Пейзаж с бабочками — Сальвадор Дали
Картина «Пейзаж с бабочками» была написана Сальвадором Дали в 1956-ом году и может считаться, на мой взгляд, одной из самых необычных картин ампурданского гения. Почему? Да потому что необычность в общепринятом смысле этого слова Сальвадор Дали сделал нормой, населив свои картины самыми фантасмагорическими образами, к которым мы не только привыкли — но справедливо восхищаемся ими! И потому, когда видишь «Пейзаж с бабочками» будучи хорошо знакомым с творческим наследием художника, то разум отказывается верить, что это картина Дали.
Где бьющий с каждого квадратного сантиметра холста эротизм? Где мягкие часы и слоны на паучьих ногах? Где «образы-перевертыши», которые, внезапно открывшись, заставляют нас вскрикивать от восторга перед замысловатым мастерством Маэстро Дали?
В картине «Пейзаж с бабочками» ничего этого нет. Есть знакомая нам по множеству работ Дали долина Ампурдан, вставленная в рамку Пиренейских гор, есть каменное образование, наводящие на мысли о скалах мыса Креус, без которого тоже редко обходится любая картина Дали, и — две завораживающих красотой бабочки, застывших в странной неподвижности.
Да, это понимаешь не сразу, но потом всё-таки догадываешься, в чем причина упрямого ощущения, что в картине «Пейзаж с бабочками» что-то не так — причина именно в полной неподвижности божьих творений. Это не картина, запечатлевшая некий момент времени — но картина, в которой по воле художника время остановилось.
Зачем? Чтобы мы, как и сам художник, могли вдоволь налюбовать красотой одного их самых, без преувеличения, красивых созданий Природы — бабочек. Бабочка всегда была интересна Дали, как яркий символ трансформации и метаморфозы — явления, крайне занимавшего художника на протяжении всей карьеры.
Опять же, бабочка — символ красоты, а Дали, не стоит забывать, с начала 50-хх больше не был революционером и ниспровергателем основ. Провозгласив свой «Мистический манифест», он, по сути, предал анафеме всё современное искусство, и, прежде всего, одного из своих прежних «богов» — Пабло Пикассо.
Дали окрестил Пикассо «разрушителем искусства» за то, что Пикассо, по его мнению, воспевал уродство. Сальвадор же, в противовес «старшему товарищу» и всем прочим «деятелям» современного ему искусства, воспевал, по его словам, красоту. По этой прияине Дали возвел в ранг «спасителя современного искусства» и «единственного продолжателя традиций Веласкеса».
Отмечу, что в этом споре я всецело на стороне Дали — тем более, что работая в жанре классики, Дали нтерпретировал ее настолько своеобразно, что снова стал, как ни парадоксально это звучит, самым большим новатором 50-хх, изобретя свой знаменитый «ядерный мистицизм» — стиль, в котором силой своего искусства он стремился повенчать открытия науки и Бога.
Интересно, что научный прорыв в ядерной физике или генетике он трактовал как дополнительное доказательство существования Бога, и, с этой точки зрения, бабочка, поражающая строжайшей геометрической точностью, симметрией и в то же время красотой своих узоров, была наилучшим воплощением идеи Дали о тождестве науки и Бога.
Источник статьи: http://www.barcelona-excurs.org/landscape-with-butterflies/
Ландшафт с бабочками сальвадора дали
Константин Алексеевич Васильев. Лесная готика. 1973
В композиции Константина Алексеевича Васильева «Лесная готика» словно представлен слайд привычного пейзажа с хвойным лесом. И все же взгляд направляется в глубину картины, становясь мечтательно-созерцательным. Полотно завораживает.
Высокие деревья, заслоняющие густыми кронами небо, и маленькая елочка, тянущаяся навстречу солнцу, создают небывалое настроение. В пространстве леса проявляется мозаичное окно готического храма, и зеленоватые блики стекол начинают играть со зрителем отраженными лучиками света. Стволы деревьев превращаются в устойчивые колонны, стремящиеся от земли до самой выси мира. И растущая елочка в своей беззащитности и трогательности словно купается в потоках мягко искрящегося солнечного воздуха.
