Ландшафтный дизайн японский сад камней

Настольный сад камней: 7 часто задаваемых вопросов

Альбина Рогова

Если вы давно мечтали освоить японский ландшафтный стиль, но ворочать массивные валуны и выравнивать центнеры песка на участке кажется непосильной задачей, попробуйте завести настольный сад камней. С ним гораздо меньше хлопот и масса преимуществ.

Что такое настольный мини-сад камней?

Это миниатюрная версия традиционного японского сада камней, умещающаяся в небольшом контейнере или подносе с невысокими бортиками. Ее легко перемещать и использовать в качестве настольного декора, особенно хорошо смотрится за круглым столом. Несмотря на скромные размеры, конструкция составляется по всем правилам традиционного японского сада камней, впервые описанного в древнем трактате «Сакутейки». Такой прием хорош смотрится на столе из слэба.

Факт! Японцы верили, что при неправильном выборе и размещении камней владельца сада постигнут неудачи.

В основе сада камней – философия дзен-буддизма и принципы ландшафтного стиля карэсансуй (в переводе с японского – «сухие горы и воды»). Он распространился в Японии в конце 12 века (период Муромати). Обязательные его атрибуты – камни, песок или гравий. Реже используются буддийские фигурки, растительные и водные объекты.

Зачем нужен японский мини-сад на столе?

Сад Дзен настольный – больше, чем просто оригинальный интерьерный аксессуар. Его называют «лекарством от стресса», «атрибутом для медитативных практик», «тренажером для развития концентрации и интеллекта».

Японский садик настольный – отличный релаксатор и идеальный подарок коллегам по работе, деловым партнерам и людям, деятельность которых связана с частыми нервными перегрузками.

  • Успокаивать нервную систему и снимать стресс. Уход за садом дзен предполагает выполнение однотипных повторяющихся действий (разгребание песка или гравия, перестановка камней). А это эффективный способ успокоить свой разум, снять напряжение, сосредоточиться на настоящем моменте и получить позитивный опыт.
  • Улучшать навыки медитации. Манипуляции с настольным садом камней сопоставимы с медитативной практикой. Маленький японский садик, который всегда под рукой, позволит медитировать в любой удобный момент, чтобы избавиться от негативных мыслей и обрести внутреннюю гармонию.
  • Развивать чувство красоты. Перестановка элементов сада дзен и изобретение новых ландшафтных композиций улучшают чувство эстетики и стиля, учат видеть скрытую красоту в самых обычных вещах, что может быть полезно в быту или на работе.
  • Раскрывать творческий потенциал. Занятия с дзен-садом хорошо стимулируют творческие навыки, учат смотреть на вещи с разных точек зрения, генерировать новые идеи, уменьшают нежелательные мысли во время художественной деятельности и учат решать проблемы.
  • Повышать концентрацию и самодисциплину. Медитативная практика и повторяющиеся движения в процессе ухода за мини-садом улучшают терпение, концентрацию, самоконтроль и помогают бороться с зависимостями.

Важно! Пустое песочное пространство в саду дзен символизирует жизнь, а камни – эмоциональные препятствия, гнев, желание и невежество.

Плюс ко всему японский сад камней настольный – причудливый декор, способный привнести в интерьер изысканной восточной эстетики и природных акцентов. Его можно разместить на любой широкой горизонтальной поверхности: подоконнике, полке, письменном или журнальном столиках.

Читайте также:  Гортензии розы в саду

Из каких элементов состоит настольный сад?

Японский сад настольный основан на главных принципах философии дзен: простоте, изысканности, асимметрии. Согласно учению, именно они обеспечивают мир и гармонию в доме, помогают восстанавливать баланс Инь и Ян, улучшают психическое здоровье. Поэтому садовая композиция не должна быть перегружена деталями, а стремиться к балансу и символичности.

Важно! В японском ландшафтном стиле приветствуются натуральные природные материалы (дерево, камни, песок, живые растения, вода), но в настольных версиях сада допустимо использовать искусственные предметы.

