Ландшафт терапия для детей

Содержание
  1. Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период. презентация
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Подписи к слайдам:
  5. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  6. 2.3. Формы реализации и техники ландшафтной арт-терапии
  7. Читайте также
  8. Процесс и техники терапии
  9. Техники терапии
  10. Глава 1 Истоки ландшафтной арт-терапии и ее связь с духовной культурой и искусством прошлого и настоящего
  11. 1.1. Исторические истоки ландшафтной арт-терапии (шаманская традиция, традиционные системы целительства, фольклор, ритуальные практики)
  12. 2.1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии
  13. Глава 3 Специальные техники подготовки к участию в занятиях ландшафтной арт-терапией
  14. 2.2. Формы и методы работы. Арт-терапевтические техники, игры и упражнения
  15. ФОРМЫ, ЦЕЛИ И ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
  16. Проведение терапии: техники логотерапии
  17. Техники гештальт – терапии
  18. Техники когнитивной терапии
  19. Альтернативные формы терапии

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.
презентация

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.

Скачать:

Вложение Размер
landaftnaya_art-terapiya_-_kopiya.pptx 1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период. Подготовила : Чернышова Ю.В ., воспитатель МКДОУ Березовский детский сад.

Природа, полна контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствует тому, что педагогика всех веков и народов использует ее как важнейшее средство развития личности человека. Являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы, природа заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.

В современном обществе детям хотят дать больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои.

Учитывая, что основной направленностью психолого-педагогического сопровождения летнего периода в дошкольном учреждении становится здоровьесбережение участников образовательного процесса, работа воспитателя переносится из группы на улицу, где проводят основное время дети и педагоги. Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, в летний оздоровительный период можно посредством использования в работе ландшафтной арт –терапии.

Ландшафтная арт-терапия является одним из новых подходов в направлении арт-терапии и базируется на ее теории и принципах.

А рт-терапия — здоровьеразвивающая и здоровьесберегающая технология, способствующая пониманию себя и гармоничному сосуществованию с окружающим обществом, познанию действия законов красоты и нравственности в окружающем мире через различные виды искусства и творчества . Одним из новых подходов в данном направлении является ландшафтная арт-терапия , связана с поиском участниками занятий и последующим применением природных или техногенных (также найденных в окружающей среде) предметов в качестве основного материала и средства художественно-творческой деятельности.

Как и любая арт-терапия, ландшафтная арт-терапия связана с использованием разнообразных средств и материалов, традиционных для художественного творчества (краски, карандаши, бумага и т. д., однако при этом акцент смещается к таким средствам изобразительной деятельности как найденные природные объекты (камни, ракушки, веточки, листья и т. д., а также возможность проводить всю или часть времени в природной среде. Занятия ландшафтной арт-терапией могут включать различные варианты работы с организацией среды, ее украшением, посадкой растений, создания рисунков с использованием природного материала и создание миниатюрных арт-объектов.

П рименение техник ландшафтной арт-терапии позволяет педагогу максимально эффективно использовать пространство детского сада, находящееся за пределами помещения, а также возможности окружающей природной среды для достижения целей психолого-педагогического сопровождения. Среди них наиболее важными в контексте ландшафтной арт-терапии можно назвать : — Р азвитие внимания, мышления, памяти; -Активизация воображения и творческого мышления; -Развитие чувства прекрасного и обогащение сенсорного опыта; -Развитие коммуникативных навыков и преодоление стереотипов о содержании и формах художественной деятельности; -Формирование чувства ответственности за окружающую среду; -Развитие экологического сознания; -Повышение самооценки; -Снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи ландшафтной арт-терапии для дошкольников : -Развитие речевой и познавательной активности; -Развитие уверенности в себе ; -Стабилизировать эмоциональное состояние, научить контролировать эмоции ; -Стимулирование креативного мышления ; -Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т.д. На самом деле задач у ландшафтной арт-терапии много, но важно не это. Несмотря на многочисленность поставленных задач, все их удается достичь, потому что нет прямого навязывания, все происходит в игре, в легкости и в доброжелательности.

Основные функции ландшафтной арт-терапии : 1. КООРДИНИРУЮЩАЯ; 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ; 3 . РАЗВИВАЮЩАЯ; 4. АДАПТАЦИОННАЯ; 5. КОММУНИКАТИВНАЯ; 6. СТИМУЛИРУЮЩАЯ; 7. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ; 8. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ.

