- Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: «Овощи, фрукты» (старшая группа) методическая разработка по логопедии (старшая группа)
- Конспект занятия по лексической теме «Урожай. Фрукты и овощи»
- Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Урожай, Фрукты и овощи“» размещена в разделах
- Ход занятия
- Ход игры «Описательный рассказ»
- Конспект индивидуального логопедического занятия. Лексическая тема «Фрукты и овощи с садов и огородов» план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: «Овощи, фрукты» (старшая группа)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
1. Предметный словарь : овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка; фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.
2. Глагольный словарь : вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть; расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
3. Словарь признаков : овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.
4. Словарь наречий : рано, поздно, мелко, крупно; вкусно, кисло, сладко, много, мало.
5. Антонимы : крупный — мелкий, рано — поздно, кислый — сладкий, гладкий
— шершавый, сажать – собирать; крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеленый, сладкий — кислый, гладкий — шероховатый.
1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать. );
2) относительных прилагательных:
- пюре из картофеля — картофельное ;
- суп из овощей – овощной;
- салат из капусты – капустный;
- сок из фруктов – фруктовый;
- компот из груши – грушевый;
- сок из яблок – яблочный;
- икра из кабачков – кабачковая;
- салат из огурцов – огуречный;
- салат из моркови – морковный;
- салат из свеклы – свекольный;
3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (горошек, огурчик. ):
- горох – горошек;
- огурец – огурчик;
- абрикос – абрикосик;
- яблоко – яблочко;
- морковь – морковочка;
- капуста — капусточка;
- лук – лучок;
- чеснок – чесночок;
- перец – перчик;
- картошка – картошечка;
4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка);
5) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);
7. Подбор родственных слов : овощи, огород; яблоко, сад.
8. Многозначность : салат, лук; косточка, кисть.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку .
Согласование прилагательных с существительными: лук – горький; яблоко – ароматное.
2. Образование множественного числа существительных.
- кабачок – кабачки;
- яблоко – яблоки;
- баклажан – баклажаны;
- помидор – помидоры;
- огурец – огурцы;
- яблоко – яблоки;
- груша – груши;
- свекла – свёклы;
- абрикос – абрикосы;
- слива – сливы;
- фрукт – фрукты;
- овощ – овощи;
3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. Один гранат, мое яблоко, много груш.
4. Предложно-падежное управление.
(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)
— Из чего сделан салат? (предлог «из»).
— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)
— Куда сложим урожай? (предлог «в»)
— «Угощайся» — съешь ломтик яблока, груши.
— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).
— Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем. ).
— У меня есть, у меня нет. » (работа с картинками).
— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками. ).
3. Развитие психических функций
2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3. Классификация : зеленые овощи, красные, круглые, треугольные; крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие — маленькие.
4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
— Узнай изображения по контуру.
— Что похоже на мышку? На мячик?
— Узнай изображения по трафарету.
— Что внутри? (Косточки, семечки).
— Как надолго сохранить овощи?
— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?
— Как надолго сохранить фрукты?
— Почему так называют: садовод, сухофрукты?
— овальные овощи — треугольные;
— сладкие фрукты — кислые фрукты;
— тропические фрукты — фрукты нашей страны.
7. Объясни значение выражений:
1 . Загадки-описания, сравнительно — описательные рассказы.
— Что можно приготовить из овощей?
— Путь картошки от посадки до кастрюли.
— Кто и как ухаживает за садом?
— Путь яблочного семечка до яблока.
— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.
5. Развитие графических навыков
Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам и т.д.
6. Артикуляционный и дыхательный аппарат
(упражнение для развития артикуляционной моторики).
Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии ( счет «раз», «два»).
«Стручок лопнул» — движение нижней челюсти вперёд (на счёт «три»):
- без нажима языком на нижнюю челюсть;
- с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперёд.
«Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву». ( Широко открыть рот, удерживать под счёт до «пяти-шести». )
Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки» (надуваем щёки).
Лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки» (втягиваем щёки).
(упражнение для закрепления мышц языка)
Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты.
(Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.)
(Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.)
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.
(Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.)
Ровная дорожка (или грядка) в огороде.
(Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.)
Мы весной вскопали грядки
Пусть он вверх закрутится!
В лунках маленьких не густо
Разрасталась вширь и ввысь.
На высоких теплых грядках
— Нас теперь никто не тронет
Есть теперь у нас сноровка,
Вверх по прутикам влезать.
Источник
Конспект занятия по лексической теме «Урожай. Фрукты и овощи»
Оборудование: Мультимедийный логопедический комплекс ЛОГО-5. Набор карточек Домена с изображением овощей и фруктов, магнитная доска, набор из овощей и фруктов. Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР», ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», Мк, 2020г.
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Урожай, Фрукты и овощи“» размещена в разделах
Ход занятия
— Ребята, какое сейчас время года? (Осень).
— А кто знает, какие дары нам приносит осень? (Овощи, фрукты, урожай).
Педагог предлагает детей встать в круг.
— Ребята, давайте с вами поиграем! Повторяйте движения вместе со мной!
Дети в огород идут, (маршируют)
А там овощи растут, (поднимают руки вверх)
Дети спинки наклоняют, (наклоняются)
Овощи все собирают (изображают сбор овощей).
Вырос у нас чесночок, (дотрагиваются пальцем при названии каждого овоща)
Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание пальцев на обеих руках,
Ими друзей угощали (предлагающий жест).
