Ландшафтное искусство японии сады цубо

Ландшафтное искусство японии сады цубо

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
У. Блейк

Этот призыв замечательного английского поэта приобретает особую актуальность в наше время, когда человек всё дальше уходит от природы, замыкаясь в стенах городских квартир. Однако, вступив на этот путь, путь техногенной цивилизации, уводящий от природы, человек остаётся её детищем, и чем дальше он уходит от природы, тем сильнее тянет его к ней.

Столица ЭдоСтолица ХэйанСначала в пределах городищ, а затем – городов не было зелёных насаждений. Однако по мере урбанизации человеку стало не хватать их, и в городах появились частные, а затем и общественные сады. Если взглянуть на планы столиц – эпохи Хэйан (794 – 1185) и эпохи Эдо (2008 – 1867), то можно заметить, что площадь озеленения значительно увеличилась. И всё же, чего-то недоставало. Хотелось чего-то своего, уютного, укромного, скрытого от взгляда посторонних.

Теперь мало кто может позволить себе, да и вряд ли позволят ему, иметь частный сад в городе, по крайней мере, в мегаполисе. Поэтому всё чаще люди стали обращать взгляд на традиции создания небольших оазисов природы рядом со своими домами или даже внутри домов. Для одних это горшки на подоконнике, для других — растительные композиции в квартире, для третьих – создание композиций на небольших участках у входа в дом или под окнами квартиры.

Открытый сад цубоСад цубо в интерьереМноговековой опыт в создании подобных садиков имеет Япония с её особым отношением к природе, ограниченной обжитой территорией и проблемами урбанизации. В Японии такие садики называются цубо. Цубо находится внутри жилища, тем не менее он может быть как под открытым небом, так и под крышей, что связано с некоторой спецификой традиционного японского жилого дома. Это маленький, тесный садик, но он придаёт жизни неожиданное разнообразие. Опыт создания этих садов, а они называются именно так, несмотря на свои минимальные размеры, может послужить прекрасным материалом для озеленения интерьера и небольших участков у дома.

Однако чтобы создать истинное произведение искусства, а мы говорим именно об этом, не достаточно ограничиться поверхностным подходом к вопросу. Существует некий унаследованный образ цубо, ощутив который, перестаёшь воспринимать его просто как мини-садик.

Цубо в обиходном значении этого слова — единица измерения площади, равная 3,3 кв.м. Это не значит, что площадь сада цубо должна быть именно такой. Она может быть и больше, и даже меньше. Это слово взято для того, чтобы подчеркнуть малые размеры сада. Но почему именно цубо? Ведь есть и другие единицы измерения площади, даже более мелкие. Дело в том, что слово цубо многозначно, и при упоминании о нём у человека, погрузившегося в тему, возникают ассоциации, зачастую весьма далёкие от садов.

Кирицубо

Слово «цубо» вошло в садовый лексикон ещё в эпоху Хэйан. Тогда сад в замкнутом пространстве внутреннего дворика с растущей там павлонией называли «кирицубо» (кири – павлония), а с глицинией – «фудзицубо». Такие сады стали называть «цубо», потому что кроме единицы площади оно означает некое вместилище, замкнутое пространство. Это было укромное местечко, доступное только своим.

Читайте также:  Белые росы сады электричка

К эпохе Эдо в результате роста городского населения и увеличения плотности застройки улицы превратились в узкие проходы между двух стен стоящих вплотную друг к другу домов. Такие ряды домов японцы называли «постели для угрей». Другими словами, несмотря на относительное увеличение озеленённых территорий, появились города с плохим отношением площади застройки ко всей территории строительства, с небольшим свободным пространством. Из-за глубины улочек, образуемых фасадами, солнечный свет часто не доходил до внутренней части построек. Пришлось думать о том, как осветить столь тесные участки. Плодом этих поисков и явились открытые сады, размещённые во внутренних двориках.

