Статьи
Я хочу поделиться соображением, пришедшим мне в голову в последнее время. Это версия подхода к анализу нынешних течений в ландшафтной сфере, которую можно попытаться применить и в некоторых других, примыкающих и сходных областях.
Я думаю, что специалисты, пришедшие в ландшафтную сферу из чистоархитектурно-дизайнерской среды, в силу особенностей своего профессионального формирования в глубине души недолюбливают подвижные материалы.
Одна добрая и умная женщина родила ребенка и сказала ему: «Ну вот, я тебя родила, ты готовый человек, что ж теперь, ступай, пожалуй, займись чем-нибудь полезным. Вместо того, чтобы тут попусту пищать». Было ли это на самом деле? Нет, не было.
Когда мы рассматриваем сады в реальности или в картинках, мы оцениваем их как «хорошие» и «плохие», «лучшие» и «худшие». Общая оценка делается скорее интуитивно, но, будучи поставлена, требует обоснования. Попытки рационально.
Типичное движение крупной идеи в обществе, на мой взгляд, выглядит так: — Резкий взлет, рождение, мгновенное событие в единственном конкретном мозге. — Возникновение идеологии, нового языка и базового текста в очень узком кругу единомыш.
Если мы любим сад, то, за редчайшим исключением, мы любим его в многообразии компонентов – многообразии растений в первую очередь. Три сорта кустарника, высаженные изящным завитком – радость пижона-дизайнера – могут произвести.
Сад – дело, которое не дает «отдохнуть» круглый год. Теперь середина зимы и нет возможности взяться за грабли, лейку и садовые ножницы. Однако, кроме лопаты для уборки снега у нас есть бумага и карандаш, а так же (как мы жили раньше?).
Однажды меня попросили показать схемы регулярного и свободного решений в ландшафтном проектировании. Не примеры, а именно две принципиальные схемы, для того, чтобы их скопировать и спокойно работать «ландшафтным дизайнером».
Достаточно неожиданно для себя я, видимо, понял (почувствовал) то, что теперь мне кажется очевидным, то, что «все», возможно, знают уже давно и поэтому не описывают, или описывают, но я нигде никогда не читал и не слышал, или может.
Ворота – предмет сам по себе склонный становится метафорой. А о понятии «сад» и говорить нечего – «сад» всегда перегружен смыслами. Однажды я увидел ворота коллективного сада с надписью «коллективный сад 60 лет Октября». (Может быть и 50 .
Настоящему дизайнеру, знающему композицию и колористику, не составит труда подобрать наиболее эффектную форму и подходящий цвет бороды для конкретного лица. Не правда ли? Даже если это лицо женское? Как построить декоративную р.
Проблема рождает решение. Это всем понятно, но часто забывается. Статью в декабрьский номер «Магии уюта» написать не просто. Она должна быть особенной. Дело в том, что снег декабря — это совсем не снег февраля, который мы под свист.
Когда я учился в школе, в нашем мире стали появляться фломастеры. В конце семидесятых годов двадцатого века я был внимательным и думающим мальчиком. И теперь хорошо помню свои впечатления. По началу фломастеры были редкостью.
Взгляд человека начинающего знакомство с ландшафтным искусством сильно отличается от опытного взгляда. С каким растительным материалом мы работаем, создавая сад? Казалось бы с одним и тем же, независимо от нашей «развитости». С.
На визитной карточке одной студентки архитектурной академии (третий или четвертый курс) я увидел примерно следующее: архитектурное проектирование, дизайн интерьеров, дизайн мебели, ландшафтный дизайн, веб-дизайн, дизайн рекламы.
Специалисты, давно работающие в ландшафтной отрасли, в неформальных разговорах на профессиональные темы часто говорят: «…Ну… сами понимаете…». Такое у меня есть наблюдение.
Создатель сада принимает решения. Это очень длинный ряд решений, от самых значительных, последствия которых принципиальны и условно необратимы, они формируют весь дальнейший «сектор возможностей», до частных, дающих.