Ландшафтная арт-терапия также может быть осмыслена в контексте такого явления современного искусства, как лэн-дарт .

Что такое лэнд -арт ? Суть лэнд -арт заключается в том, чтобы на природе создавать скульптуры и образы, используя природные материалы, такие как листья, шишки, палочки, камушки, песок, ракушки и т.п. Обычно уже созданные скульптуры помещаются в какое-либо природное место, а пейзаж изначально рассматривается как средство для создания художественных произведений.

Изначально лэнд -арт взрослые придумали для себя . Это был крик души художников, жаждущих близости к природе, желающих творить не ради коммерции. «Мы против ваших каменных галерей, наши выставочные залы — сама земля и небо», — провозглашали они, сооружая захватывающие дух, но недолговечные произведения искусства. Очень скоро пейзажные проекты определили целое направление в искусстве — лэнд -арт . А умные учителя и педагоги быстро взяли его в свой арсенал средств, которые помогают сделать учебу увлекательной и полезной.

Чему может научить лэнд -арт ? — наблюдательности; -развитию воображения и фантазии; -новым тактильным ощущениям; -заботе о природе (необязательно срывать листочки, ломать ветки, д остаточно использовать то, что находится под ногами ); -креативному взгляду на стандартные вещи; -способствовать развитию речи; -пространственному ориентированию, составлению композиции.

С чего начать игру? 1. Находим какое-нибудь живописное местечко в окрестностях площадки; 2 . Собираем материал прямо на месте: это могут быть камушки интересной формы и цвета, листья деревьев, ветки, цветы, шишки, каштаны, желуди, мох и т.д.; 3 . Творим. Изображаем абстракцию или что-то конкретное. Обязательно придумываем названия всем работам.

Лэнд-Арт – самый летний вид искусства . Он доступен даже самым маленьким творческим личностям. А еще это очень веселая игра, которая к тому же учит сочетать цвета, развивает воображение и ассоциативное мышление. Но главное, нет лучше занятия для познания окружающего мира .

Вопрос, как превратить прогулку в развивающее занятие отпадет сам собой, как только вы познакомитесь с лэнд -артом . Это замечательный вид творчества, который идеально подходит для лета. На первый взгляд может показаться, что лэнд -арт – это поделки из природных материалов, выполненные на свежем воздухе. Но смысл несколько глубже. Важен сам процесс создания лэнд -арт картины, единение с уголком природы, в котором вы находитесь и использование только тех материалов, что найдены непосредственно здесь.

Создавая природные «картины » и скульптуры на природе в стиле лэнд -арт дети: замечают прекрасное в самых обыденных вещах, развивает воображение и моторику, прививает хороший вкус, помогает усвоить гармоничные цветовые сочетания, способствует укреплению нервной системы, дышат свежим воздухом и познают природу и жизненные циклы, играют и исследуют.

Дети с огромным удовольствием создают свои маленькие шедевры из такого простого и доступного природного материала, как листья. Фантазии малышей нет предела. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Создавая рисунки, дети знакомятся со свойствами листьев, рассматривают их цвет, форму, размер, сравнивают друг с другом . Таким образом, развивается не только активное творчество детей, но и их познавательно-экологический интерес к природе.

Пейзажи, абстрактные картинки, причудливые персонажи. Ещё один плюс лэнд -арта — это то, что всё всегда получается красивым, красочным и оригинальным.

«Лэнд – арт» дает возможность проводить полноценную прогулку, включающую все ее части: наблюдение, опыты, основные виды двигательной деятельности, труд, игры различной направленности, индивидуальная работа с детьми, творческая деятельность воспитанников.

Попробуйте выложить градиент из листьев, чтобы увидеть всю палитру возможных цветов в природе.

В процессе создания композиции, прорабатываются понятия симметрии, ассиметрии , пропорции…

Лэнд-арт помогает детям раскрыть свой творческий потенциал, а общение с природой и свежий воздух, безусловно, только положительно влияют на психику и здоровье детей.

