, кисть.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку .

Согласование прилагательных с существительными: лук – горький; яблоко – ароматное.

2. Образование множественного числа существительных.

  • кабачок – кабачки;
  • яблоко – яблоки;
  • баклажан – баклажаны;
  • помидор – помидоры;
  • огурец – огурцы;
  • яблоко – яблоки;
  • груша – груши;
  • свекла – свёклы;
  • абрикос – абрикосы;
  • слива – сливы;
  • фрукт – фрукты;
  • овощ – овощи;
Читайте также:  В_каком_фрукте_содержится_кальций

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. Один гранат, мое яблоко, много груш.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Из чего сделан салат? (предлог «из»).

— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)

— Куда сложим урожай? (предлог «в»)

— «Угощайся» — съешь ломтик яблока, груши.

— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).

— Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем. ).

— У меня есть, у меня нет. » (работа с картинками).

— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками. ).

3. Развитие психических функций

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация : зеленые овощи, красные, круглые, треугольные; крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие — маленькие.

4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:

— Узнай изображения по контуру.

— Что похоже на мышку? На мячик?

— Узнай изображения по трафарету.

— Что внутри? (Косточки, семечки).

— Как надолго сохранить овощи?

— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?

— Как надолго сохранить фрукты?

— Почему так называют: садовод, сухофрукты?

— овальные овощи — треугольные;

— сладкие фрукты — кислые фрукты;

— тропические фрукты — фрукты нашей страны.

7. Объясни значение выражений:

1 . Загадки-описания, сравнительно — описательные рассказы.

— Что можно приготовить из овощей?

— Путь картошки от посадки до кастрюли.

— Кто и как ухаживает за садом?

— Путь яблочного семечка до яблока.

— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.

5. Развитие графических навыков

Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам и т.д.

6. Артикуляционный и дыхательный аппарат

(упражнение для развития артикуляционной моторики).

Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии ( счет «раз», «два»).

«Стручок лопнул» — движение нижней челюсти вперёд (на счёт «три»):

  1. без нажима языком на нижнюю челюсть;
  2. с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперёд.

«Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву». ( Широко открыть рот, удерживать под счёт до «пяти-шести». )

Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки» (надуваем щёки).

Лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки» (втягиваем щёки).

(упражнение для закрепления мышц языка)

Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты.

(Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.)

(Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.)

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.

(Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.)

Ровная дорожка (или грядка) в огороде.

(Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.)

Мы весной вскопали грядки

Пусть он вверх закрутится!

В лунках маленьких не густо

Разрасталась вширь и ввысь.

На высоких теплых грядках

— Нас теперь никто не тронет

Есть теперь у нас сноровка,

Читайте также:  Заменитель_сахара_фруктоза_польза

Вверх по прутикам влезать.

Источник

Конспект занятия по лексической теме «Урожай. Фрукты и овощи»

Оборудование: Мультимедийный логопедический комплекс ЛОГО-5. Набор карточек Домена с изображением овощей и фруктов, магнитная доска, набор из овощей и фруктов. Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР», ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», Мк, 2020г.

Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Урожай, Фрукты и овощи“» размещена в разделах

Ход занятия

— Ребята, какое сейчас время года? (Осень).

— А кто знает, какие дары нам приносит осень? (Овощи, фрукты, урожай).

Педагог предлагает детей встать в круг.

— Ребята, давайте с вами поиграем! Повторяйте движения вместе со мной!

Дети в огород идут, (маршируют)

А там овощи растут, (поднимают руки вверх)

Дети спинки наклоняют, (наклоняются)

Овощи все собирают (изображают сбор овощей).

Вырос у нас чесночок, (дотрагиваются пальцем при названии каждого овоща)

Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание пальцев на обеих руках,

Ими друзей угощали (предлагающий жест).

Дидактическая / игра «Овощ или фрукт Дифференциация овощей и фруктов.

Педагог выкладывает на стол детям овощи и фрукты. Затем по очереди задает детям вопрос: «У тебя овощ или фрукт Дети отвечают: «Яблоко — это фрукт» или «Помидор — это овощ».

Закрепление: игра «Описательный рассказ».

Ход игры «Описательный рассказ»

Цель: развитие мышления; речевое развитие, формирование уме-ний рассказывать последовательно по алгоритму о предмете, составлять последовательный описательный рассказ.

Краткое содержание: на экран выводится изображение овоща или фрукта.

1. Ребенок должен назвать его, отнести к определенному классу.

4. Выбрать его вкус (лук — горький; лимон — кислый; конфета — сладкий вкус).

5. Определить, какой он (мягкий — подушка или твердый — кирпич).

6. Выбрать где он растет (грядка, куст, дерево).