Нам, садовым энтузиастам, трудно устоять перед желанием иметь множество разнообразных сортов роз. Но прежде чем приобрести новое растение, задумаемся над тем, какое место в саду оно займет. Возможны два пути. Первый — создание.
«Мы смотрели телевизор, а за окнами шел снег…» — это фраза из песни Юрия Визбора. Зима началась. В этом году она нас порадовала — началась вовремя хорошими снегопадами. Мы завершили посадки растений, постарались сгрести опавшие л.
Если в ясный выходной день, особенно весной, мы проедем на автомобиле или велосипеде по окрестностям нашего города (например, по старому московскому тракту), то увидим многочисленные компании выбравшихся на пикники горожан. Все лю.
Обилие публикаций, затрагивающих тему камня в обжитом ландшафте, побуждает автора начать свое сообщение с подобия оправдания его появления. Не приходится удивляться тому, что в каждом из встреченных источников мы находим слова, в ка .
Источник статьи: http://sergeevi.ru/articles
Усложненный розарий. Принципы компоновки растений в миксбордере.
Ирина Сергеева
Александр Сергеев
Нам, садовым энтузиастам, трудно устоять перед желанием иметь множество разнообразных сортов роз. Но прежде чем приобрести новое растение, задумаемся над тем, какое место в саду оно займет.
Возможны два пути. Первый — создание традиционного розария, где понравившиеся сорта посажены по принципу цветника-коллекции.
Преимущество такой посадки в простоте ухода. Агротехнические мероприятия — полив, подкормки, обрезку, особенно укрытие на зиму в этом случае проводить легче, ведь все розы имеют сходные требования к условиям произрастания. Кроме того, к каждому растению в розарии легко подойти, они посажены свободно, здесь нет разрастающихся, разваливающихся травянистых многолетников.
Однако будьте готовы к тому, что декоративность такого цветника проявится лишь с середины лета. К тому же может выясниться, что оттенки цветков некоторых сортов, оказавшись рядом, выглядят не гармонично (например, желто-оранжевый и розовый).
Довольно сложен, но зато более продуктивен второй путь, когда в композицию включены другие древесные и травянистые растения. Одни являются удачным фоном для роз, другие поддерживают декоративность цветника в весеннее время, третьи, так называемые «компаньоны роз», дополняют цветовую картину, позволяют сделать композицию более живописной.
Какие это растения?
Миниатюрные хвойные и низкорослые лиственные кустарники (сорта спиреи японской, сорта барбариса Тунберга, кизильники). Сочетание роз с этими растениями очень эффектно. Это хороший, достаточно простой в исполнении прием для фасадных участков.
Луковичные (нарциссы, тюльпаны, пушкинии, хионодоксы). Именно они добавляют красок в весенний цветник.
Почвопокровники (шиловидные флоксы, арабисы, очитки, тимьяны). Будучи вечнозелеными, эти растения дают плотный зеленый фон, а так же обширные цветовые пятна, периодически возникающие в цветнике.
Корневищные многолетники. Это и декоративно-лиственные травянистые многолетники (особенно различные гейхеры, баданы, герани), и растения с мелкими цветками, собранными в колосовидные или щитковидные соцветия (вероника, наперстянка, таволга).
Летники. Хороши рядом с розами виды и сорта с некрупными цветками (алиссум, мелкоцветковые петунии), с колосовидными соцветиями (львиный зев).
Все эти растения достаточно известны, но способы их совместной посадки, взаимное расположение в цветниках могут вызывать затруднения. Успех таких композиций полностью зависит от умения подобрать и сгруппировать растения. В литературе можно найти готовые детализированные схемы миксбордеров, в том числе с использованием роз. Но ограничиваться типовым решением не стоит. Каждый сад уникален, поэтому, даже применяя в нем заимствованную схему, придется поработать над её адаптацией. Необходимо научиться ориентироваться на конкретную высоту и форму куста, на размер и форму отдельного бутона, цветка, соцветия, наконец, на специфичную окраску листвы, лепестков, стеблей. Вероятно, будет полезным обсудить некоторые общие вопросы составления растительных композиций, понять, из чего складывается «хороший цветник».
