- Настольный сад камней: 7 часто задаваемых вопросов
- Что такое настольный мини-сад камней?
- Зачем нужен японский мини-сад на столе?
- Из каких элементов состоит настольный сад?
- Японский сад камней: ландшафтный дизайн по-буддийски
- История и эволюция сухого сада
- Философия сухого сада
- Основные элементы сада камней
- Сад Рёан-дзи
Настольный сад камней: 7 часто задаваемых вопросов
Если вы давно мечтали освоить японский ландшафтный стиль, но ворочать массивные валуны и выравнивать центнеры песка на участке кажется непосильной задачей, попробуйте завести настольный сад камней. С ним гораздо меньше хлопот и масса преимуществ.
Что такое настольный мини-сад камней?
Это миниатюрная версия традиционного японского сада камней, умещающаяся в небольшом контейнере или подносе с невысокими бортиками. Ее легко перемещать и использовать в качестве настольного декора, особенно хорошо смотрится за круглым столом. Несмотря на скромные размеры, конструкция составляется по всем правилам традиционного японского сада камней, впервые описанного в древнем трактате «Сакутейки». Такой прием хорош смотрится на столе из слэба.
Факт! Японцы верили, что при неправильном выборе и размещении камней владельца сада постигнут неудачи.
В основе сада камней – философия дзен-буддизма и принципы ландшафтного стиля карэсансуй (в переводе с японского – «сухие горы и воды»). Он распространился в Японии в конце 12 века (период Муромати). Обязательные его атрибуты – камни, песок или гравий. Реже используются буддийские фигурки, растительные и водные объекты.
Зачем нужен японский мини-сад на столе?
Сад Дзен настольный – больше, чем просто оригинальный интерьерный аксессуар. Его называют «лекарством от стресса», «атрибутом для медитативных практик», «тренажером для развития концентрации и интеллекта».
Японский садик настольный – отличный релаксатор и идеальный подарок коллегам по работе, деловым партнерам и людям, деятельность которых связана с частыми нервными перегрузками.
- Успокаивать нервную систему и снимать стресс. Уход за садом дзен предполагает выполнение однотипных повторяющихся действий (разгребание песка или гравия, перестановка камней). А это эффективный способ успокоить свой разум, снять напряжение, сосредоточиться на настоящем моменте и получить позитивный опыт.
- Улучшать навыки медитации. Манипуляции с настольным садом камней сопоставимы с медитативной практикой. Маленький японский садик, который всегда под рукой, позволит медитировать в любой удобный момент, чтобы избавиться от негативных мыслей и обрести внутреннюю гармонию.
- Развивать чувство красоты. Перестановка элементов сада дзен и изобретение новых ландшафтных композиций улучшают чувство эстетики и стиля, учат видеть скрытую красоту в самых обычных вещах, что может быть полезно в быту или на работе.
- Раскрывать творческий потенциал. Занятия с дзен-садом хорошо стимулируют творческие навыки, учат смотреть на вещи с разных точек зрения, генерировать новые идеи, уменьшают нежелательные мысли во время художественной деятельности и учат решать проблемы.
- Повышать концентрацию и самодисциплину. Медитативная практика и повторяющиеся движения в процессе ухода за мини-садом улучшают терпение, концентрацию, самоконтроль и помогают бороться с зависимостями.
Важно! Пустое песочное пространство в саду дзен символизирует жизнь, а камни – эмоциональные препятствия, гнев, желание и невежество.
Плюс ко всему японский сад камней настольный – причудливый декор, способный привнести в интерьер изысканной восточной эстетики и природных акцентов. Его можно разместить на любой широкой горизонтальной поверхности: подоконнике, полке, письменном или журнальном столиках.
Из каких элементов состоит настольный сад?
Японский сад настольный основан на главных принципах философии дзен: простоте, изысканности, асимметрии. Согласно учению, именно они обеспечивают мир и гармонию в доме, помогают восстанавливать баланс Инь и Ян, улучшают психическое здоровье. Поэтому садовая композиция не должна быть перегружена деталями, а стремиться к балансу и символичности.
