- IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
- ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
- Архитектура и проектирование | Архитектурные конкурсы | Totalarch
- Вы здесь
- Проект благоустройства территории сельского дома культуры
- Ландшафтный дизайн от ландшафтного дизайнера и других участников портала: делаем красоту
- Содержание
- Сапожник в сапогах: небольшой сад-питомник ландшафтных дизайнеров
- Реконструкция недостроя и озеленение участка
IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Гиперглобалисты говорят, что глобализация неизбежно вызывает ломку и ускоренное исчезновение национальных культур. Скептики утверждают, что национальные правительства не утратили власти, они осуществляют разработку и реализацию основных направлений культурной политики, защиту исторического культурного наследия, поддержку новых проектов. Трансформисты утверждают, что глобализация принципиально меняет жизненную среду и проецирует возникновение новых типов цивилизации, культуры и человека [1]. В свете возникшей ситуации с интенсивным взаимопроникновением культур вопрос национальной культурной политики сегодня стоит особенно остро.
В представленной статье хотелось бы рассмотреть городской ландшафт как одно из явлений культуры, имеющих возможность влиять на происходящие в ней процессы, но для начала необходимо определиться, что же считать культурой.
Слово «культура» (cultura) было введено в оборот древними римлянами как противопоставление слову природа (natura), и означало оно культивирование, т. е. возделывание, выращивание чего-либо, поначалу — растений и животных, обработку почвы. Вот этот первичный смысл — понимание культуры как неприродного, возделанного, обработанного, улучшенного, усовершенствованного по отношению к естественному — сохранился до наших дней [1].
Разумеется, городской ландшафт является примером непосредственного преобразования окружающей среды человеком, что, исходя из данного выше определения, уже являет собой культуру. Однако помимо преобразования как такового, гуманистически ориентированное понимание культуры подразумевает позитивные преобразования.
Культура, согласно Г. Зиммелю, представляет собой те вещи, которые. ведут к самоосуществлению души либо представляют собой те отрезки пути, по которому индивид или сообщество должны идти к более возвышенному существованию [2].
Встает закономерный вопрос, любой ли антропогенный ландшафт можно считать явлением культуры? Ведь далеко не каждый пример современного городского ландшафта «ведет к более возвышенному существованию».
Это же определение культуры подталкивает нас к рассмотрению процесса преобразования ландшафта, как процесса самореализации индивида. В городе наряду с ландшафтными архитекторами и градостроителями активное участие в формировании городской среды принимают непосредственно жители. И культурность ландшафта напрямую зависит от культурности каждого человека общества.
Городской ландшафт — суммарный продукт одновременного творчества каждого отдельного человека и градостроителей, поэтому он ни в коей мере не может рассматриваться, как продукт индивидуального производства, хотя и содержит его в себе. Ландшафт несет в себе представления о красоте и функциональности общества, отражает общий культурный уровень страны-города-района.
С семиотических позиций культура — это совокупность знаковых систем, с помощью которых человечество или данный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности и своеобразие своей культуры и ее связи с окружающим миром [3].
В современном мире культура приобретает значение фактора, способствующего консолидации и сплочению общества, преодолению тенденций изоляционизма, выработке национально-этнического самосознания и чувства причастности к историческому процессу [1].
Несомненно, как аспект культуры городской ландшафт может служить для сплочения народа, т.е. несет в себе функцию самоидентификации личности — отнесения себя к той или иной группе. Однако неблагоприятный ландшафт наоборот может вызывать отторжение и стремление противопоставить себя ему. Например, люди, проживающие в определенном районе, или идентифицируют себя с социумом этого района, или же противопоставляют себя ему, однако, так или иначе, соотносятся непосредственно с городским сообществом и его средой.
Здесь хорошо вспомнить теорию разбитых стекол, предложенную Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом, согласно которой явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. «Теория разбитых окон» очень понравилась многим политикам, и ее вскоре стали применять на практике. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе [4].
В Нижнем Новгороде, к сожалению, достаточно часто встречаются неблагоустроенные, заброшенные, неухоженные территории, притягивающие к себе соответствующий контингент, тогда как избавление от таких криминогенных ландшафтов: своевременный уход за парками, систематический сбор и вывоз мусора — смогли бы значительно улучшить социальную обстановку города.
Помимо снижения преступности и алкоголизма благоустроенный городской ландшафт развивает чувство прекрасного среди населения, вызывает положительные эмоции, снижает социальную напряженность, повышает лояльность к властям.
Как говорил У.Черчилль «Сначала мы строим дома, а потом дома строят нас».
Пространственная среда города, являющаяся результатом деятельности человека, оказывает обратное воздействие на человеческое общество, влияя на формирование мировоззрения, образа жизни и отдельных людей, и общества в целом. Результат архитектурной деятельности одного поколения во многом предопределяет следующее поколение.
Во все времена архитектурные стили и направления являлись отражением идеологических, культурных воззрений общества. В архитектуре нашли отражения тирания и демократия, тоталитаризм и гуманизм, величие личности и роль «винтиков истории» [5].