Ленд -арт: -Развивает воображение, наблюдательность, ассоциативное мышление, является средством эстетического воспитания ребенка; -Не требует специальной подготовки и подразумевает наличие небольшого количества свободного времени; -Способствует формированию устойчивой психики ребенка, накоплению положительных эмоций ; -Дети, занимающиеся данным видом творчества учатся видеть прекрасное и воспроизводить в своей дальнейшей творческой деятельности . Вид искусства в процессе создания ставит перед ребенком проблему, учит самостоятельно ставить цель, искать средства, осуществлять отбор, сравнивать, делать выбор. Таким образом творческая деятельность носит характер поиска, что немаловажно для дальнейшего умственного развития ребенка в целом.

Использование приемов ландшафтной арт – терапии используемые на занятиях с детьми позволяют: -Создать положительный эмоциональный настрой в группе ; -Облегчить процесс коммуникации со сверстниками ; -Обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально; -Способствование творческого самовыражения, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом; -Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни; -Снижать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления . -Развивает воображение, наблюдательность, ассоциативное мышление, является средством эстетического воспитания ребенка; -Формированию устойчивой психики ребенка, накоплению положительных эмоций ; — Раскрытию творческого потенциала и развитие эмоционального интеллекта; — способность играть, получать удовольствие не только от результата, но и от самого процесса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прекрасная пора — лето! Оно даёт возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой.

При помощи данного плана в нашем детском саду в летний оздоровительный период проводится работа с воспитанниками.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.В последние годы широкое распространение получило применение методов арт-терапии.

Данный материал может быть использован как старшим воспитателем ДОУ при сосставлении плана работы на летний оздоровительный период, так и воспитателями и специалистами детского сада. В нем .

План работы детского сада на летний оздоровительный период.

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. А от окружающих его взрослых зависит.

Лето — это период оздоровления детей. Дети целый день находятся на улице и необходимо создать благоприятные, комфортные условия нахождения детей на участке. Для того чтобы уберечь их от перегрева в жа.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/11/11/ispolzovanie-priemov-landshaftnoy-art-terapii-v-rabote

2.3. Формы реализации и техники ландшафтной арт-терапии

2.3. Формы реализации и техники ландшафтной арт-терапии

Формы реализации и техники ландшафтной арт-терапии многообразны (рисунок 15). Во-первых, занятия ландшафтной арт-терапией могут включать различные варианты работы с визуально-пластическими формами, пространством и находящимися в нем природными и техногенными объектами. Это может, например, быть связано с использованием найденных предметов в качестве символов и метафор опыта и аспектов Я участников занятий, созданием из этих предметов разнообразных композиций (ассамбляжей, инсталляций), их художественной обработкой и оформлением, включая создание личных и групповых талисманов, а также фокусирующих объектов.

Кроме того, занятия ландшафтной арт-терапией могут быть связаны с фото– и видеосъемкой в определенной среде, а также созданием так называемых «путевых набросков», то есть таких рисунков, которые создаются непосредственно в ходе прогулок, во время выхода участников занятий на природу, в город или на территорию учреждения.

Ландшафтная арт-терапия может включать различные милье-проекты и проекты, связанные с организацией среды, например, со строительством и сооружением различных объектов под открытым небом, посадкой растений, ландшафтным дизайном, созданием садов и парков, включением в их среду ландшафтных скульптур и иными видами деятельности.

Отдельно могут быть рассмотрены полимодальные и бимодальные формы ландшафтной арт-терапии, сочетающие изо-деятельность (работы с пространством и объектами) с музыкальной экспрессией и танцами, перформансом и ритуалом, «ландшафтным театром». Одним из вариантов полимодальной ландшафтной арт-терапии могут выступать некоторые виды визуально-нарративной практики, связанной, например, с созданием различной повествовательной продукции (стихов, прозы в виде эссе или путевых заметок) в ходе прогулок или на основе найденных предметов, а также с иллюстрированием различного повествовательного материала – сказок, мифов, личных, семейных и родовых историй – с помощью найденных предметов.

Рис. 15. Формы реализации ландшафтной арт-терапии

Ландшафтная арт-терапия может проводиться с детьми, подростками и взрослыми, в том числе людьми пожилого и преклонного возраста. Отдельные ландшафтные техники могут быть включены в программу индивидуальной, групповой или семейной арт-терапии наряду с другими видами творческой работы. Возможна также реализация специальных программ ландшафтной арт-терапии, имеющих развивающую, профилактическую или лечебно-реабилитационную направленность. В зависимости от состава участников занятий, условий их проведения (образовательные, лечебно-реабилитационные, социальные и культурные, досуговая деятельность и т. д.) и приоритетных задач программа может включать разные техники ландшафтной арт-терапии. Также могут варьироваться структура занятий, их общая продолжительность и те виды деятельности и техники, которые используются в ходе работы, помимо техник ландшафтной арт-терапии. Это, в частности, касается обсуждения процесса работы и создаваемой участниками продукции, их подготовки к работе и ее завершения.