Поначалу это были просто пустые дворики, засыпанные гравием и выполнявшие чисто утилитарные функции – освещение и проветривание. Впрочем, говорить здесь о только утилитарных функциях не совсем точно. У японцев несколько иное отношение к пустому пространству, чем у людей европейской культуры. Если последним при виде незаполненного пространства, как правило, тут же хочется чем-нибудь его заполнить, то японцы относятся к нему гораздо спокойнее. Более того, незаполненное пространство наполнено для них глубоким смыслом. Достаточно сказать, что японские сады берут своё начало от «сйки» — ритуальных площадок, на которых, согласно синтоистским верованиям, обитала божество. Это были пустые пространства, засыпанные гравием или песком. С приходом буддизма такое восприятие пространства окрасилось в тона «шуньявады» — учения о пустоте. Но вернёмся к цубо.

КолодецВсе дома в старых японских городах были деревянными, и нередко там вспыхивали пожары. Поэтому естественно, что людям хотелось иметь под рукой воду. Внутренний дворик был неплохим местом для этого. Фонарь_тёдзубати_тобиисиТам, где было возможно, копали колодцы, где нет – ставили резервуары с водой. Когда улучшилось водоснабжение городов, и появились пожарные команды, место резервуаров стали занимать сосуды для омовения — тёдзубати, служившие скорее декоративным, чем утилитарным целям. Вслед за тёдзубати во внутреннем дворике появился его верный спутник – каменный фонарь, а также дополнявшие их тобииси – «взлетающие камни», исполнявшие роль дорожек. Таким образом, цубо превратился в настоящий маленький сад с «тремя драгоценностями» — тёдзубати, фонарём и тобииси, и двумя непременными элементами – камнем и водой в том или ином виде, символизирующими Инь – Ян. Драгоценности со временем стали не обязательными, но камень и вода до сих пор успешно отстаивают свои права на существование.

Цубо, несмотря на всю свою малость, настоящий сад, и в нём соблюдаются основные принципы садового искусства Японии:

1. Наличие двух элементов – камня и воды, символизирующих Инь – Ян.

2. Следование естественности.

3. Асимметричность композиции.

а) ни один из объектов не может повторять форму, цвет, позицию другого;

б) ни одна из воображаемых линий, которая могла бы соединить объекты сада, не может быть такой же длины, как другая;

в) ни одна из двух воображаемых линий, соединяющих объекты, не может быть параллельной;

Читайте также:  Зимний сад система полива

4. Наличие открытого пространства.

5. Минимализм – максимум выразительности при минимуме средств.

6. Спокойная цветовая гамма.

7. Сдержанное применение травянистых цветов.

Это относится как к садам в открытом грунте, так и к расположенным внутри помещения. Проблемы возникают только с наличием свободного пространства, которого в цубо итак немного. Да и с естественностью в современных садах всё не так просто. Рассмотрим для примера несколько современных садов цубо, в каждом из которых наиболее выражен тот или иной принцип его создания.

Наличие двух элементов – камня и воды, символизирующих Инь – Ян

Следование естественности

Асимметричность композиции

Наличие открытого пространства

Спокойная цветовая гамма

Сдержанное применение травянистых цветов

Сад цубо является микрокосмом – маленькой вселенной, созданной на тесном пространстве. Порой в этой вселенной можно разместить только некое подобие сада с небольшим количеством растений или совсем без них, но японцы создали искусство, позволяющее ощутить «Огромный мир – в зерне песка». Маленький цубо представляется воплощением и философии жизни, и находчивости людей, живущих в городских домах в единении с природой.

Текст: Зайцев Александр Борисович (takedo)

Источник

Такие разные японские сады

Существует четыре типа сада в восточном стиле. Устраивая подобный сад у себя на участке, мы, обычно, устраиваем смешение двух или нескольких разновидностей.

Сад камней. Это своеобразная миниатюрная копия островов бессмертных в Восточно-Китайском море (основной остров которого — Хорай). Китайцы стремились создавать эти копии островов на своих участках. Изначально такой сад представлял собой небольшие островки посреди водоемов, позже воду поменяли на песок, а садовыми инструментами на него наносился рисунок, обозначавший морские волны. Камни представляли собой острова бессмертных, а немного позже и различные фигуры священных животных. Камень также мог быть символом чего-либо или кого-либо (Будды, например). Глаз европейца уловит лишь красоту и совершенство видимого, глубинный смысл такого сада дано понять только тому, кто знаком с древним символизмом Востока. В наши дни при устройстве сада камней больше ценят его эстетические качества. Ведь сад камней представляет собой не только камни с песком и (или) гравием. В нем могут расти деревья, кустарники и многолетние садовые растения, а также могут быть тропинки, дорожки, водоемы и другие элементы.

