Ландшафт у православного храма

Ландшафты как эстетическая основа объектов православной церкви

Как показали проведенные исследования (анализ 300 монастырских территорий Европейской части России) это достижимо за счет следующих свойств рельефа и ландшафта: а) 80 % монастырей расположено на реках (в том числе и устьях), 12% – расположено у озер, 6,7 %– болот, 1,3 % – у моря. 14 % монастырей на своей территории имеют святой источник; б) 6 % монастырей расположено на возвышенных местах – холмах, высоких берегах рек, озер; 11,3 % – на высотах, которые уже можно отнести к малым горам, обрывах, скалах. Другими словами, 71,3 % монастырей расположено на высотах, что позволяет с одной стороны, видеть объект с удаленны мест и при приближении к нему готовиться духовно к встрече с представителями веры. Кроме того, при удалении от монастыря, он как бы вырастает (чем дальше от него, тем выше он становится – эффект достигается за счет спуска на равнину), что позволяет ощутить его возвышенную силу уже после посещения монастыря. С другой стороны, при созерцании со стен монастыря окрестностей человек ощущает себя выше мирской, окружающей действительности не только в силу духовного очищения, но и подкрепляемого это физического ощущения над равниной («душа» поднимается ввысь).

В лесах расположено почти 58 % монастырских обителей. Лес отгораживает человека от остального мира, создает «защитный» пояс, что достигается не только зрительными, но слуховыми и осязательными ощущениями – чистый воздух, пение птиц, тишина и т.д. В разное время года он хорош по-своему, что снимает завесу «однообразности» и напоминает о цикличности времени, но спокойном и неторопливом. Звон колокола в безмолвном лесу на берегу озера, реки с колокольни, возвышающейся на холме – вот типичный монастырский комплекс. Это отражено в таблицах 2, 3.,составленных автором диссертации.

Таблица 2 – Ландшафты, повлиявшие на формирование монастырских комплексов (по описаниям 300 монастырей РПЦ)

Местоположение в ландшафте Количество
единиц % к итогу
Морское побережье Источник, колодец Река (в т.ч. слияние рек) Озеро Болото Высокое место (возвышенность, холм) Гора, обрыв, скала Пещеры Ущелье Лес Остров, полуостров 4 42 240 36 14 180 34 16 1 173 14 1,33 14,0 80,0 12,0 4,7 60,0 11,3 5,3 0,3 57,7 4,7

Примечание. При формировании монастырских комплексов сочеталось несколько элементов окружающей природной среды. Наиболее часто встречающиеся – возвышенность, река, лес.

Таблица 3 – Ландшафты и типы рельефа монастырских комплексов (по описаниям 300 монастырей РПЦ)

Ландшафт / тип рельефа Виды Количество
единиц % к итогу
Ландшафт городской загородный 144 156 48,0 52,0
Тип рельефа горный возвышенный низменный 6 104 190 2,0 34,7 63,3

Глава 5. Особенности ландшафтной организации христианских

объектов на Северном Кавказе

В разных регионах Северного Кавказа существовали свои особенности функционально-пространственной организации храмов, связанные как со своеобразием понимания христианского богослужения и источником проникновения христианства, так и добавлениями дохристианской обрядности.

Христианство на Северном Кавказе было воспринято довольно легко определенной частью населения мирным путем, так как в обществе существовала потребность в новой и верной религии, в то же время язычество не отражало полностью понимание окружающего мира. Христианская религия стала постепенно распространяться и развиваться на Северо-Западном Кавказе, что говорит о ее соответствии мировоззрению и мироощущению народа.

Запорожцы и их наследники, черноморцы, отличались особенною религиозностью и приверженностью к Православной религии – девизом Запорожья была борьба за веру. Черноморцы наследовали этот девиз, идя на Кубань оберегать русские границы от людей иной, не христианской веры. Духовные потребности казака всецело сводились к делам веры и церкви, как к одному из коренных условий народного быта, сложившегося исторически. Запорожские казаки, вступая в Сечь, вместе с обещанием защищать Веру, Отечество и народ давали обет безбрачия.