Первый шаг: тщательный подбор ассортимента.
Цветник (так для простоты мы будем называть самые разнообразные композиции) — это не только биологическое сообщество, но и художественное произведение. Конечно, мы составляем его из растений, как биологи, но при этом как художники работаем с объемом, линией и цветом. Поэтому, с одной стороны, нужно знать каждое растение в цветнике: его отношение к освещенности, потребность в воде, предпочтительные почвы, нужно представлять, насколько активно оно разрастается, как оно будет выглядеть через месяц, через год, через пять лет. Без этого любая самая эффектная композиция не жизнеспособна.
С другой стороны, необходимо научиться разбираться в обилии растительных форм, видеть, выделять различные декоративные признаки растения. Именно этими признаками мы пользуемся, как «красками» и «формами», рисуя картину сада.
Для оценки декоративных качеств, предлагаем простую схему:
- Общий облик растения: высота и общая форма.
- Листья: размер, форма, цвет
- Цветки: размер, форма, цвет
Помните, однако, что растительный материал очень изменчив. Одно и то же растение в течение сезона «весна-осень» может выглядеть совершенно по-разному. Поэтому для мало знакомых растений такой анализ можно провести для каждого месяца.
Разберемся в основных признаках.
По высоте растения условно можно разделить на высокорослые (выше 100 см), среднерослые (от 40 до 100 см) и низкорослые (до 40 см).
Растения в цветнике не должны загораживать друг друга. Из этого, однако, не следует, что все они размещаются шеренгами с переходом от низких растений на переднем плане к высоким на заднем плане. Выдвиньте часть среднерослых растений вперед, и ваш цветник приобретет больший объем.
Каждое растение имеет определенную общую форму, связанную с типом роста. Удобно выделить одностебельчатую форму (к примеру, все луковичные), зарослевую форму (флокс метельчатый, золотарник), кустовую (люпин, дельфиниум, пион, аквилегия), подушковидную (перистые гвоздики, арабисы), ковровую (барвинок, вербейник монетчатый).
Растения зарослевой формы размещайте большими группами, лучше на заднем плане цветника, так как они часто имеют оголяющиеся снизу побеги. Кустовые формы хороши в любой части цветника. Ковровые и подушковидные растения посадите на стыке цветника с мощением — они, разрастаясь, выползут на прилегающие площадки, дорожки.
Имейте в виду, что корневищные многолетники набирают высоту и объем только к середине лета и весной цветник выглядит плоским. С проблемой помогут справиться древесные кустарники. Используйте их и на заднем плане цветника (чубушник, сортовые сирени, пузыреплодники), и на переднем плане (группы из низкорослых сортов спирей). Древесные растения, присутствуя в цветнике постоянно, помогают формировать структуру цветника, создавать его «скелет».
Хорошие результаты дает умелая работа с листвой растений. Размер листа влияет на оценку растения как «плотного» или «рыхлого»: мельче лист — плотнее куст.
Массивы мелких и крупных листьев воспринимаются по-разному (сравните ковер из барвинка и бадана).
Огромно разнообразие форм листа. Округлые листья бруннеры, линейные листья ирисов и лилейников, перистые листья астильб, орнаментальные листья бузульников — вот лишь некоторые примеры. Подберите интересные сочетания листвы, и ваш цветник будет декоративен не только в период цветения.
Цвет листвы — еще одна важная характеристика. Питомники предлагают большой ассортимент пестролистных, золотистых, пурпурных, голубоватых форм. На их сочетании можно строить очень выразительные композиции.
Без цветущих растений невозможно представить наш сад. Именно они чаще всего обеспечивают сезонную пиковую декоративность композиций.
Разнообразие цветков представляет безграничные возможности для экспериментов с цветом. Подбирая растения важно помнить, что сроки цветения ограничены и привязаны к определенному периоду.
