Ландшафт с геометрическими фигурами

Сад в геометрическом стиле

Геометрические мотивы помогают упорядочить оформление сада, расставить визуальные акценты, скорректировать пропорции территории. Их применяют почти для любых ландшафтных стилей, включая регулярный, классический, модерн, ряд национальных стилей.

Планировка

В планировке сада геометрия применяется всегда, но не во всех проектах она легко считывается. Природные и пейзажные стили оформляют, используя произвольные формы, но в зонировании, в распределении функциональных зон, в вертикальной планировке, в оформлении дорожек, площадок строгая геометрия будет применяться всегда.

Если нужно, чтобы геометрические мотивы планировочного решения хорошо считывались, были заметными, используют несколько приемов:

  • симметрия: участок или отдельные зоны оформляют, используя центральную ось, от которой выстраивается симметричное расположение элементов. Часто симметричную планировку используют во въездной, парадной зоне. Она выглядит особенно выразительно, если дом построен по центру участка, а по бокам от него используются одни и те же детали оформления;
  • ориентированная на центр композиция. Планировку выстраивают, принимая за центр одну точку, ритмично располагая элементы оформления, благоустройства, озеленения, функциональные зоны. Ритмичное расположение необязательно выполняют по окружности: планировку можно выстраивать, используя квадраты, ромбы, овалы или любые другие фигуры с четко выраженным центром;
  • создание ритмики. Она может быть ступенчатой (если, например, повторяющиеся элементы имеют увеличивающуюся высоту), цикличной (например, при расположении объектов по спирали) и т.п. Такие композиции могут не иметь выраженного центра, но их ориентируют так, чтобы геометрия планировки «считывалась» при осмотре участка с ключевых точек (из окон дома или с террасы у него, с зоны отдыха, с отдельных участков прогулочного маршрута).

Геометрия в благоустройстве

Использовать геометрические мотивы можно для живых изгородей, мощеных дорожек, площадок, террас, при формировании рельефа участка, в строительстве малых архитектурных форм, при устройстве водоемов, системы уличного освещения. Для этого применяют следующие подходы.

3D-геометрия. Это — использование трехмерных фигур: конусов, кубов, сфер, цилиндров и других. Объемные геометрические фигуры используются для формованных живых изгородей, ротонд, беседок, подпорных стенок, террас, парапетов, других элементов. Часто они не только имеют строгую, лаконичную форму, но и становятся повторяющимся элементом в оформлении сада, помогают создавать его ритмику.

Двухмерные геометрические мотивы. Их применяют, выполняя мощение дорожек, площадок, облицовку парапетов, подпорных стенок, дна фонтанных групп. Формируя строгий, повторяющийся узор из ромбов или квадратов, окружностей, спиралей, извилистых линий, можно акцентировать внимание на том или ином объекте.

Визуальные эффекты. Работа с пропорциями, правильное использование форм позволяет изменять восприятие отдельных элементов, объектов благоустройства, зон или участка в целом. Например, если при мощении дорожки используется поперечный линейный узор, она будет казаться более широкой. Если узор продольный, если по краям дорожки размещены более темные линии, она будет выглядеть более узкой, длинной. Этот же принцип можно применять для ограждений, других элементов зонирования, при оформлении террас, мощеных площадок. Работать с геометрией можно и нужно, создавая искусственное освещение, выполняя террасирование, формируя общие пропорции территории.

Геометрические мотивы и декоративное озеленение

Использовать геометрические мотивы при декоративном озеленении можно несколькими способами.

Топиары. Это — деревья или кустарники, для которых регулярно выполняется формовочная стрижка. Их крона может иметь шарообразную, кубическую, конусовидную, спиралевидную форму. Именно геометрические формы используют для топиаров чаще всего — стрижку в этом случае выполнять проще, а растения выглядят эффектно. Особенно выразительными являются топиары, выращенные на штамбе, со стволом, который начинает ветвиться на достаточно большой высоте. Топиары размещают одиночно или группами. Внутри композиций тоже используются геометрические принципы: кустарники или деревья образуют симметричные, ориентированные на центральную или на видовую точку группы.