В некоторых случаях с целью более эффективного использования техник ландшафтной арт-терапии в рамках каждого занятия может практиковаться специальная подготовка участников в форме постановки внутренних вопросов, телесно-ориентированных приемов, игровых интерактивных техник. Пред усмотрена их подготовка к участию в программе ландшафтной арт-терапии в целом, включающая разъяснение особенностей планируемой работы, получение согласия участников, подготовку базового набора предметов и материалов.

Ниже представлена одна из программ ландшафтной арт-терапии, построенная в виде шестидневного интенсива, состоящего из 12 занятий. Занятия могут проводиться как ежедневно, так и с интервалом в один или несколько дней. Каждое занятие включает «внутреннюю работу» (релаксацию и визуализацию), прогулки на открытом воздухе (если позволяет погода), изобразительную и иную творческую деятельность, обсуждение в группе и ведение рефлексивного дневника. Структура занятия может выглядеть следующим образом:

1) подготовка («разогрев») на основе релаксации, медитации и простых дыхательных упражнений, элементов йоги-нидры и других центрирующих приемов;

2) повышение сенсорной восприимчивости на основе тактильной, визуальной, аудиальной, кинестетической, обонятельной, вкусовой стимуляции, взаимодействия с объектами и материалами;

3) постановка личных задач, формулировка вопросов, ориентация на получение новой информации, настройка на среду;

4) прогулка, связанная с выполнением разных действий (в том числе, исследованием телесных, эмоциональных и ассоциативных реакций на среду, поиском объектов, их фотографированием или видеосъемкой, созданием текстов и т. д.);

5) дальнейшая художественная работа, как правило, в арт-терапевтическом кабинете или студии с использованием найденных объектов и материалов, применением иных модальностей творческого самовыражения;

6) в некоторых случаях повторный выход в открытую среду с целью включения в нее созданной творческой продукции или иными действиями (исполнением ритуалов, перформансов и т. д.);

7) использование техники рефлексивного джорнеллинга (рефлексивного журнала самонаблюдения – своеобразного «бортового журнала» участников занятий), обсуждение, подведение итогов.

Особенностью данного интенсива является то, что он предназначен в основном для взрослых, хотя его определенные техники и компоненты при условии их предварительной адаптации могут быть использованы в работе с детьми и подростками. Интенсив построен таким образом, чтобы обеспечить проработку и интеграцию опыта, связанного разными этапами жизненного пути участников, различными аспектами их системы отношений.

Таблица 1

Тематический план интенсива на основе использования техник ландшафтной арт-терапии

Помимо разъяснения общих задач и особенностей планируемой работы, а также получения информированного согласия участников (когда это необходимо), подготовка к проведению данного интенсива включает:

1. Подбор участниками некоторого количества найденных или переработанных объектов и материалов – как природных, так и искусственных, включая личные предметы, предметы домашнего обихода, старые украшения или их части, пуговицы, бусины, личные или взятые из старых газет и журналов фотографии, старые книги и иную полиграфическую продукцию. Из всего этого участники занятий должны заранее выбрать то, что они готовы были бы предоставить в пользование другим, и то, что имеет для них особое значение, и они предпочли бы использовать эти предметы только для своих работ.

2. Подготовка материалов, необходимых для создания «нити истории». Участники занятий должны найти отрезки веревки или ниток длиной по 30 см для использования во время прогулок. Каждый раз, когда они будут сталкиваться с интересным местом или предметом, они должны будут завязывать на отрезке веревки или нитки маленький узелок. Узелки затем помогут вспомнить то, что было встречено и пережито на пути.