Городской ландшафт является культурным наследием человечества и народа, он оказывает непосредственное влияние на проживающих в нем людей: является средством создания определенного впечатления, настроения, организует транспортные потоки, привлекает внимание к одним объектам, «маскирует» другие, заставляет людей действовать соответственно месту, где они находятся, влияет на стоимость жилья и офисных помещений, диктует многие экономические процессы. Ландшафт — мощное средство манипуляции. Им можно пользоваться осознанно или неосознанно: можно пустить все на самотек, а можно разработать целостную градостроительную политику, обеспечивающую безопасное пребывание в городе, культурное развитие населения, воспитание чувства прекрасного, снижение социальной напряженности, повышение лояльности к властям. Городской ландшафт может служить основой для самоидентификации человека со своей страной, городом, районом. Создание продуманного городского пространства — мощное направление национальной культурной политики.
Источник статьи: http://scienceforum.ru/2012/article/2012001874
Архитектура и проектирование | Архитектурные конкурсы | Totalarch
Вы здесь
Проект благоустройства территории сельского дома культуры
Объектом исследования в данной дипломной работе является территория петровского сельского дома культуры.
Цель исследования. Разработать концепцию благоустройства многофункциональной территории петровского сельского дома культуры, которая бы отвечала современным тенденциям и служила неким городским пространством, имеющее современны облик, не выделяющееся на общем фоне сельского ландшафта, и привлекала бы молодежь к культурной жизни поселка.
Задачи работы: изучить и проанализировать аналоги; разбить территорию на функциональные зоны; разработать схему перемещения по территории комплекса, пути подъездов, размещение парковок; предусмотреть обустройство территории объектами малой архитектуры (уличные фонари, урны, скамейки, спортивное оборудование, детские комплексы); изменить внешний вид фасада.
Благоустраиваемая территория имеет равнинный рельеф, поэтому имеет радиально-кольцевую систему дорожек. Здание дома культуры является доминантой в ландшафте. Проектирование дорожек разбило территорию на функциональные зоны. Для определения функциональной наполненности участка отталкивались от функционального назначения самого здания дома культуры. Сформированы зоны: массово-зрелищная, зона свободного прогулочного отдыха, детская зона, спортивная, хозяйственная. Предусмотрена автомобильная стоянка.
Массово-зрелищная зона располагается в западной части участка. Здесь организована сцена, которая может служить концертной и танц площадкой, зрительные места.
В южной части располагается зона свободного прогулочного отдыха, где имеются места для отдыха: уличные кресла и шезлонги, которые давно уже используются в парках и садах европы.
В юго-восточной части находится зона спортивная и детская, здание дома культуры будет препятствовать ветрам, дующим с севера. В спортивной зоне есть место для катания на роликовых коньках и скейтбордах, баскетбольная площадка, зона настольных игр, место для свободных спортивных игр.
Хозяйственная зона располагается позади здания, где располагается общественный туалет для посетителей.
Здание дома культуры нуждается реконструкции. Основным материалом для реконструкции дома культуры является дерево. Применение материалов натуральных характерно для общего образа. Пластическая форма здания подчеркивают арочные конструкции. Они несут на себе несколько функций: несущие конструкции для уличного освещения, конструкции для вьющихся растений, места для отдыха – скамьи. Арки выделяют главные аллеи и образуют входную группу в дом культуры. Из дерева выполнены детские игровые комплексы, скамьи, столы и лавки, арки, так же мощение сцены и зрительная площадка. Территория по периметру ограждена забором для безопасности времяпровождения на территории детей и взрослых.
Источник статьи: http://totalarch.com/zk2014/021
Ландшафтный дизайн от ландшафтного дизайнера и других участников портала: делаем красоту
В нашей стране в частной сфере ландшафтный дизайн получил широкое распространение сравнительно недавно – в последнее десятилетие. Но востребованность этого направления переоценить сложно, ведь живя за городом и даже просто наведываясь на выходные, большую часть времени проводишь именно во дворе. И каким бы комфортабельным ни был дом, без благоустроенного, функционального участка не обойтись. А как превратить стройплощадку в райский уголок, подсмотрим у профессионалов и любителей.
Содержание
- Сапожник в сапогах: небольшой сад-питомник «Сад Жуковых»
- Реконструкция недостроя и озеленение участка
- Что получается, если мало земли и нет плана, но есть желание, старание и фантазия
Сапожник в сапогах: небольшой сад-питомник ландшафтных дизайнеров
Александр Жуков – один из участников нашего портала, прекрасно известный всем завсегдатаям ветки по ландшафтному дизайну. И в отличие от многих других профессионалов, периодически «заглядывающих на огонек», он делится не только теорией, хотя и она, несомненно, важна, но и самым что ни на есть личным опытом.
Пишут, что у ландшафтников нет своих садов. Да, потому что большинство специалистов живет в городе, вроде как имеют дачи, но так как в сезон работаем на чужих участках, то до своего руки уже не доходят. Но некоторые дизайнеры живут за городом – всегда мечтал жить в деревне. Да и работа подходящая – не надо с 9 до 18.00 сидеть в офисе, проснулся с утра и ты уже в офисе.