Элементы зонирования. Это — живые изгороди, бордюры, вертикальное озеленение. При вертикальном озеленении могут использоваться опорные конструкции любой формы. Часто они формируют прямые линии, образуют арки, симметричные галереи. Живые изгороди и бордюры, оформленные с использованием геометрических мотивов, имеют формованные кроны: прямоугольные или скругленные. Особенно эффектно выглядят изгороди из чередующихся растений с разным оттенком кроны. Для такого озеленения могут использоваться, например, туи.

Цветники. Почти всегда в оформлении цветников используются геометрические мотивы. Для парадных, центральных, регулярных цветников применяется симметрия, сложные узоры. Микс-бордеры и рабатки имеют упрощенное «строение», они выглядят как вытянутые полосы, внутри которых размещены цветы разных видов. Клумбы и цветники не должны быть плоскими: геометрический узор, «выложенный» цветами, можно дополнять объемными фигурами из крон кустарников или деревьев. Для геометрических узоров необязательно использовать растения с ярким цветением: их могут заменять декоративно-лиственные виды с красной, желтой, серебристой, пятнистой листвой.

Читайте также:  Чем обработать землю для огорода

Применять этот подход можно и для более масштабных композиций: в многоярусных посадках, при формировании газонных площадок, посадке деревьев. Сотрудники ландшафтной студии «Гринтэк» помогут оформить сад, спланировать, декорировать его с использованием геометрических мотивов.

Источник статьи: http://landimprovement.ru/articles/design_sada_i_parka/geometricheskie-motivy/

Геометрические формы в дизайне сада и парка

В ландшафтном дизайне многое строится на геометрических конструкциях. Геометрия линий и форм отлично работает во всем, начиная с общей планировки пространства и введения отдельных акцентов и заканчивая тем, что дизайнер в целом делает ставку на эффектность кубических, шарообразных, линейных и т.п. элементов.

Геометрия форм и планировка

Планировка участка обязательно опирается на геометрические построения. Еще на этапе проектирования ландшафтный дизайнер смотрит на форму участка, на то, как в нее вписан дом и остальные постройки и размещает садовые элементы в соответствии с общей концепцией участка. Обычно участок бывает квадратной или прямоугольной формы, а дом сегодня может иметь самые замысловатые очертания на плане. Традиционные квадрат и прямоугольник, конечно, встречаются, но вообще проектировщики не скупятся на разнообразие. Например, если дом выстроен буквой П, то пространство между двумя крыльями строения уместно будет обыграть полукругом внутреннего дворика, несколько выступающим за общие очертания дома. Такое сочетание прямоугольных форм и дуги будет смотреться очень органично, а для законченности его можно дополнить шарообразными элементами декора, расположенными по окружности: светильниками или мелкими кустарниками.

Еще один интересный вариант, который успешно используют современные архитекторы – это трехскатная крыша в форме пирамиды. Такую конструкцию будет уместно обыгрывать треугольными формами и конусовидными объемными элементами в дальнейшем озеленении участка. Например, цветник перед домом может быть выполнен как разделенный от угла к углу квадрат или четырехугольник. Таким образом, фактически правильная и симметричная фигура будет зрительно соотноситься с треугольником.

Следует отметить, что разнообразие геометрических форм начинает звучать в нужном ключе лишь если эти формы имеют четкие очертания. Для воплощения геометрии плана в реальность изобразительными средствами для ландшафтного дизайна и озеленения служат мощеные и песчаные дорожки сада, бордюры и ограждения, живые изгороди.

Использование геометрических форм как концептуальный принцип

Кто-то старается создать в своем саду эффект дикой и нетронутой природы, а кто-то тяготеет к авангарду, кубизму, четкости линий. Стремление к регулярности и геометричности форм, симметричности и строгости вписывается в так называемый формальный стиль. Общее ощущение порядка и организованности подойдет педантичным натурам.