3. Ведущий группы должен заранее подобрать специальные емкости (мешочек и корзину с закрывающим ее сверху куском материи) для групповых сновидений и фантазий. Такие корзины используются в практике юнгианской работы со сновидениями (Kaplan-Williams, 1980) в качестве своеобразного ритуала начала группового занятия. Использование такой корзины во время арт-терапевтических занятий служит настройке участников на творческую деятельность, активизирует воображение и интуицию. Такая корзина может служить наглядной демонстрацией того, как человек входит в творческое состояние, начиная неосознанно проецировать свои внутренние качества, актуальные переживания и фантазии на окружающий мир и объекты.

При ином построении программы ландшафтной арт-терапии и использовании других техник могут потребоваться иные материалы и оборудование – фото– и видеокамеры, костюмы и грим, музыкальные инструменты и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Процесс и техники терапии

Процесс и техники терапии Желающие пройти терапию должны обратиться в Центр первичной терапии, расположенный в Калифорнии. Они получают по почте анкету, которую должны заполнить и отослать обратно. В анкете они кратко излагают свою биографию, а также помещают свое

Техники терапии

Техники терапии Техники выявления автоматических мыслейАвтоматические мысли выявляются путем расспросов пациента. Если пациент с трудом вспоминает мысли, то необходимо отыскать неадаптивные визуальные образы. Кроме того, используется техника проигрывания ролей, в

Глава 1 Истоки ландшафтной арт-терапии и ее связь с духовной культурой и искусством прошлого и настоящего

Глава 1 Истоки ландшафтной арт-терапии и ее связь с духовной культурой и искусством прошлого и настоящего 1.1. Исторические истоки ландшафтной арт-терапии (шаманская традиция, традиционные системы целительства, фольклор, ритуальные практики) Древние практики

1.1. Исторические истоки ландшафтной арт-терапии (шаманская традиция, традиционные системы целительства, фольклор, ритуальные практики)

1.1. Исторические истоки ландшафтной арт-терапии (шаманская традиция, традиционные системы целительства, фольклор, ритуальные практики) Древние практики целительства и прогнозирования событий зачастую были основаны на наблюдениях человека за окружающей средой. Часто

2.1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии

2.1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии Идеи о благотворном влиянии окружающей среды на психическое здоровье человека использовались при обустройстве психиатрических клиник Европы и

Глава 3 Специальные техники подготовки к участию в занятиях ландшафтной арт-терапией

Глава 3 Специальные техники подготовки к участию в занятиях ландшафтной арт-терапией В этой главе описаны техники для включения участников в процесс ландшафтной арт-терапии и повышения эффективности их работы. Эти техники могут использоваться на начальном этапе

2.2. Формы и методы работы. Арт-терапевтические техники, игры и упражнения

2.2. Формы и методы работы. Арт-терапевтические техники, игры и упражнения Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения,

ФОРМЫ, ЦЕЛИ И ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

ФОРМЫ, ЦЕЛИ И ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ Прежде чем я опишу основные групповые методы, которые применяются в контексте данного подхода, мне хочется ясно определить терапевтическую функцию этих методов. В нашей модели каждому пациенту нужен прежде всего один сотрудник, в

Проведение терапии: техники логотерапии

Проведение терапии: техники логотерапии Логотерапия делает акцент на отношениях между пациентом и психотерапевтом. Эти отношения между двумя людьми есть важнейший аспект психотерапевтического процесса, гораздо более важный фактор, чем любой метод или техника.

Техники гештальт – терапии

Техники гештальт – терапии Техника 1. «Концентрация внимания на чувствах»Метод 1. «Обострение ощущения тела»Упражнение 1«Сейчас я осознаю, что лежу на кушетке. Сейчас я осознаю, что собираюсь осуществлять эксперимент на осознавание. Сейчас я осознаю, что колеблюсь,

Техники когнитивной терапии

Техники когнитивной терапии Этот раздел написан по материалам книги «Практикум по когнитивной терапии» (МакМаллин, 2001). Метод J. «Формула ABC»Техника 1. «Обучение основной формуле abc»Первый шаг в любой когнитивной терапии – доказать клиенту важность мышления. Чтобы

Альтернативные формы терапии

Альтернативные формы терапии Если один или оба супруга обладают недифференцированной личностной идентичностью, то им можно рекомендовать другие формы психотерапии как в сочетании с психотерапией семейных пар, так и вместо нее. Как правило, мы работаем индивидуально с

Источник статьи: http://psy.wikireading.ru/17788

Читайте также:  Беседка у реки название
Оцените статью