Было: заброшенный участок, площадью 11 соток, с ветхим деревянным домом, тепличными остовами, хозпостройками и обилием хлама, как на участке, так и в доме. Стандартная ситуация для заброшенной земли.
На демонтаж всего и вся и уборку хлама ушел месяц, с «вывозом» помогли местные жители, быстренько сориентировавшиеся на тему дармовых дров.
Дом решили строить площадью около 120 м² (11×11 м), лейтмотив – «простое/недорогое/одноэтажное». Проблем с реализацией не возникло, так как бригада работала собственная (озеленители, читай, универсалы). Начали в октябре, новогодние праздники отметили в новом доме, по готовности двух комнат и санузла, отделку заканчивали в январе.
Подробнее о доме можно посмотреть в видео.
Сад спроектировали с возможностью доработки по ходу дела.
Т. к. сначала не было никакой особой цели, спроектировали достаточно простую конфигурацию, и уже потом добавляли или удаляли некоторые элементы по ходу озеленения. Все фото – следующий год после посадки. Общий план примерно такой.
Александр с супругой частенько участвуют в различных профильных выставках и фестивалях, благодаря чему экспонаты «перекочевывают» на участок.
Беседка (Moscow Flower Show 2013 г.). Монолитный поликарбонат (толщина 2 мм) на металлопрофиле, гнутый фабричным способом, но есть варианты удешевить конструкцию.
Чайки (Moscow Flower Show, в ЦПКиО 2014 г.).
Нашлось место во дворе и для овощных культур.
Вместо компостной кучи, у профи – компостный сундук.
Дорожки на участке и в огороде нескольких видов, из гранитного отсева, теннисита (молотый кирпич с добавлением глины) и деревянные – чтобы было разнообразие, и потому, что делали из материалов в наличии, а в наличии было «полно дерева». Получился и настил (сосна, обработанная антисептиком для жестких условий эксплуатации и колерованной пропиткой).
И а-ля брусчатка (напиленный брус 100×100 мм, уложен на подушку из щебня).
И засыпка тенниситом, с окантовкой брусом же, но установленным вертикально (100×200 мм).
Идея устроить питомник родилась спонтанно.
Сначала на участке выделили много места под газон. Потом пришло понимание, что 4 сотки газона и не нужно – косишь, косишь, а никто его не использует, ну побегают дети раз в месяц и все. Хотели засадить травами, но решение пришло само собой – много злаков, которые мы используем в работе крайне тяжело найти в России и Европе. Заказываем постоянно, придет либо не то, либо мало, либо не та кондиция. В итоге решили часть выращивать у себя, плюс экспериментировать с новыми травами и часть участка выделили под мини-питомник для культур, что выращиваем и используем в своих проектах. Вот на такие сектора разбиты посадки.
На участке регулярно что-то переделывается, обновляется, добавляется.
Для всех, кто решит повторить – расшифровка посадок.
1) Молиния голубая Molinia caerulea «Heidebraut (разность в высоте — возраст и плотность посадки). 2) Молиния голубая Molinia caerulea «Moorhexe» (подсохщие куртины недавно пересаживались). 3) Молиния голубая Molinia caerulea «Edith Dudszus»
Чудесный сад Жуковых тоже можно увидеть.
На достигнутом супруги не остановились, и в настоящее время осваивают уже другую целину.
Перебрались на свои 10 гектар в Тульскую область. Тут будет питомник трав. Пока гостевой домик построили, в нем и живем. Пока у нас 90 соток – ИЖС и в планах – 2-3 гектара под выставочный сад из трав. Питомник – 2-3 гектара, остальное обдумываем.
В планах также открыть новую тему, а все подробности, в текущем обсуждении.
Реконструкция недостроя и озеленение участка
Не только у профессионалов, но и у обычных участников портала, удачно получается благоустраивать свои участки.
Был куплен недостроенный дом с постройками и полузаброшенным участком. Благоустройство участка начали одновременно с реконструкцией дома… Задняя сторона участка выходила деревенский сад, который, к сожалению, позже вырубили, сейчас неухоженный пустырь. Сразу появилась мысль вынести зону огорода за линию хозблока. Обратились к землеустроителям и выяснили, что между нашей границей и сельхозземлями есть кусок городской земли. Мы его благополучно, официально, не бесплатно и не быстро, оформили на себя. В итоге участок получился весьма оригинальной формы, на нас это устраивает. Опыт ландшафтного дизайна получили еще на своей даче: знаем какие декоративные растения любят наш климат (Минск), и как за ними ухаживать.
План участка разработали самостоятельно, в программе Скетчап.
Участок с уклоном, поэтому бордюры для дорожек усиленные, из габионов, и подпорные стенки из них же. Сами дорожки, как и отмостка, из отсева, со ступеньками. Небольшая ландшафтная композиция из хвойных – пирамидальная туя, можжевельник, кипарисовик, бадан.
Источник статьи: http://www.forumhouse.ru/journal/articles/8839-landshaftnyi-dizain-ot-landshaftnogo-dizainera-i-drugih-uchastnikov-portala-delaem-krasotu