Дидактическая / игра «Овощ или фрукт?» Дифференциация овощей и фруктов.
Педагог выкладывает на стол детям овощи и фрукты. Затем по очереди задает детям вопрос: «У тебя овощ или фрукт?» Дети отвечают: «Яблоко — это фрукт» или «Помидор — это овощ».
Закрепление: игра «Описательный рассказ».
Ход игры «Описательный рассказ»
Цель: развитие мышления; речевое развитие, формирование уме-ний рассказывать последовательно по алгоритму о предмете, составлять последовательный описательный рассказ.
Краткое содержание: на экран выводится изображение овоща или фрукта.
1. Ребенок должен назвать его, отнести к определенному классу.
4. Выбрать его вкус (лук — горький; лимон — кислый; конфета — сладкий вкус).
5. Определить, какой он (мягкий — подушка или твердый — кирпич).
6. Выбрать где он растет (грядка, куст, дерево).
Затем, опираясь на пиктограммы, ребенок должен составить опи-сательный рассказ данного фрукта или овоща. Алгоритм остается оди-наковым на каждое задание. Овощи и фрукты меняются. Используемые овощи : морковь, яблоко, банан, апельсин.
«Что купила белочка в магазине» Рассмотреть рисунки. Сравни их и назови. Что увезла белочка из магазина?
(Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР», ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», Мк, 2020г. упражнение 14, стр. 9.
Спасибо, все молодцы, до следующего занятия!
«Четвёртый лишний». Дидактическая игра по лексической теме «Овощи» с использованием ИКТ-технологии Дидактические игры создаются в обучающих целях, и их ценность состоит в том, что благодаря их использованию можно добиться более прочных.
Дидактические игры и пособия по теме «Ягоды и грибы, овощи и фрукты» Велика роль наглядности в формировании представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Великие педагоги своего времени внесли огромный.
Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи — это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.
Конспект НОД «Подарки осени» по теме «Овощи и фрукты» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности детей «Подарки осени»Задачи:создавать условия для развития.
Источник
Конспект индивидуального логопедического занятия. Лексическая тема «Фрукты и овощи с садов и огородов»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических навыков для слабовидящих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических навыков
Тема: «Овощи и фрукты с садов и огородов»
Цель: формирование навыка согласования числительных от 1 до 5 с существительными
- учить детей согласовывать в речи существительные с числительными от 1 до 5;
- активизировать и расширить словарный запас по теме «Овощи и фрукты».
- развивать зрительно-пространственный гнозис;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать голос и дыхание .
Оборудование: корзина синяя и красная, настоящие овощи и фрукты, листья из цветной бумаги, конверт, зашумленная картинка, разрезная картинка, цветные карандаши, записка.
1. Организационный момент. Зрительная гимнастика.
Логопед : Здравствуй! Посмотри, что случилось в кабинете? Посмотри вверх-вниз-влево-вправо. Здесь кто-то был! Все переставил, пошалил. Кто же это мог быть? (ответ ребенка)
— Смотри, тут записка: «Хочешь узнать кто я? Я разбросал подсказки, найди их!»
— Тогда вперед выполнять задания.
Игровое упражнение «Узнай что спрятано»
Овощи и фрукты накрыты листьями из цветной бумаги.
Логопед : Посмотри, наш гость накидал листьев. Давай подуем на них и узнаем, что там спрятано.
Логопед: Правильно, это овощи и фрукты.
Под одним из фруктов лежит часть разрезной картинки.
Логопед: А теперь давай посмотрим в зеркало и надуем щечки (Упражнение «Толстячки»). На какой фрукт мы стали похожи? (яблоко)
А теперь втянем щечки (Упражнение «Худышки»). На какой овощ мы стали похожи? (огурец).
Логопед: А ты любишь яблоки? А яблочное варенье? Вкусное варенье! (Упражнение «Вкусное варенье»)
Логопед: Молодец! Давай улыбнемся себе и продолжим искать подсказки! (Упражнение «Лягушка»)
4. Игра “Разложи фрукты и овощи”.
Логопед : Смотри, как все разбросано! Давай наведем порядок и разложим фрукты в красную корзину, а овощи в синюю.
Под корзинами лежат две части разрезной картинки.
5. Физминутка. Гимнастика для глаз.
Логопед : Мы устали, нужно отдохнуть, давай выполним следующее упражнение:
Логопед : Молодец! А теперь давай найдем в красной корзине яблоки и посчитаем их (одно яблоко, два яблока, пять яблок) .
Логопед : А сколько у нас помидоров в синей корзине? (один помидор, два помидора, пять помидоров)
Логопед : Посмотри, что-то лежит на дне синей корзины.
На дне синей корзины лежит часть разрезной картинки.
7. Игра «Зоркий глаз» (развитие зрительного гнозиса)
Логопед : Посмотри! Наш гость оставил нам конверт! Что в нем?
Какой интересный рисунок! Посмотри на картинку и закрась яблоко.
В конверте лежит часть разрезной картинки.
8. Игра «Собери разрезную картинку».
Логопед : Ура! Мы нашли все подсказки. Давайте соберем картинку и посмотрим кто же навел беспорядок! Это же домовенок Кузя!
Логопед: Мы выполнили все задания, наши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть (Комплекс расслабляющей зрительной гимнастики).
Источник