Осознайте, что размер и форма цветка влияют на восприятие цвета. Растения с мелкими цветками (мыльнянки, перистые гвоздики, герани) высаживайте большими пятнами. Их можно размещать и рядом с крупноцветковыми растениями (в частности с розами), подобрав по тону цветка, и отдельными массивами которые хорошо видны с большого расстояния.
Растения с цветками изысканных, выразительных форм (ирисы, лилии) располагайте небольшими группами, поближе к «зрителю».
Используйте разнообразие соцветий. Метелки, колоски, початки дают дополнительные вертикали. Щитки, «ромашки» — массу горизонтальных поверхностей, которые зрительно объединяются между собой. Чтобы добиться максимального эффекта, растения с такими соцветиями собирайте в достаточно большие группы. Напротив, растения с архитектурными соцветиями (некоторые зонтичные) высаживайте одиночно, обособлено, чтобы подчеркнуть красоту линии.
Конечно, ассортимент растений зависит от стиля сада, от места расположения будущего цветника.
Композиции на фасаде дома призваны создавать первое впечатление. Это так называемые цветники «на проходе». Они не предназначены для разглядывания. Поэтому здесь уместны ясные, броские формы, без подробной проработки: это хвойные растения, декоративно-лиственные кустарники, ландшафтные розы.
В колористике таких цветников очень важно учесть цвет стен дома — на входных участках доминирует именно он, а не цвет зелени, как во внутренних зонах. На фоне белых или светлых стен высаживайте сорта с яркими цветками, если стены из кирпича, темного дерева используйте пастельные оттенки. В любом случае зеленые массивы (хвоя или листва) уравновесят общую картину. Неожиданные проблемы могут создать прилегающие площадки и дорожки, замощенные цветной плиткой. Помните об этом на этапе благоустройства и, выбирая материалы, по возможности, отдавайте предпочтение нейтральным цветам.
В зоне отдыха, во внутреннем дворике, около беседки разместите любимые растения, которые можно подолгу разглядывать, которые цветут, сменяя друг друга, которые хорошо заметны в сумерках (белый, желтый, оранжевый цвета).
Посадите здесь сирень и чубушник, кустарниковые, плетистые, а возможно и чайно-гибридные розы, лилии и флоксы, колокольчики и тысячелистники.
Впрочем, цветник в этой зоне может иметь совсем другой облик — все зависит от ваших предпочтений. Используйте инертный материал — крупные валуны, декоративный гравий, из растений — цветные стелющиеся формы хвойников, почвопокровные розы с множеством мелких цветков, яркие барбарисы и спиреи, разнообразные живучки, гейхеры, тиареллы, очитки.
Очень важная тема — пропорциональность цветников. Во-первых, лучше запланируйте один крупный цветник, чем несколько небольших. Особенно если рядом дом значительных размеров. Во-вторых, не допускайте «мельчения» и внутри цветника. Многие растения проявляют свои декоративные качества лишь в массе. Высаживайте их большими пятнами, куртинами. Помните — хороший цветник можно сделать только из достаточного количества посадочного материала.
Подобрав ассортимент, сосредоточимся на компоновке растений. Напомним, что работа должна вестись не с конкретными растительными экземплярами, а с декоративными качествами растений.
Все многообразие сочетаний можно разделить на три группы — контраст (отношение резко различных признаков), нюанс (отношение близких признаков) и совпадение.
Если хотя бы один из признаков выступает в контрастном отношении, композиция обязательно будет выразительной. Совпадение одного из признаков подчеркивает контраст или нюанс в отношениях других признаков.
Разберем эту закономерность на конкретных примерах. Обратимся к рисункам. Отметим, что здесь мы иллюстрируем обсуждаемые сочетания, а не предлагаем примеры маленьких цветников.
Пользуясь этими ориентирами можно создавать любые композиции.