  • Контейнер (миска, поднос или ящик с крышкой),
  • Мелкий песок или гравий,
  • Необработанные природные камни.
  • Растения (бонсай, суккуленты, мох),
  • Фигурки Будды, животных и растений,
  • Архитектурные сооружения в традиционном японском стиле (домики, скамейки, пагоды, мосты, колодцы),
  • Округлые невысокие свечи,
  • Коряги,
  • Ароматические палочки,
  • Мини-фонтаны или чаши с водой.
  • Миниатюрные грабли,
  • Т-образные грабли без зубьев,
  • Мини-вилы,
  • Бамбуковые палочки,
  • Деревянная лопаточка,
  • Кисть на длинной рукоятке,
  • Штемпели для рисования на песке (в наборе бывают редко).

Камни в саду – главные герои. Это образы скал, символизирующие безмятежность и величие. По форме камни разделяются на:

Для мини-сада можно использовать самые разные камни с морского или речного берега, лежащие вдоль лесных троп. Их размеры и форма должны быть гармоничны общей композиции.

Совет! Для акцентов используйте декоративные цветные камни из стекла и пластика.

Источник

Японский сад камней: ландшафтный дизайн по-буддийски

Японский сад камней, или сухой сад, – это разновидность японского сада, в котором главными элементами ландшафта являются группа камней, а также песок или мелкая галька, которые выражают течение воды. В Японии такой сад называется 石庭 сэкитэй, или исинива, «сад камней». Ещё одно распространённое название для такого сада – 枯山水 карэсансуй «сухие горы и воды».

История и эволюция сухого сада

В V веке китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Древние даосские верования об островах, где обитают бессмертные, вдохновляли создателей садов в Японии (эти сады даже называли 島 сима «остров»). Типичный японский сад V–VIII веков обычно состоял из большого пруда, окружённого деревьями с пышной листвой. В центре пруда находился по крайней мере один островок, а иногда просто большой камень, напоминающий гору, что символизировало остров неувядающей молодости и вечной жизни.

Период Хэйан (794–1185 гг.)

Когда в 794 году столица Японии была перенесена в Хэйан-кё (современный Киото), художники и создатели садов начали отвлекаться от китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады были организованы таким образом, чтобы изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя пруд и островки оставались неотъемлемой частью японских садов в этот период, все остальные элементы были подобраны и организованы гораздо более тщательно. Например, постройки, окружающие сад, должны были быть соединены между собой длинными крытыми галереями. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, формы и цвета которых менялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбы в пруду считались частью композиции сада.

Читайте также:  Водоснабжение в саду зимой

Период Муромати (1336–1573 гг.)

Примерно в конце XI века каменные ландшафты стали создавать как часть обычных садов. Профессиональных ландшафтных дизайнеров сухих садов тогда называли 石立僧 иситатэсо: «монахи-садовники». В те времена буддизм играл крайне важную роль в садовом искусстве, поэтому неудивительно, что именно монахи отвечали за проектирование и создание садов. Бурное развитие и популярность сада камней пришлись на период Муромати, когда в Японии дзэн-буддизм серьёзно укрепил своё положение, и мастера садового искусства стали отдавать своё предпочтение идеям дзэн. Мусо Сосэки, великий дзэнский монах, считается отцом дзэнского садового искусства, который создал одни из самых старых садов камней и принёс популярность этой загадочной технике ландшафтного дизайна.

Если сады периода Хэйан отражали превратности жизни, то сады камней периода Муромати полностью отвергали временные явления и бессмысленные фасады материального мира. Садовники этого периода «оголяли» природу и создавали сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную суть жизни и природы. Изредка добавлялись небольшие вечнозелёные кустарники, но они не были центральным элементом сада.

Все сухие сады, появившиеся после периода Муромати, являются развивающейся частью его наследия. По сей день в Японии и разных странах продолжают появляться новые сады камней. Существует бесчисленное множество вариантов, порождённых воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров. Но тем не менее, сады камней, построенные в период Муромати, до сих пор почитаются как древние прототипы этого уникального искусства.

