- Лексическая тема: «Овощи, фрукты, ягоды». консультация (подготовительная группа)
- Скачать:
- Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: «Овощи, фрукты» (старшая группа) методическая разработка по логопедии (старшая группа)
- Лексические темы: «Овощи — огород», «Фрукты — сад». учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема: «Овощи, фрукты, ягоды».
консультация (подготовительная группа)
Лексическая тема: «Овощи, фрукты, ягоды».
(Подготовительная к школе группа.)
Программное содержание: закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны; учить составлять описательные рассказы об овоще, фрукте, ягоде; развивать связную речь.
Существительные: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель; редька, баклажан, хрен, патиссон, чеснок, пастернак, тмин, салат, ботва, стручок, урожай;
апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, айва, авокадо, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.
Прилагательные: Зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий;
овощной, пузатая (тыква, пупырчатый, толстокожий; красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное (яблоко, лимонный, вишневый, малиновый (сок, абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).
Глаголы: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать; окапывать, подкапывать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать; цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.
Групповые задания.
1.Артикуляционная гимнастика: комплекс №2.
У Сережки сорванца – два зеленых огурца.
Да еще у Петьки хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
Скачать:
Источник
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: «Овощи, фрукты» (старшая группа)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
1. Предметный словарь : овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка; фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.
2. Глагольный словарь : вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть; расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
3. Словарь признаков : овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.
4. Словарь наречий : рано, поздно, мелко, крупно; вкусно, кисло, сладко, много, мало.
5. Антонимы : крупный — мелкий, рано — поздно, кислый — сладкий, гладкий
— шершавый, сажать – собирать; крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеленый, сладкий — кислый, гладкий — шероховатый.
1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать. );
2) относительных прилагательных:
- пюре из картофеля — картофельное ;
- суп из овощей – овощной;
- салат из капусты – капустный;
- сок из фруктов – фруктовый;
- компот из груши – грушевый;
- сок из яблок – яблочный;
- икра из кабачков – кабачковая;
- салат из огурцов – огуречный;
- салат из моркови – морковный;
- салат из свеклы – свекольный;
3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (горошек, огурчик. ):
- горох – горошек;
- огурец – огурчик;
- абрикос – абрикосик;
- яблоко – яблочко;
- морковь – морковочка;
- капуста — капусточка;
- лук – лучок;
- чеснок – чесночок;
- перец – перчик;
- картошка – картошечка;
4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка);
5) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);
7. Подбор родственных слов : овощи, огород; яблоко, сад.
8. Многозначность : салат, лук; косточка, кисть.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку .
Согласование прилагательных с существительными: лук – горький; яблоко – ароматное.
2. Образование множественного числа существительных.
- кабачок – кабачки;
- яблоко – яблоки;
- баклажан – баклажаны;
- помидор – помидоры;
- огурец – огурцы;
- яблоко – яблоки;
- груша – груши;
- свекла – свёклы;
- абрикос – абрикосы;
- слива – сливы;
- фрукт – фрукты;
- овощ – овощи;
3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. Один гранат, мое яблоко, много груш.
4. Предложно-падежное управление.
(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)
— Из чего сделан салат? (предлог «из»).
— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)
— Куда сложим урожай? (предлог «в»)
— «Угощайся» — съешь ломтик яблока, груши.
— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).
— Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем. ).
— У меня есть, у меня нет. » (работа с картинками).
— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками. ).
3. Развитие психических функций
2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3. Классификация : зеленые овощи, красные, круглые, треугольные; крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие — маленькие.
4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
— Узнай изображения по контуру.
— Что похоже на мышку? На мячик?
— Узнай изображения по трафарету.
— Что внутри? (Косточки, семечки).
— Как надолго сохранить овощи?
— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?
— Как надолго сохранить фрукты?
— Почему так называют: садовод, сухофрукты?
— овальные овощи — треугольные;
— сладкие фрукты — кислые фрукты;
— тропические фрукты — фрукты нашей страны.
7. Объясни значение выражений:
1 . Загадки-описания, сравнительно — описательные рассказы.
— Что можно приготовить из овощей?
— Путь картошки от посадки до кастрюли.
— Кто и как ухаживает за садом?
— Путь яблочного семечка до яблока.
— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.
5. Развитие графических навыков
Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам и т.д.
6. Артикуляционный и дыхательный аппарат
(упражнение для развития артикуляционной моторики).
Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии ( счет «раз», «два»).