Важно! В японском ландшафтном стиле приветствуются натуральные природные материалы (дерево, камни, песок, живые растения, вода), но в настольных версиях сада допустимо использовать искусственные предметы.
- Контейнер (миска, поднос или ящик с крышкой),
- Мелкий песок или гравий,
- Необработанные природные камни.
- Растения (бонсай, суккуленты, мох),
- Фигурки Будды, животных и растений,
- Архитектурные сооружения в традиционном японском стиле (домики, скамейки, пагоды, мосты, колодцы),
- Округлые невысокие свечи,
- Коряги,
- Ароматические палочки,
- Мини-фонтаны или чаши с водой.
- Миниатюрные грабли,
- Т-образные грабли без зубьев,
- Мини-вилы,
- Бамбуковые палочки,
- Деревянная лопаточка,
- Кисть на длинной рукоятке,
- Штемпели для рисования на песке (в наборе бывают редко).
Камни в саду – главные герои. Это образы скал, символизирующие безмятежность и величие. По форме камни разделяются на:
Для мини-сада можно использовать самые разные камни с морского или речного берега, лежащие вдоль лесных троп. Их размеры и форма должны быть гармоничны общей композиции.
Совет! Для акцентов используйте декоративные цветные камни из стекла и пластика.
Источник
Японский сад камней: ландшафтный дизайн по-буддийски
Японский сад камней, или сухой сад, – это разновидность японского сада, в котором главными элементами ландшафта являются группа камней, а также песок или мелкая галька, которые выражают течение воды. В Японии такой сад называется 石庭 сэкитэй, или исинива, «сад камней». Ещё одно распространённое название для такого сада – 枯山水 карэсансуй «сухие горы и воды».
История и эволюция сухого сада
В V веке китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Древние даосские верования об островах, где обитают бессмертные, вдохновляли создателей садов в Японии (эти сады даже называли 島 сима «остров»). Типичный японский сад V–VIII веков обычно состоял из большого пруда, окружённого деревьями с пышной листвой. В центре пруда находился по крайней мере один островок, а иногда просто большой камень, напоминающий гору, что символизировало остров неувядающей молодости и вечной жизни.
Период Хэйан (794–1185 гг.)
Когда в 794 году столица Японии была перенесена в Хэйан-кё (современный Киото), художники и создатели садов начали отвлекаться от китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады были организованы таким образом, чтобы изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя пруд и островки оставались неотъемлемой частью японских садов в этот период, все остальные элементы были подобраны и организованы гораздо более тщательно. Например, постройки, окружающие сад, должны были быть соединены между собой длинными крытыми галереями. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, формы и цвета которых менялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбы в пруду считались частью композиции сада.
Период Муромати (1336–1573 гг.)
Примерно в конце XI века каменные ландшафты стали создавать как часть обычных садов. Профессиональных ландшафтных дизайнеров сухих садов тогда называли 石立僧 иситатэсо: «монахи-садовники». В те времена буддизм играл крайне важную роль в садовом искусстве, поэтому неудивительно, что именно монахи отвечали за проектирование и создание садов. Бурное развитие и популярность сада камней пришлись на период Муромати, когда в Японии дзэн-буддизм серьёзно укрепил своё положение, и мастера садового искусства стали отдавать своё предпочтение идеям дзэн. Мусо Сосэки, великий дзэнский монах, считается отцом дзэнского садового искусства, который создал одни из самых старых садов камней и принёс популярность этой загадочной технике ландшафтного дизайна.
Если сады периода Хэйан отражали превратности жизни, то сады камней периода Муромати полностью отвергали временные явления и бессмысленные фасады материального мира. Садовники этого периода «оголяли» природу и создавали сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную суть жизни и природы. Изредка добавлялись небольшие вечнозелёные кустарники, но они не были центральным элементом сада.
Все сухие сады, появившиеся после периода Муромати, являются развивающейся частью его наследия. По сей день в Японии и разных странах продолжают появляться новые сады камней. Существует бесчисленное множество вариантов, порождённых воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров. Но тем не менее, сады камней, построенные в период Муромати, до сих пор почитаются как древние прототипы этого уникального искусства.