Философия сухого сада

Сухой сад предназначен не для прогулок, а для созерцания и размышлений о значении этого пространства. Сад – это не только горы, реки и природа, но и буддийский взгляд на мир и Вселенную. Погрузившись в эти мысли, можно прийти к философии дзэн-буддизма, которая ведёт к состоянию небытия. Привлекательность сухих садов заключается в том, что здесь можно провести время в тишине вдали от звуков и поразмышлять о себе и мире.

Например, камни отображают горы, деревья и животных. Песок символизирует течение воды или водопад, стекающий с горы. Однако в действительности камни – это просто камни, а песок – просто песок. Это в глубоком смысле отражает то, как мы, люди, наделяем окружающие нас вещи значениями и в процессе этого обманываем себя, становясь одержимыми ими. Размышляя над простотой сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы.

Для монахов дзэн сад камней является важнейшим местом, в котором они ежедневно практикуют медитации. Японское слово 庭 нива, которое сегодня означает «сад», в древности обозначало «ритуальное пространство». В дзэн-буддизме чтение священных писаний и молитв считается поверхностным занятием. Чтобы достичь просветления, человек должен пройти долгие периоды сидячей медитации, а также совершать физическую работу. В саду камней дзэнские монахи созерцают природу и ищут максимальную свободу разума. Истинная цель создания волн на песке с помощью граблей – это не создание чего-то эстетически привлекательного, а тренировка собственной мысли. Другими словами, это скрытая форма подвижной медитации. Бороздки песка разрушаются, когда идёт дождь или на поверхность приземляются птицы, поэтому монахам приходится регулярно переделывать этот рисунок.

Читайте также:  Ботанический сад ташкента часы работы

Основные элементы сада камней

Сухие сады – это, по сути, сады с прудами без воды. Поверхность сада засыпана песком или галькой, по которой с помощью граблей создаются волнистые узоры, имитирующие волны и течение воды. Камни в саду также представляют собой элементы, встречающиеся в обычных японских садах: островки, горы, деревья, мосты и даже животные. На первый взгляд кажется, что камни расположены хаотично, однако они размещены согласно правилам, основанным на идеях и концепциях дзэн-буддизма. Камни располагаются группами таким образом, чтобы созерцатель видел равное количество камней, находясь в любой точке сада.

Существует шесть стилей японского сада камней:

  1. Стиль хиранива (平庭 «плоский сад») – сад, сооружённый на плоском участке земли.
  2. Стиль дзюн хиранива (準平庭 «полуплоский сад») – сад на плоском участке с небольшой невысокой горой.
  3. Стиль цукияма (築山 «насыпной холм») – сад, расположенный на склонах, которые изображают водопады и ручьи.
  4. Стиль карэикэ (枯池 «сухой пруд») – сад, где камни располагаются таким образом, чтобы образовывать форму пруда.
  5. Стиль карэнагарэ (枯流れ «сухое течение») – сад, где с помощью гальки и песка изображается поток воды.
  6. Особый стиль – сад только с белым песком или сад, не подходящий под классификации, указанные выше.

Сад Рёан-дзи

Сухие сады камней расположены по всей Японии, но самым известным является сад храма Рёан-дзи в Киото. Сад Рёан-дзи, сооружённый в стиле хиранива, представляет собой прямую площадку с белым гравием и 15 камнями разных размеров. Его особенность заключается в том, что при наблюдении композиции абсолютно с любой точки один камень всегда будет скрыт другим: это означает, что все 15 камней одновременно увидеть невозможно. Считается, что пятнадцатый камень может увидеть тот, кто достиг просветления.

Сады камней можно увидеть не только в исторических японских храмах, но и в ботанических садах, парках и даже жилых домах по всему миру, где требуется немного спокойствия – не говоря уже о миниатюрных садах камней, которые можно собрать самостоятельно с помощью специальных наборов. Независимо от размера, цель сухого сада остаётся неизменной: позволить зрителю очистить свой разум и погрузиться в медитативное состояние расслабленной сосредоточенности.

Источник

Оцените статью