«Стручок лопнул» — движение нижней челюсти вперёд (на счёт «три»):
- без нажима языком на нижнюю челюсть;
- с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперёд.
«Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву». ( Широко открыть рот, удерживать под счёт до «пяти-шести». )
Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки» (надуваем щёки).
Лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки» (втягиваем щёки).
(упражнение для закрепления мышц языка)
Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты.
(Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.)
(Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.)
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.
(Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.)
Ровная дорожка (или грядка) в огороде.
(Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.)
Мы весной вскопали грядки
Пусть он вверх закрутится!
В лунках маленьких не густо
Разрасталась вширь и ввысь.
На высоких теплых грядках
— Нас теперь никто не тронет
Есть теперь у нас сноровка,
Вверх по прутикам влезать.
Источник
Лексические темы: «Овощи — огород», «Фрукты — сад».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Цель: закрепить навыки словоизменения, словообразования, связной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цели. Образование мн.ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. Слова «картофель», «морковь», «лук», «чеснок», «капуста» — в ед. и мн. ч. они звучат одинаково.
2. Игра «Что делает –что делают?»
Цели. Употребление существительных ед. и мн. ч. в винительном падеже; употребление глаголов прошедшего времени.
Я нарисовал(а) – огурцы, цветы.
Что делал? Что делала? . Что делали ?
Сажают — . (сажал) (сажала) . (сажали)
Копают — . (копал) . (копала) . (копали)
Поливают -. (поливал) . (поливала) . (поливали)
Рыхлят — . (рыхлил) . (рыхлила) . (рыхлили)
Окучивают— . (окучивал) . (окучивала) . (окучивали)
Собирают — . (собирал) . (собирала) . (собирали)
Цели. Употребление существительных 2-го и 3-го склонений ед. и мн. ч. в родительном падеже; употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.
В огороде собирали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет (огурцов). На грядке нет ни одного . (огурца).
Собрали кабачки. На грядке нет . (кабачков). На грядке нет ни одного . (кабачка).
Собрали помидоры. На грядке нет . (помидор). На грядке нет ни одного . (помидора).
Собрали морковь. На грядке нет . (моркови). Собрали фасоль. На грядке нет . (фасоли).
Сажает — . (сажал) Сажал — . (сажает)
Копает — . (копал) Копал — . (копает)
Поливает — . (поливал)
Поливал — . (поливает)
Растет — . (рос) Рос — . (растет)
Зреет — . (зрел) Зрел — . (зреет)
Цели. Употребление существительных ед. и мн.ч. в родительном падеже; уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.
Показать картинки яблок, груш, слив, вишни.
Мама купила фрукты, вымыла и положила в … (тарелку).
Мы их с удовольствием … (ели).
На тарелке не осталось ни одного. (яблока). Мы съели все. (яблоки).
На тарелке не осталось ни одной. (груши).
На тарелке не осталось ни одной . (сливы).
На тарелке не осталось ни одной . (вишни). Мы съели все . (вишни).
Перечислить, каких фруктов нет больше на тарелке.
— На тарелке нет больше яблок, груш, слив, вишен.
Апельсин — . (апельсинчик) Мандарин — . (мандаринчик)
Цели. Согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных.
Лимон (какой?) — . (желтый, сочный, кислый, . )
Апельсин (какой?) — . (оранжевый, сочный, сладкий, . )
Мандарин (какой?) — . (оранжевый, сочный, . )
Из винограда — . (виноградный)
Из абрикосов — . (абрикосовый)
Из апельсинов — . (апельсиновый
Цели. Употребление существительных 1-го склонения ед. и мн. ч. в родительном падеже; образование относительных прилагательных.
Собрали груши. На дереве нет ни одной . (груши). На деревьях нет . (груш).
Собрали, сливы. На дереве нет ни одной . (сливы). На деревьях нет. (слив).
Собрали черешню. На деревьях нет . (черешен).
Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»
Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с.
Проект «Техника декупаж в ходе изучения лексической темы «Овощи, фрукты» (старшая группа)
«Презентации, компьютерные игры по лексическим темам «Овощи», «Фрукты» «Осень» для детей старшего дошкольного возраста»
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.
Сценарий математической игры по лексической теме «Овощи, фрукты»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс.
Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты»
Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты». Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и .
Краткосрочный проект «Овощи и фрукты-полезные продукты» (лексические темы: «Овощи», «Фрукты» октябрь)
Краткосрочный проект «Овощи и фрукты-полезные продукты» (лексические темы: «Овощи», «Фрукты» октябрь).
Источник