Читайте также:  Бизнес план пример теплиц

На закате своих лет, устав от ратных подвигов, будучи без семьи, уходили они доживать свой век да в монастыри: Киево-Межигорский или Самарский. Поэтому сразу по переселении на Кубань, основали здесь казаки в 1794 г. Екатерино-Лебяжью-Свято-Николаевскую мужскую пустынь. Строение и стены монастыря вознеслись на берегу Лебяжьего лимана. Монастырь постепенно строился и обустраивался на пожертвования казачества и многих кубанских жителей. Вскоре Лебяжья пустынь стала крупным духовным и образовательным центром Черномории. Создание монастырей продолжалось вплоть до начала XX в. Накануне трагических революционных событий сотни и тысячи православных христиан ушли в Кавказские горы, подражая подвигам древнехристианских пустынников. До сих пор на отдаленных горах и в ущельях можно найти следы небольших монастырей и пустынь, обжитых в тот период.

Отправной точкой возрождения РПЦ в новейшей истории справедливо считается знаменательная дата празднования тысячелетия Крещения Руси, которая широко отмечалась в России в 1988 г. В обществе, в котором наметились процессы переоценки прежних ценностей, мощно заявила о себе тяги к духовности, тяга к знаниям истории Православия в нашем Отечестве.

Не обошли стороной эти процессы и Кубань. Повсеместно, жители городов и станиц явились инициаторами открытия новых приходов в крае. Результаты превзошли все ожидания. Если к 1988 г. в Краснодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви было 76 приходов, то к 2000 г. только в одной Краснодарской и Новороссийской епархии уже насчитывается 185 приходов. В настоящее время насчитывается 380 приходов.

Следует подчеркнуть, что исторически культовые постройки служили ориентирами в степных ландшафтах Северного Кавказа; практически все они располагались так, чтобы быть воспринимаемыми с дальних точек (с дороги, при подъезде к поселению, в панораме рек), для чего выбирались наиболее возвышенные места в ландшафте.

На основании ландшафтного районирования территории Краснодарского края были выделены следующие таксономические единицы: 1) физико-географические области – ландшафты равнин Предкавказья и ландшафты Северо-Западного Кавказа; 2) физико-географические провинции, как части областей, выделенных по бассейново-генетическому принципу; 3) ландшафтные районы. Данное районирование является вспомогательным элементом при описании ландшафтов культовых сооружений и особенностей их пространственного размещения. В таблице 4, составленной автором, приводится описание ландшафтных таксонов основных действующих и упраздненных объектов РПЦ, находящихся на территории Краснодарского края.

Таблица 4 – Соответствие территорий культовых сооружений Краснодарского края ландшафтным таксонам

Название Местонахождение Ландшафты
действующие
Свято-Духов г. Тимашёвск Область – Ландшафты Предкавказья Провинция– Центральностепные ландшафты Район – Равнинный аккумулятивно-эрозионный степной
Крестовая пустынь с. Солохаул, Сочи Область – Северо-Западный Кавказ Провинция – Ландшафты южного макросклона Северо-Западного Кавказа и причерноморских ландшафтов Район – Нижне- и среднегорный ландшафт с влажными лиственными лесами холхидского типа
Марие-Магдалининский ст-ца Роговская, Тимашёвский р-н Область – Ландшафты Предкавказья Провинция – Центральностепные ландшафты Район – Равнинный аккумулятивно-эрозионный степной
Успенский г. Кореновск Область – Ландшафты Предкавказья Провинция – Центральностепные ландшафты Район – Равнинный степной
Троице-Георгиевский с. Лесное, Сочи, Область – Северо-Западный Кавказ Провинция – Ландшафты южного макросклона Северо-Западного Кавказа и причерноморских ландшафтов Район – Нижне- и среднегорный ландшафт с вла-жными лиственными лесами холхидского типа
в честь иконы Пре-святой Богородицы «Нерушимая Стена» г. Апшеронск Область – Северо-Западный Кавказ Провинция – Северный макросклон Район – Среднегорный карстовый лесной
в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодар Область – Ландшафты Предкавказья Провинция – Центральностепные ландшафты Район – Равнинный аккумулятивно-эрозионный степной
упраздненные
Черноморская вой-сковая Екатерино-Лебяжская пустынь во имя святого Николая Чудотворца пос. Лебяжий Остров, Брюховецкий р-н Область – Ландшафты Предкавказья Провинция – Гидроморфные и полугидроморфные ландшафты Район – Дельтово-плавневый
Кавказский миссионерский во имя святого Николая ст-ца Кавказская, Кавказский р-н Область – Ландшафты Предкавказья Провинция –Центральностепных ландшафтов Район – Аккумулятивно-эрозионный аллювиально-лессовый равнинный
Свято-Троицкий с. Монастырь, Адлерский р-н, Сочи Область – Северо-Западный Кавказ Провинция – Ландшафты южного макросклона Северо-Западного Кавказа и причерноморских ландшафтов Район – Нижнегорный и среднегорный ландшафт с влажными лиственными лесами холхидского типа
в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы близ ст-цы Васюринской, Динской р-н Область – Ландшафты Предкавказья Провинция – Центральностепне ландшафты Район – Равнинный степной
Покровский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря ст-ца Гулькевичи (ныне город) Область – Равнины Предкавказья Провинция – Закубанские степные ландшафты Район – Равнинный и равнинно-террасированный со злаково-кустарниковыми и луговыми степями
в честь Покрова Пресвятой Богородицы близ ст-цы Динской, Динского р-на Область – Равнины Предкавказья Провинция – Центральностепных ландшафтов Район – Равнинный степной
Иверско-Алексеевская община с. Кирпичное, Туапсинский р-н Область – Северо-западный Кавказ Провинция – Ландшафты южного макросклона северо-западного Кавказа и причерноморских ландшафтов На границе районов: а) прибрежно-морской террасированный и предгорно-холмистый эрозионно-денудационный ландшафт с влажными лиственными лесами колхидского типа и б) нижне- и среднегорный карстовый ландшафт с влажными лесами колхидского типа
Читайте также:  Каркас под односкатную теплицу

