Лексическая тема «Овощи. Что растет на грядке»
Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Публикация «Лексическая тема „Овощи, Что растет на грядке“» размещена в разделах
Формирование навыков, взаимодействие, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Чудесный мешочек, резиновые овощи, развивающий тренажер «Разноцветные окошки» по количеству детей, простые карандаши.
Ход НОД
1. Дети проходят в кабинет (стоят)
Много овощей растет :
2. Ребята у меня есть чудесный мешочек, я предлагаю вам определить овощи на ощупь. Что ты нашел? Какой он (по цвету, по форме? (Называют и держат в руках) Молодцы! Вот сколько овощей собрали.
-А какой овощ мы можем выкопать?
-Какие овощи мы выдергиваем из земли?
) морковь, лук, репа, редиска, свекла.
-Какой овощ мы можем срезать?
Молодцы, ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы.
Игра «Тень или облик овощей»
-Девочки, что нарисовано на карточке?
-А как вы думаете, что тут лишнее?
) потому, что груша растет в саду.
А теперь возьмите простой карандаш и проведите линию от овоща к его тени.
Ребята, а если у вас нет огорода, куда мы можем пойти за овощами?
Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла».
-Какой суп можно сварить из этих овощей?
-Вы знаете из этих овощей можно сварить не только борщ, но и приготовить ценный и полезный сок.
-Какой сок можно приготовить из капусты?
Физминутка «В огород пойдем»
В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем, («копают»)
Срежем мы кочан капусты («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)
Дидактическая игра «Посади овощи» с использованием развивающего тренажера «Разноцветные окошки»
На ваших столах есть необычная грядка. Посмотрите на верхнюю грядку. Что вы здесь видите? (овощи). А теперь посмотрите на нижнюю грядку. Здесь все овощи и фрукты перепутались. Найдите каждому овощу пару и отметьте его цветным окошком. А теперь проверьте себя.
Ребята, подойдите, пожалуйста, к доске
Работа по картинке — загадке «Помоги Пете».
Логопед помещает на доску картинку-загадку.
Кто нарисован на картинке? Придумайте ему имя) Я предлагаю назвать его Петя.
— Вышел Петя в огород, а все овощи от него спрятались. Посмотрите внимательно на картинку и помогите Пете найти овощи.
Логопед определяет того, кто назвал и показал овощей больше всех.
-Вот какое интересное путешествие у на сегодня получилось.
— О чем мы сегодня с вами говорили?
— Что можно приготовить из овощей?
— Что вам запомнилось сегодня на занятии?
Фотоотчет «Что растет на нашей грядке?» Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат, Наша грядка — просто.
Интегрированное игровое логопедическое занятие «В гости к бабушке» (лексическая тема «Овощи и фрукты») Ход занятия. Логопед: Здравствуйте ребята! Ведь на улице у нас какое время года. (Осень). Правильно. А какие вы знаете признаки осени. Ребята,.
Конспект НОД по познавательному развитию «Что растет на грядке? Овощи» в первой младшей группе Тема недели: «Овощи» НОД (ознакомление с окружающим) «Что растет на грядке?» Задачи: 1. Побуждать детей обследовать предметы, выделяя их.
Конспект НОД «Федорино горе» по лексической теме «Посуда» Лексическая тема «Посуда». Конспект НОД «Федорино горе» Цель. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях,.
Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С]. Цели: Образовательные: Формировать семантическое поле слова САД, развитие смысловых связей слов. Упражнять в практическом изменении и.
«Понятия большой-маленький». НОД по ФЭМП в подготовительной группе (ЗПР). Тема лексическая «Овощи» Тема: Понятия большой — маленький. Цели: Учить детей сравнению нескольких предметов по величине способами приложения, наложения, определять.
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Что растет на грядке?» Актуальность Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается.
Рекомендации для родителей подготовительной группы по лексической теме «Что растет на грядке?» Лексическая тема «Что растет на грядке?» 1. «Сосчитай до шести» (с выделением окончания голосом) Один помидор, два помидора, три помидора,.
Источник
«Логопедическое занятие на лексическую тему «Овощи» с домашним заданием»
Цель занятия: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи».
Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
- Учить образовывать множественное число имен существительных.
- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать лексико-грамматический строй речи.
- Развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
- магнитная доска,
- картинки с изображениями овощей,
- сюжетная картинка «Огород»,
- мяч,
- зеркала.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:
Они разные бывают,
В огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мама добавляет!
Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.
Под землёй росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пёс Артошка:
— Гав-гав-гав – привет, …!
(картошка)
Сто одежек –
Все без застежек.
(капуста)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)
Логопед : Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?
Дети: огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).
Логопед: А вы знаете, что овощи растут в огороде на грядках (к доске прикрепляется картинка «Огород»).
Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста.
Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь. Какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. Овощи, которые растут на земле, срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле, выкапывают, выдёргивают.
1) Пальчиковая гимнастика
Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.
В нашем огороде
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
2) Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» – массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! – прижимаем ладони к щекам.
3) Игра «Назови ласково»
Логопед: Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:
Дети: огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.
Логопед: Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.
Дети: огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.
5) Физминутка «Сажаем огород»
Логопед: Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
6) Дидактическая игра «Собираем урожай»
Логопед: На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?
Срывают: (помидор, огурец),
Выдёргивают: (лук, морковь),
Срезают: (кабачок, капуста),
Выкапывают: (картофель).
Логопед: Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?
Дети: сок, суп, салат…
Логопед: Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?
Дети: Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор.
Салат: капуста, огурец, овощи.
Суп: помидор, картофель, овощи.
8) Дидактическая игра «Поваренок»
Логопед: Давайте приготовим угощение (суп или салат). Выбирайте нужные овощи для блюда, назовите их и объясните, как будете готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
9) Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.
Дети: Морковь растет под землей и т.д.
Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.
Логопед: Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.
— Молодцы, ребята, а гномик приготовил для вас сюрприз, принес вам волшебные листочки, на них вы найдете разные овощи!
Родителям рекомендуется:
рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель,
огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет. ).
1. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме).
огурец ‒ огурчик помидор ‒ помидорчик перец‒ перчик
лук‒ лучок горох‒ горошек морковь ‒морковка
2. «Чем мы наелись?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа)
Помидоры ‒ мы наелись помидорами Огурцы ‒ мы наелись огурцами
Перцы ‒ мы наелись перцами Баклажаны ‒ мы наелись баклажанами Бобы ‒ мы наелись бобами Кабачки ‒ мы наелись кабачками
3. «Скажи, какой? какая?» (подбор однородных прилагательных к существительным)
Тыква какая?– оранжевая, круглая, сладкая, большая, ароматная,…
Помидор какой? ‒ круглый, мягкий, сочный, кисло-сладкий, витаминный,…
Овощи какие? ‒ полезные, вкусные, сочные, спелые, разноцветные,…
4. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)
баклажан – нет баклажана картофель – нет картофеля луковица – нет луковицы
петрушка – нет петрушки огород – нет огорода земля – нет земли
грядка – нет грядки корень – нет корня стебель – нет стебля
5. «Что приготовим» (образование относительных прилагательных от существительных)
Из картошки ‒ картофельное пюре Из тыквы – каша тыквенная
Из огурцов – салат огуречный Из помидора – салат, сок томатный
Из моркови – сок морковный Из гороха – суп гороховый
Из кабачков – икра кабачковая Из чеснока – соус чесночный
6. Пересказ рассказа по наводящим вопросам.
Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку.
Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!
Какие овощи убирали с огородов?
У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? (Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте).
Источник