Если вам особо интересны правильные геометрические формы, и вы хотели бы любоваться их четкими очертаниями постоянно, то весь ландшафтный дизайн участка можно построить на обыгрывании кубов, шаров, пирамид и конусов.

При благоустройстве и озеленении в работе с геометрическими формами надо знать, что абсолютно все элементы композиции соотносятся с какой-либо плоскостной, линейной или объемной фигурой. Кроны кустарников и деревьев сами по себе тяготеют к форме шара, конуса или параболоида, но, кроме того, их можно довести до точного соответствия с любой объемной формой с помощью фигурной стрижки.

Линии на вашем участке могут быть представлены бордюрами, оградами, дорожками. Газоны и цветники с низко растущими, однотипными цветами воспринимаются глазом как плоскости.

Из всех этих компонентов составляются гармоничные, насыщенные и неизменно радующие взгляд композиции. Причем для нужного эффекта ландшафтные дизайнеры компании «ПозитивПроект» рекомендуют совмещать в одном контексте разные формы, создавая эффект контрастности. Начинающим следует основывать свою работу на какой-то одной форме, сочетая между собой либо шары, круги, овалы и дуги, либо кубы, квадраты, прямоугольники и прямые линии, либо пирамиды, конусы и треугольники и т.п. Разнообразия в таком случае можно достигать за счет совмещения фигур разных размеров. Так, хорошо будет смотреться круглая ваза или фонтан в центре округлого газона или цветника.

Однако грамотный и опытный профессионал работает более тонко и способен достигать потрясающих эффектов, выстраивая композиции на контрасте, совмещая не только крупные и мелкие, высокие и низкие элементы, но и самые противоположно звучащие формы.

Как это реализовать на практике? Приведем несколько примеров. Если у вас имеется прямоугольный или квадратный газон, то расположите в углах шарики мелкого кустарника, например, самшита.

Читайте также:  Схема деревянной беседки с размерами

Ландшафтный дизайн должен органично сочетать в себе противоположности или дополнять друг другом однородные формы, ведь в итоге необходимо достичь легкости восприятия основного рисунка участка.

Геометрия линий и форм в декоративных акцентах

По опыту дизайнеров компании «ПозитивПроект», геометрические акценты прекрасно работают на любом участке. Эти элементы могут присутствовать в разном количестве. Вариантов здесь множество. Так, чтобы акцентировать внимание на входе в дом или беседку можно расположить по обе стороны конусовидные деревья-солисты в горшках или кадках. Подходящими по форме будут туя или ель. Такой же прием можно использовать, подчеркивая композиционную значимость какой-либо малой архитектурной формы — скамьи, например. В районе входной группы вытянутым формам отдается приоритет в связи с тем, что они подчеркивают вертикальное положение двери, как бы повторяют ее вектор.

Небольшие самшитовые шары могут пунктиром располагаться вдоль дорожки, проходящей по открытому пространству газона. Так они дополнительно выделяют линию тропинки, что позволяет избежать ощущения пустоты на большой площади газонной травы.

Кстати, саму дорожку можно сделать не сплошной, а пунктиром: если квадратные плиты в траве положить на небольшом расстоянии друг от друга, то получится очень эффектный геометрический рисунок, напоминающий мозаику.

Осветительные приборы разных геометрических форм являются великолепным средством декора. Шарообразные светильники более современны, а светильники в форме параллелепипеда с крестообразным пересечением на каждой стороне создают атмосферу прошлых веков.

Компания “ПозитивПроект” предлагает

© 2003-2021 г. Москва
ООО «ПозитивПроект» — ландшафтная компания.