Затем, опираясь на пиктограммы, ребенок должен составить опи-сательный рассказ данного фрукта или овоща. Алгоритм остается оди-наковым на каждое задание. Овощи и фрукты меняются. Используемые овощи : морковь, яблоко, банан, апельсин.

«Что купила белочка в магазине» Рассмотреть рисунки. Сравни их и назови. Что увезла белочка из магазина?

(Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР», ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», Мк, 2020г. упражнение 14, стр. 9.

Спасибо, все молодцы, до следующего занятия!

«Четвёртый лишний». Дидактическая игра по лексической теме «Овощи» с использованием ИКТ-технологии

«Четвёртый лишний». Дидактическая игра по лексической теме «Овощи» с использованием ИКТ-технологии Дидактические игры создаются в обучающих целях, и их ценность состоит в том, что благодаря их использованию можно добиться более прочных.

Дидактические игры и пособия по теме «Ягоды и грибы, овощи и фрукты»

Дидактические игры и пособия по теме «Ягоды и грибы, овощи и фрукты» Велика роль наглядности в формировании представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Великие педагоги своего времени внесли огромный.

Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе

Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи — это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.

Конспект НОД «Подарки осени» по теме «Овощи и фрукты»

Конспект НОД «Подарки осени» по теме «Овощи и фрукты» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности детей «Подарки осени»Задачи:создавать условия для развития.

Читайте также:  Какие_фрукты_едят_собаки

Источник

Конспект индивидуального логопедического занятия. Лексическая тема «Фрукты и овощи с садов и огородов»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических навыков для слабовидящих детей.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconkonspekt_gotovyy.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических навыков

Тема: «Овощи и фрукты с садов и огородов»

Цель: формирование навыка согласования числительных от 1 до 5 с существительными

  • учить детей согласовывать в речи существительные с числительными от 1 до 5;
  • активизировать и расширить словарный запас по теме «Овощи и фрукты».
  • развивать зрительно-пространственный гнозис;
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать голос и дыхание .

Оборудование: корзина синяя и красная, настоящие овощи и фрукты, листья из цветной бумаги, конверт, зашумленная картинка, разрезная картинка, цветные карандаши, записка.

1. Организационный момент. Зрительная гимнастика.

Логопед : Здравствуй! Посмотри, что случилось в кабинете? Посмотри вверх-вниз-влево-вправо. Здесь кто-то был! Все переставил, пошалил. Кто же это мог быть? (ответ ребенка)

— Смотри, тут записка: «Хочешь узнать кто я? Я разбросал подсказки, найди их!»

— Тогда вперед выполнять задания.

Игровое упражнение «Узнай что спрятано»

Овощи и фрукты накрыты листьями из цветной бумаги.

Логопед : Посмотри, наш гость накидал листьев. Давай подуем на них и узнаем, что там спрятано.

Логопед: Правильно, это овощи и фрукты.

Под одним из фруктов лежит часть разрезной картинки.

Логопед: А теперь давай посмотрим в зеркало и надуем щечки (Упражнение «Толстячки»). На какой фрукт мы стали похожи? (яблоко)

А теперь втянем щечки (Упражнение «Худышки»). На какой овощ мы стали похожи? (огурец).

Логопед: А ты любишь яблоки? А яблочное варенье? Вкусное варенье! (Упражнение «Вкусное варенье»)

Логопед: Молодец! Давай улыбнемся себе и продолжим искать подсказки! (Упражнение «Лягушка»)

4. Игра “Разложи фрукты и овощи”.

Логопед : Смотри, как все разбросано! Давай наведем порядок и разложим фрукты в красную корзину, а овощи в синюю.

Под корзинами лежат две части разрезной картинки.

5. Физминутка. Гимнастика для глаз.

Логопед : Мы устали, нужно отдохнуть, давай выполним следующее упражнение:

Логопед : Молодец! А теперь давай найдем в красной корзине яблоки и посчитаем их (одно яблоко, два яблока, пять яблок) .

Логопед : А сколько у нас помидоров в синей корзине? (один помидор, два помидора, пять помидоров)

Логопед : Посмотри, что-то лежит на дне синей корзины.

На дне синей корзины лежит часть разрезной картинки.

7. Игра «Зоркий глаз» (развитие зрительного гнозиса)

Логопед : Посмотри! Наш гость оставил нам конверт! Что в нем?

Какой интересный рисунок! Посмотри на картинку и закрась яблоко.

В конверте лежит часть разрезной картинки.

8. Игра «Собери разрезную картинку».

Логопед : Ура! Мы нашли все подсказки. Давайте соберем картинку и посмотрим кто же навел беспорядок! Это же домовенок Кузя!

Логопед: Мы выполнили все задания, наши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть (Комплекс расслабляющей зрительной гимнастики).

Источник

Оцените статью