Собрав желаемый ассортимент роз, начните строить цветник со структурных растений, обладающих длительной декоративностью. Лишь после этого расположите массивы из розовых кустов. К ним подберите группы дополняющих растений. И так, шаг за шагом, анализируя сочетания признаков, совершенствуйте Ваш цветник.
Насыщенный цвет листьев кислицы как бы усиливает оттенок верхушечных листьев спиреи японской сорта Меджик Карпет. Этот прием (так называемый эффект «эха») придает выразительность любой композиции. | Рядом с пионом молочноцветковым посажен ясенец белый. Его мелкие цветки, подобранные «в тон», выразительно оттеняют крупные, несколько тяжеловесные цветки пиона. | Растения с мелкими цветками лучше собирать в большие группы – только тогда создается эффект цветового пятна. Флокс шиловидный словно «разлит» в цветнике с конца мая до конца июня. Используя различные сорта, можно добиться живописных сочетаний. |
Щитковидные соцветия тысячелистника войлочного, появляющиеся в середине июня, лучше всего выглядят в массиве. Обязательно срежьте цветоносы в конце цветения, тогда в августе оно повторится почти с той же силой. | Цветки купальницы Лидебура Голден Квин и соцветия вероники колосковой контрастны как по цвету, так и по форме. Обратите внимание: только этот вид купальницы цветет одновременно с вероникой в конце июня – июле. | Чабрец обыкновенный, котовник Фассена, вероника колосковая имеют сходный тип соцветия и близкие по тону цветки. Они выгодно оттеняют пышное цветение кустовых роз (белая Alba Meillandecor, малиново-красная Rody, розовая Gartentraume). |
Площадь этого розария составляет около 100 кв.метров. Декоративно-лиственные и хвойные растения в нем – это и структура, и цветовая среда. |
Усложненный розарий остается декоративным до глубокой осени, даже если цветение роз в нем ослабевает. Дополнительные древесные и почвопокровные травянистые растения продолжают «держать» всю композицию. |
Ирис болотный (1) и астильба Арендса (2) Контраст по форме листа (мечевидные листья ириса – перистые листья астильбы). Нюанс по цвету листа (ярко-зеленый лист ириса и темно-зеленый лист астильбы). Бузульник зубчатый (3) и бадан толстолистный (4) Контраст по общей форме (кустовая форма бузульника – ковровая форма бадана). Контраст по форме листа (орнаментальный лист бузульника – округлый лист бадана). Совпадение по цвету листа (зеленый лист бадана бузульника). | |
Копытень европейский (1) и астильба японская (2) Контраст по общей форме (ковровая форма копытня – кустовая форма астильбы). Контраст по форме листа (округлый лист копытня – перистый лист астильбы). Совпадение по цвету листа (темно-зеленый лист копытня и астильбы). | |
Кошачья лапка двудомная Альба (1) и живучка ползучая Шоколад Чип (2) Совпадение по общей форме (ковровая форма живучки и кошачьей лапки). Совпадение по форме листа (узкоовальный лист живучки и кошачьей лапки). Нюанс по размеру листа (мелкий лист живучки – очень мелкий кошачьей лапки). Контраст по цвету листа (фиолетово-зеленый лист живучки – серебристый лист кошачьей лапки). | |
Колокольчик скученный (1) и энотера четырехугольная (2) Контраст по форме соцветий (плотные цветки колокольчика, расположенные ярусами, образующие рыхлый початок – широко открытые округлые цветки энотеры). Контраст по цвету цветков (синие цветки колокольчика – желтые цветки энотеры). | |
Эхинацея пурпурная (1) и дербенник иволистный (2) Контраст по форме соцветий (ромашки эхинацеи – свечки дербенника). Нюанс по цвету цветков (розово-лиловые лепестки эхинацеи – темно-пурпурная «серединка» эхинацеи – ярко-розовый дербенник). |
Статья проиллюстрирована фотографиями авторских работ Ирины и Александра Сергеевых
Рисунки Александра Сергеева
Источник статьи: http://sergeevi.ru/articles/uslojnennyiy_rozariy