Японский сад

Существует пять принципов для сада камней.

1.Камни как объект поклонения. В Японии для них отводится особенная роль. В этой стране он одухотворяется, превращается в объект поклонения и веры. Там умеют также наслаждаться и получать эстетическое удовольствие от его естественной, природной красоты.

  1. Выбор самих камней. При отборе камней учитывается все: форма, облик, цвет и даже наличие или отсутствие блеска, вкрапления, его твердость и сила.
  2. Расстановка камней. Имеется в виду место (куда и где) и способ (как именно) расстановки камней.
  3. Какое количество камней выбрать. Предпочтительно нечетное число камней, они могут быть поделены на группы.
  4. Как расположить камни. Здесь есть и приемы создания композиции, и правила, и принципы запрещенного расположения камней.

Сад деревьев. Это природный и просторный сад. Его основной принцип – не создавать того, чего не существует в естественной природе. Наверно, такой сад для японцев – это их своеобразная затаенная грусть по прошлой жизни среди обширных лесов. В Японии любят не только маленькие, миниатюрные садики, но и сады, в которых ощущается буйная жизненная энергия растений, круговорот их изменений, простор для взгляда и полета души. Именно в таких садах лучше всего отдыхать и снимать напряжение от городской суеты. В этих садах вечнозеленые виды сочетаются с растениями, которые теряют свою листву и оголяют на зиму свои ветви. Это позволяет наблюдать смену времен года, различных красок и этапов в развитии растений. Когда создают сад деревьев, соблюдают практически те же правила, что и при создании обычных садов.

Читайте также:  Квартиры метро ботанический сад вторичка

Японский сад

Сад чайной церемонии представлял собой дорогу (путь) к чайному дому. Этот тип сада возник как организация пространства и территории вокруг чайного павильона. В сегодняшнем мире из-за ограниченности в пространстве и достаточно высокой стоимости все труднее устраивать чайные церемонии с обязательным организованным пространством вокруг чайного павильона. Ведь по классическим канонам такой сад должен состоять из двух частей с разным контрастным дизайнерским решением (например, роща и равнина). Обязательны ворота, разделяющие две части сада, внешнюю и внутреннюю. По пути в чайный домик гости могут оценить всю прелесть сада, успокоиться и отключиться от мирских забот и дел. Создание особой атмосферы умиротворенности и покоя – суть этого сада, и видимо, самой чайной церемонии. Особо важными и неотъемлемыми деталями этого сада еще являются цукубаи, тобииси, скамейки, фонари, колодец и туалет.

Японский сад

Сад цубо. Это использование маленького пространства и размещение сада среди жилых построек и (или) прямо в доме. Это самый маленький японский сад, полностью присущий жизни в городе. Почему «цубо»? Потому что цубо – это мера 3.3 м.кв, показывающая, сколь малое место отводится для такого сада в уплотненных городских застройках. Действительные размеры садика появляются по факту, из уже имеющихся в наличии квадратных метров, главное, чтобы их было не меньше 3.3 м.кв. Появление такого садика – это отражение жизненной философии японцев, и их находчивость жить в неразрывной гармонии с природой даже в городе. К этому типу сада предъявляются особые требования. Гармония всех элементов такого садика должна быть идеальной с общей обстановкой жилища. Функциональная нагрузка у этого типа сада достаточно сложная. Сад исполняет роль вентиляционного помещения для комнат, которые на него выходят, и увеличивает степень их освещения.

Японский сад

К этому типу сада предъявляются особые требования. Гармония всех элементов такого садика должна быть идеальной с общей обстановкой жилища. Для такого маленького пространства решение должно быть более лаконичным, а подбор материалов и элементов более строгим. Ведь все достоинства, также как и недостатки такого садика будут видны как на ладони. На таком маленьком закрытом пространстве сада необходимо особо продумать систему дренажа, материал и способ покрытия, а также выбор растений.

Источник

Оцените статью