Философия сухого сада
Сухой сад предназначен не для прогулок, а для созерцания и размышлений о значении этого пространства. Сад – это не только горы, реки и природа, но и буддийский взгляд на мир и Вселенную. Погрузившись в эти мысли, можно прийти к философии дзэн-буддизма, которая ведёт к состоянию небытия. Привлекательность сухих садов заключается в том, что здесь можно провести время в тишине вдали от звуков и поразмышлять о себе и мире.
Например, камни отображают горы, деревья и животных. Песок символизирует течение воды или водопад, стекающий с горы. Однако в действительности камни – это просто камни, а песок – просто песок. Это в глубоком смысле отражает то, как мы, люди, наделяем окружающие нас вещи значениями и в процессе этого обманываем себя, становясь одержимыми ими. Размышляя над простотой сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы.
Для монахов дзэн сад камней является важнейшим местом, в котором они ежедневно практикуют медитации. Японское слово 庭 нива, которое сегодня означает «сад», в древности обозначало «ритуальное пространство». В дзэн-буддизме чтение священных писаний и молитв считается поверхностным занятием. Чтобы достичь просветления, человек должен пройти долгие периоды сидячей медитации, а также совершать физическую работу. В саду камней дзэнские монахи созерцают природу и ищут максимальную свободу разума. Истинная цель создания волн на песке с помощью граблей – это не создание чего-то эстетически привлекательного, а тренировка собственной мысли. Другими словами, это скрытая форма подвижной медитации. Бороздки песка разрушаются, когда идёт дождь или на поверхность приземляются птицы, поэтому монахам приходится регулярно переделывать этот рисунок.
Основные элементы сада камней
Сухие сады – это, по сути, сады с прудами без воды. Поверхность сада засыпана песком или галькой, по которой с помощью граблей создаются волнистые узоры, имитирующие волны и течение воды. Камни в саду также представляют собой элементы, встречающиеся в обычных японских садах: островки, горы, деревья, мосты и даже животные. На первый взгляд кажется, что камни расположены хаотично, однако они размещены согласно правилам, основанным на идеях и концепциях дзэн-буддизма. Камни располагаются группами таким образом, чтобы созерцатель видел равное количество камней, находясь в любой точке сада.
Существует шесть стилей японского сада камней:
- Стиль хиранива (平庭 «плоский сад») – сад, сооружённый на плоском участке земли.
- Стиль дзюн хиранива (準平庭 «полуплоский сад») – сад на плоском участке с небольшой невысокой горой.
- Стиль цукияма (築山 «насыпной холм») – сад, расположенный на склонах, которые изображают водопады и ручьи.
- Стиль карэикэ (枯池 «сухой пруд») – сад, где камни располагаются таким образом, чтобы образовывать форму пруда.
- Стиль карэнагарэ (枯流れ «сухое течение») – сад, где с помощью гальки и песка изображается поток воды.
- Особый стиль – сад только с белым песком или сад, не подходящий под классификации, указанные выше.
Сад Рёан-дзи
Сухие сады камней расположены по всей Японии, но самым известным является сад храма Рёан-дзи в Киото. Сад Рёан-дзи, сооружённый в стиле хиранива, представляет собой прямую площадку с белым гравием и 15 камнями разных размеров. Его особенность заключается в том, что при наблюдении композиции абсолютно с любой точки один камень всегда будет скрыт другим: это означает, что все 15 камней одновременно увидеть невозможно. Считается, что пятнадцатый камень может увидеть тот, кто достиг просветления.
Сады камней можно увидеть не только в исторических японских храмах, но и в ботанических садах, парках и даже жилых домах по всему миру, где требуется немного спокойствия – не говоря уже о миниатюрных садах камней, которые можно собрать самостоятельно с помощью специальных наборов. Независимо от размера, цель сухого сада остаётся неизменной: позволить зрителю очистить свой разум и погрузиться в медитативное состояние расслабленной сосредоточенности.
Источник