Москва, ул. 13-я Парковая, д.27 к.1

+7 (495) 231-89-01
+7 (925) 279-81-02
+7 (905) 552-76-44

Источник статьи: http://www.ginkgo.ru/inform/ozelenenie/dizajn-sada-parka/

Уроки геометрии для ландшафтного дизайнера

Отрадно, что в последние годы искусство садового дизайна всё больше привлекает внимание людей разных специальностей. Каждый мечтает о своём идеальном, прекрасном саде. А с чего начинается моделирование любого пространства? Конечно же, с использования простейших геометрических фигур и применения математических понятий. Ставя первую точку на плане и проводя первую линию, мы не подозреваем, что с этой минуты приступаем к сдаче зачёта на знание элементарных правил одной из древнейших математических наук, геометрии, самому строгому учителю — природе.


В садовом пространстве всегда обязательно присутствует геометрия

Точку можно представить как «точку обзора», из которой ведётся наблюдение, а прямую между двумя объектами считать состоящей из множества точек, при наблюдении из которых один объект заслоняет другой. При таком подходе вводится понятие «прямой линии».

Истоки

Геометрия глубоко проникла во многие сферы нашей жизни, и вряд ли кто-то связывает её возникновение с нашей непосредственной сферой деятельности — садоводством, а впоследствии садовым дизайном. А ведь истоки этой области математической науки уходят в Древний Египет. Во времена сезона тропических дождей Нил пополнял свои запасы воды и разливался. Вода покрывала участки обработанной земли, и в целях налогообложения нужно было установить, сколько земли потеряно. Ещё одним стимулом накопления геометрических знаний египтянами стали возведение пирамид — говоря современным языком, строительство архитектурных форм.

Правда, само название раздела математики, изучающего пространственные отношения и формы, появилось значительно позже в Греции. Слово геометрия происходит от греческих слов « ge » — Земля и « metro » — «измеряю».


Создание гармоничного садового пространства требует знания геометрии

Изучая работы классиков ландшафтного дизайна, мы всё больше убеждаемся: для создания гармоничного комфортного пространства необходимы знания моделей, геометрических пропорций, свойств различных фигур, их размеров и взаимного расположения.

Симметрия

Одним из видов гармоничной композиции в искусстве считается симметрия. Она свойственна, прежде всего, архитектурным произведениям. Однако на законы симметричного составления ландшафтных пейзажей обратили внимание ещё в глубокой древности персидские мастера садового искусства. Здесь симметрия использовалась в качестве основного приёма построения бордюров и орнаментов.


Симметрия — один из важных элементов регулярного стиля

Затем традиции древнеперсидских парков получили второе рождение. Так, вся европейская эстетика в определённом смысле была построена на идее симметрии. Чёткие правильные симметричные формы создают в саду атмосферу упорядоченности, характерную для регулярного стиля. Геометрия, баланс и пропорция — всё это части этого стиля.

Следующий вопрос: уместно ли использование принципов регулярного стиля в современном частном саду? Ответ однозначен: да, но при условии — архитектура дома должна соответствовать стилистическим требованиям этого направления. Нелепо будет выглядеть сад в регулярном стиле около сельского деревянного дома или современного кирпичного здания.

Ещё один важный факт, который нужно учитывать: сад, выполненный в регулярном стиле, требует систематичного кропотливого профессионального ухода квалифицированного садовника. Это наиважнейший момент, так как при отсутствии такого ухода даже самый идеальный сад через очень короткое время превратится в запущенные дебри.

Читайте также:  Как сажать рассаду огурцов для теплицы

Геометрические формы

В садовом искусстве приоритетными геометрическими формами являются квадрат, круг или же их части. Точка и линия, круг и квадрат выражают противоположные принципы бытия. По китайской символической традиции небо считалось круглым (отсюда название Китая — Поднебесная), а земля квадратной. В основе исламской храмовой архитектуры лежала идея квадрата, с которым связывали убежище праведников в иранской мифологии. Круг же служил обозначением космического пространства.

Граница круга отделяет космос от хаоса, и вместе с тем круг символизирует бесконечность. Его животным олицетворением служил свернувшийся кольцом или кусающий себе хвост мировой змей. Круг есть плоскостная проекция солнца, мистического колеса, оберег от злых духов. Поэтому чаще всего площадку для уютного, укромного местечка делают круглой.