Самым крупным и богатым монастырем Северного Кавказа является Михайло-Афонская-Закубанская общежительная мужская пустынь. Она была основана в 1877 г. русскими монахами со Старого Афона в честь окончания Кавказской войны и как знамение установления на Кавказе долгожданного мира.

Располагается пустынь на северном склоне Кавказских гор, к юго-востоку от г. Майкопа, у подножия г. Физиабго (Фавор), на окраине небольшого поселка Победа среди старых садов. В 1928 г. монастырь был закрыт, некоторые храмы и здания были взорваны. В 1972 г. на территории бывшего монастыря организована турбаза «Романтика». В 2001 г. Русской Православной Церкви возвращено здание Храма и начинается возрождение монастыря. Сейчас на территории пустыни возводится новый храм.

Свято-Михайловский монастырь занимает горное плато северных отрогов Большого Кавказского хребта на высоте 907 м над уровнем моря. Это удивительно солнечное место открыто со всех сторон и лишь с северной стороны закрыто двумя горами: г. Острах (985 м) и г. Физиабго (922 м). Монастырь находится в очень живописном месте: на все четыре стороны открывается изумительная панорама Кавказских гор: белоснежные вершины Главного Кавказского хребта (рисунок 3), плато Лагонаки, Тыбгинского, Чугушского и Фишт-Оштеновского горных узлов. В числе достопримечательностей – Святой источник г. Физиабго. За монастырем в долине р. Фарс располагаются обширные поляны с монастырскими прудами. Восточнее полян в верховьях Фарса находится глубокий живописный каньон с четырьмя водопадами. Под отвесными скалами каньона находятся гроты и пещеры.

Рисунок 3 – Вид на Свято-Михайловский монастырь с г. Физиабго

Одной из старых достопримечательностей монастыря является подземный комплекс – рукотворные пещеры с сетью разветвленных ходов в склонах горы. Эти ходы старожилы называли «одиннадцатиходка», подразумевая, что в пещерах есть одиннадцать выходов на различные стороны света. Пещеры пробиты в плотных известняках первыми монахами-отшельниками задолго до основания самого монастыря. По некоторым источникам, эти пещеры раньше прорезали хребет и г. Физиабго, имели целую систему подземных переходов и соединяли между собой все храмы, стоящие на поверхности.

Подводя итоги можно отметить, что выбор места для будущего монастыря был обусловлен живописностью данного места с великолепной панорамой, наличие Святого источника и пещер. Решающим, по мнению автора, явилось наличие пещер, которые способствовали уединенности монахов-отшельников.

