Лексические_темы_овощи_фрукты

Лексическая тема: «Овощи, фрукты, ягоды».
консультация (подготовительная группа)

Лексическая тема: «Овощи, фрукты, ягоды».

(Подготовительная к школе группа.)

Программное содержание: закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны; учить составлять описательные рассказы об овоще, фрукте, ягоде; развивать связную речь.

Существительные: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель; редька, баклажан, хрен, патиссон, чеснок, пастернак, тмин, салат, ботва, стручок, урожай;

апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, айва, авокадо, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.

Прилагательные: Зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий;

овощной, пузатая (тыква, пупырчатый, толстокожий; красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное (яблоко, лимонный, вишневый, малиновый (сок, абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).

Глаголы: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать; окапывать, подкапывать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать; цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.

Групповые задания.

1.Артикуляционная гимнастика: комплекс №2.

У Сережки сорванца – два зеленых огурца.

Да еще у Петьки хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

Скачать:

Источник

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: «Овощи, фрукты» (старшая группа)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

1. Предметный словарь : овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка; фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.

2. Глагольный словарь : вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть; расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

3. Словарь признаков : овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.

4. Словарь наречий : рано, поздно, мелко, крупно; вкусно, кисло, сладко, много, мало.

5. Антонимы : крупный — мелкий, рано — поздно, кислый — сладкий, гладкий

Читайте также:  Какие_овощи_могут_быть_горькими

— шершавый, сажать – собирать; крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеленый, сладкий — кислый, гладкий — шероховатый.

1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать. );

2) относительных прилагательных:

  • пюре из картофеля — картофельное ;
  • суп из овощей – овощной;
  • салат из капусты – капустный;
  • сок из фруктов – фруктовый;
  • компот из груши – грушевый;
  • сок из яблок – яблочный;
  • икра из кабачков – кабачковая;
  • салат из огурцов – огуречный;
  • салат из моркови – морковный;
  • салат из свеклы – свекольный;

3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (горошек, огурчик. ):

  • горох – горошек;
  • огурец – огурчик;
  • абрикос – абрикосик;
  • яблоко – яблочко;
  • морковь – морковочка;
  • капуста — капусточка;
  • лук – лучок;
  • чеснок – чесночок;
  • перец – перчик;
  • картошка – картошечка;

4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка);

5) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);

7. Подбор родственных слов : овощи, огород; яблоко, сад.

8. Многозначность : салат, лук; косточка, кисть.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку .

Согласование прилагательных с существительными: лук – горький; яблоко – ароматное.

2. Образование множественного числа существительных.

  • кабачок – кабачки;
  • яблоко – яблоки;
  • баклажан – баклажаны;
  • помидор – помидоры;
  • огурец – огурцы;
  • яблоко – яблоки;
  • груша – груши;
  • свекла – свёклы;
  • абрикос – абрикосы;
  • слива – сливы;
  • фрукт – фрукты;
  • овощ – овощи;

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. Один гранат, мое яблоко, много груш.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Из чего сделан салат? (предлог «из»).

— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)

— Куда сложим урожай? (предлог «в»)

— «Угощайся» — съешь ломтик яблока, груши.

— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).

— Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем. ).

— У меня есть, у меня нет. » (работа с картинками).

— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками. ).

3. Развитие психических функций

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация : зеленые овощи, красные, круглые, треугольные; крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие — маленькие.

4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:

— Узнай изображения по контуру.

— Что похоже на мышку? На мячик?

— Узнай изображения по трафарету.

— Что внутри? (Косточки, семечки).

— Как надолго сохранить овощи?

— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?

— Как надолго сохранить фрукты?

— Почему так называют: садовод, сухофрукты?

— овальные овощи — треугольные;

— сладкие фрукты — кислые фрукты;

— тропические фрукты — фрукты нашей страны.

7. Объясни значение выражений:

1 . Загадки-описания, сравнительно — описательные рассказы.

— Что можно приготовить из овощей?

Читайте также:  Процесс_приготовления_овощей_обработки_овощей

— Путь картошки от посадки до кастрюли.

— Кто и как ухаживает за садом?

— Путь яблочного семечка до яблока.

— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.

5. Развитие графических навыков

Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам и т.д.

6. Артикуляционный и дыхательный аппарат

(упражнение для развития артикуляционной моторики).

Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии ( счет «раз», «два»).

«Стручок лопнул» — движение нижней челюсти вперёд (на счёт «три»):

  1. без нажима языком на нижнюю челюсть;
  2. с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперёд.

«Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву». ( Широко открыть рот, удерживать под счёт до «пяти-шести». )

Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки» (надуваем щёки).

Лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки» (втягиваем щёки).

(упражнение для закрепления мышц языка)

Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты.

(Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.)

(Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.)

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.

(Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.)

Ровная дорожка (или грядка) в огороде.

(Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.)

Мы весной вскопали грядки

Пусть он вверх закрутится!

В лунках маленьких не густо

Разрасталась вширь и ввысь.

На высоких теплых грядках

— Нас теперь никто не тронет

Есть теперь у нас сноровка,

Вверх по прутикам влезать.

Источник

Лексические темы: «Овощи — огород», «Фрукты — сад».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Цель: закрепить навыки словоизменения, словообразования, связной речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цели. Образование мн.ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. Слова «картофель», «морковь», «лук», «чеснок», «капуста» — в ед. и мн. ч. они звучат одинаково.

2. Игра «Что делает –что делают?»

Цели. Употребление существительных ед. и мн. ч. в винительном падеже; употребление глаголов прошедшего времени.

Я нарисовал(а) – огурцы, цветы.

Что делал? Что делала? . Что делали ?

Сажают — . (сажал) (сажала) . (сажали)

Копают — . (копал) . (копала) . (копали)

Поливают -. (поливал) . (поливала) . (поливали)

Рыхлят — . (рыхлил) . (рыхлила) . (рыхлили)

Окучивают— . (окучивал) . (окучивала) . (окучивали)

Собирают — . (собирал) . (собирала) . (собирали)

Цели. Употребление существительных 2-го и 3-го склонений ед. и мн. ч. в родительном падеже; употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

В огороде собирали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет (огурцов). На грядке нет ни одного . (огурца).

Собрали кабачки. На грядке нет . (кабачков). На грядке нет ни одного . (кабачка).

Собрали помидоры. На грядке нет . (помидор). На грядке нет ни одного . (помидора).

Собрали морковь. На грядке нет . (моркови). Собрали фасоль. На грядке нет . (фасоли).

Сажает — . (сажал) Сажал — . (сажает)

Копает — . (копал) Копал — . (копает)

Читайте также:  Диета_овощи_кисломолочные_продукты

Поливает — . (поливал)
Поливал — . (поливает)

Растет — . (рос) Рос — . (растет)

Зреет — . (зрел) Зрел — . (зреет)

Цели. Употребление существительных ед. и мн.ч. в родительном падеже; уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.

Показать картинки яблок, груш, слив, вишни.

Мама купила фрукты, вымыла и положила в … (тарелку).

Мы их с удовольствием … (ели).

На тарелке не осталось ни одного. (яблока). Мы съели все. (яблоки).

На тарелке не осталось ни одной. (груши).

На тарелке не осталось ни одной . (сливы).

На тарелке не осталось ни одной . (вишни). Мы съели все . (вишни).

Перечислить, каких фруктов нет больше на тарелке.

— На тарелке нет больше яблок, груш, слив, вишен.

Апельсин — . (апельсинчик) Мандарин — . (мандаринчик)

Цели. Согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных.

Лимон (какой?) — . (желтый, сочный, кислый, . )

Апельсин (какой?) — . (оранжевый, сочный, сладкий, . )

Мандарин (какой?) — . (оранжевый, сочный, . )

Из винограда — . (виноградный)

Из абрикосов — . (абрикосовый)

Из апельсинов — . (апельсиновый

Цели. Употребление существительных 1-го склонения ед. и мн. ч. в родительном падеже; образование относительных прилагательных.

Собрали груши. На дереве нет ни одной . (груши). На деревьях нет . (груш).

Собрали, сливы. На дереве нет ни одной . (сливы). На деревьях нет. (слив).

Собрали черешню. На деревьях нет . (черешен).

Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с.

Проект «Техника декупаж в ходе изучения лексической темы «Овощи, фрукты» (старшая группа)
«Презентации, компьютерные игры по лексическим темам «Овощи», «Фрукты» «Осень» для детей старшего дошкольного возраста»

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Сценарий математической игры по лексической теме «Овощи, фрукты»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс.

Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты»

Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты». Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и .

Краткосрочный проект «Овощи и фрукты-полезные продукты» (лексические темы: «Овощи», «Фрукты» октябрь)

Краткосрочный проект «Овощи и фрукты-полезные продукты» (лексические темы: «Овощи», «Фрукты» октябрь).

Источник

Оцените статью