Круг — символ бесконечности

Рассмотрим подробнее основные геометрические фигуры, используемые в моделировании пространства. Используя различные части круга (центр, диаметр, радиус, окружность и касательные), дизайнер может создавать разнообразные формы. Главные составляющие квадрата — это сторона, оси и диагонали.

Секрет создания рельефного дизайна состоит в умении комбинировать эти формы и их части, так как различные конфигурации обладают разными качествами. Так, прямоугольник и его производные (квадрат и ромб), круг и всевозможные овальные формы создают в саду статичное пространство, пробуждающее чувство спокойствия и умиротворения, в то время как длинные дорожки, асимметричные неправильные фигуры ассоциируются с динамикой и вызывают волнение, возбуждение, желание передвигаться.


Квадратные формы создают статичное пространство

Хотелось бы обратить внимание на то, что нужно избегать чрезмерного использования крестообразных фигур. Крест символизирует четыре стороны света, а согласно геометрической символике, перекрёсток — место особого энергетического напряжения, в то время как треугольник — фигура созидания, символизирующая плодородие, брак, троичность мироздания.

Плавные, размытые очертания комбинированных элементов основных геометрических фигур уместно использовать в пейзажных садах. В естественном ландшафте мы никогда не увидим чётко выраженных геометрических форм, тем не менее, они присутствуют в природе. Чуть-чуть пространственного воображения, и криволинейная береговая линия водоёма или опушки леса предстаёт как контур соприкасающихся кругов, где очертания части одного круга плавно переходят в другой. Чтобы воссоздать образец подобного природного шедевра, нужно учесть, что для плавного перехода изгиб должен быть широким, а окружности, которые описывает кривая, разновеликими.


В ландшафтном дизайне используются, в том числе, отдельные части геометрических фигур и их сочетания

Человек издавна наблюдал за природой. Именно она была строгим и мудрым учителем. Даже происхождение названий всех геометрических фигур появилось по аналогии с природными объектами или предметами быта. Так, например, греческое слово «конос», которое переводится как «сосновая шишка», стало прототипом геометрического термина конус, а слово «трапезиум», т. е. «столик», дало наименование трапеции. Как видим, не случайно зона барбекю чаще всего представлена в виде трапеции, по аналогии со старинным словом «трапезная» — помещение, в котором принимали пищу в монастыре.

Моделирование пространства — сложный и в то же время творческий процесс. Замечательно описал свои ощущения японский архитектор Дж. Саймондс в книге «Ландшафт и архитектура»: «Проектируя сад, я хожу каждый день на участок, иногда на долгие часы, изучая его, с циновкой и чаем. Иногда в вечерней тишине, когда тени становятся длинными. Иногда в деловое время, а солнце чистое и яркое. Иногда под снегом и даже дождём, потому что многое можно узнать о земле, наблюдая, как падает на неё дождь и как вода ручейками бежит по естественным водостокам. Так я начинаю понимать этот кусочек земли, его настроение. Теперь только могу я взять в руки тушь и кисть и приступить к своим планам. Но странно, благодаря созерцанию, в моём уме уже всё спроектировано — бессознательно завершено во всех деталях. Сад заимствовал форму и характер у соседнего участка, у скалы и веющего ветерка, движущегося солнца, звука падающей воды и у затянутых дымкой далей…».

«Утром — медитация, вечером — проект». Учитесь у природы, черпайте идеи у талантливых дизайнеров. Помните, чтобы создать идеальное пространство для жизни, должны быть соблюдены баланс и пропорции всех элементов сада. И тогда чувство гармонии навечно поселится в вашем Эдеме.

Маргарита Алексеева,
ландшафтный дизайнер, преподаватель
учебно-практического центра «Цветущая планета»

Источник статьи: http://7dach.ru/VestnikCvetovoda/uroki-geometrii-dlya-landshaftnogo-dizaynera-266263.html

Оцените статью