Читайте также:  Самые лучшие сорта розового помидора для теплиц

Основание Михайловской пустыни, наряду с открытием Ново-Афонского монастыря, всплеск интереса российской общественности к христианским древностям Кавказа и открытие здесь транзитных паломнических путей в Святую землю сделали этот регион одним из крупнейших духовных центров России.

В разных регионах Северного Кавказа существовали свои особенности функционально-пространственной организации храмов, связанные как со своеобразием понимания христианского богослужения и источником проникновения христианства, так и добавлениями дохристианской обрядности.

На основании проведенного исследования следует остановиться на следующих моментах. Принимая во внимание распространенный в раннехристианский период обычай поклонения Святому Кресту и его частицам, а также значительное количество сохранившихся в горных районах отдельно стоящих каменных крестов и стел (датируемых VI–XII вв.), можно утверждать, что именно они являлись первыми объектами христианской культуры на Северном Кавказе.

Их местоположение в структуре ландшафта соответствует дохристианскому принципу размещения сакрального объекта на труднодоступных горных вершинах. Иногда кресты и стелы возводили рядом с языческими святилищами, также имевшими экстерьерный характер восприятия.

Таким образом, на Северном Кавказе постепенно формировались новые принципы территориально-ландшафтного расположения христианских храмов на основе сложившихся традиционных и привносимых христианской культурой приемов:

– первый принцип – храм должен располагаться непосредственно в поселении, чтобы была возможность регулярного посещения богослужения, происходящего внутри храма;

– второй принцип основан на осознании эсхатологического перехода христианина в вечную жизнь, в связи с чем храм и прилегающая к нему территория становятся местом захоронений. При этом оба принципа, как правило, сочетались при строительстве храмов.

Следует подчеркнуть, что исторически культовые постройки служили ориентирами в степных ландшафтах Северного Кавказа; практически все они располагались так, чтобы быть воспринимаемыми с дальних точек (с дороги, при подъезде к поселению, в панораме рек), для чего выбирались наиболее возвышенные места в ландшафте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного диссертационного исследования сделаны следующие основные выводы:

– ландшафты монастырей – это пример умелого использования любых, даже незначительных по масштабам форм рельефа; естественный рельеф определял архитектурно-планировочные решения. Большинство культовых ансамблей располагались на возвышенных местах – на высоких берегах озер, рек, склонах. Тем самым достигался эффект их связи с окрестностями, с соседними населенными пунктами;

– на юге развитие монастырей задерживали постоянные набеги кочевых народов; искавшие уединения избирали поэтому более спокойные, безопасные места на севере России, где, главным образом, и развивается монашество;

– у каждого монастыря своя история возникновения, своя судьба, но объединяет их то, что они были созданы в эстетически выразительных местах;

– привязка к определенному рельефу – характерна для большинства сакральных объектов. Обители и храмы располагались на уникальных красивейших местах – вершине горы, холма, возвышенных местах островов, откуда во всем блеске открывалась далекая перспектива, а купола храмов, колоколен видны со всей округи, знаменуя торжество Православия;

– островные монастыри занимают особое место в культурном ландшафте и духовно-религиозной жизни Русского государства. Именно островное положением способствовало соединению в них множество смыслов, создававших феномен островного монастыря;

– местоположение храма выбирали в соответствии с особенностями рельефа и спецификой фонового окружения, которое гармонично дополняло образно-композиционное решение сакрального ансамбля;

– характер освоения пространства и традиционное природопользование являлись одной из составляющих общности традиционной культуры народов Северного Кавказа, поэтому региональные особенности архитектуры христианских храмов в целом наиболее ярко проявились в местоположении храма в структуре поселения, его взаимосвязи с ландшафтом и природным окружением;

В результате проведенного функционально-типологического анализа установлено, что православный монастырь является целостным архитектурно-функционально-территориальным объектом-комплексом со сложными церковно-богослужебными функциями, а также развитым социально-культурным назначением. Строгое соблюдение канонических требований церкви обеспечило не только стабильность основных принципов архитектурной организации монастырей и храмов, но и взаимосвязь с ландшафтом и прир

Источник статьи: http://dislib.ru/zemlya/104498-4-landshafti-kak-esteticheskaya-osnova-obektov-pravoslavnoy-cerkvi.php

Оцените статью