Пространство наполнено прозрачностью и чистотой. Так и слышится в этой неимоверной тишине раскатисто-гулкое эхо. Переживается умиротворение и торжественное звучание вибраций света, воздуха и жизни.
Художник ясно и выразительно передает зрителю свою идею: природа – это храм, и вековые ели и молодая елочка и даже каждая травинка – это всё живые части природы, и человек – так же часть чего-то большего и прекрасно совершенного. Символика картины потрясающа.
Философ-мистик Холл Мэнли в своих многочисленных лекциях, книгах и эссе рассказывает, что в священных писаниях почти всех просвещенных народов сказано, что «Бог сотворил человека по Своему Образу и Подобию». Еврейские патриархи учили, что человеческое тело – это микрокосм (малый космос), сотворенный по образу Макрокосма (великого Космоса). Соответствие конечного и бесконечного соединяет в себе и физические функции человеческого тела, и свойства человеческого ума, и качества человеческой души. Великому египетскому полубогу Гермесу человечество может выразить благодарность за закон аналогии. Великая герметическая аксиома гласит: «То, что наверху подобно тому, что внизу, а то, что внизу, подобно тому, что наверху».
Все религии древнего мира были основаны на поклонении Природе. Поклонение частям и функциям человеческого тела проявилось в Лемурийском периоде. В эпоху Атлантов началось поклонение Солнцу. И каждая новая религия включала в своё учение многое из обрядов и символики предшествующей веры.
Многие народы строят свои храмы по форме человеческого тела.
1. Главные ворота
2. Крыльцо
3. Молитвенный зал
4. Место священного быка бога Шивы Нанди
5. Святилище
Зрачок | расширение | сужение | |
Слезная железа | — | усиление секреции | |
Слюнные железы | малое количество густого секрета | обильный водянистый секрет | |
Сердечный ритм | учащение | урежение | |
Сократимость сердца | усиление | ослабление | |
Кровеносные сосуды | сужение | слабое влияние | |
Мышцы | повышение тонуса | расслабление | |
Частота дыхания | усиление | урежение | |
Бронхи | расширение просвета | сужение просвета | |
Потовые железы | активация | — | |
Надпочечники | секреция адреналина / норадреналина | — | |
Половые органы | эякуляция | эрекция | |
Тонус ЖКТ | торможение | активация | |
Сфинктеры | активация | торможение |
Тем не менее, бывают ситуации, когда поступающая в неокортекс информация оказывает незамедлительное воздействие на работу ствола мозга. Невероятная сила абсолютной веры способна повлиять даже на самые основные и глубинные жизненные функции.
Как вы считаете, если бы мы могли использовать исключительную силу ствола мозга по собственному решению или, если сказать словами русской народной сказки, «по моему хотению, по щучьему велению», было ли бы это здорово?
Павел Дмитриевич Корин. Спас Ярое Око. 1932
На картине «Спас Ярое Око» Павел Дмитриевич Корин изображает проницательный взгляд Спаса Вседержителя. Как сказал отец Иоанн Кронштадтский: «Всевидец Господь в одном акте Божественного видения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Ничто утаиться не может!»
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые цветы меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.
/Иван Алексеевич Бунин/
Можем ли мы сознательно контролировать свои мысли и эмоции во всем их объеме. Собственно говоря, мы вообще не управляем своим разумом. Это он управляет нашими действиями. Если бы мы имели неограниченный доступ к ресурсам ствола мозга, то своими неконтролируемыми желаниями и мыслями могли бы причинить непоправимый вред и себе, и окружающим. Для начала важно научиться осознавать свои эмоции и направлять свои мысли в нужное русло.
Двумя самыми важными элементами в системе защиты ствола мозга от «несанкционированных мыслей и эмоций» являются СОМНЕНИЕ (как часть неокортекса) и СТРАХ (как часть лимбической системы). Можно сказать, что сомнение и страх как АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ сопровождают нас до тех пор, пока мы не перестанем нуждаться в их защите.
Средством преодоления сомнений является не слепая вера, а знание и ясное мудрое понимание, истинный источник интеллекта. Когда ЗНАНИЕ совершенно ТОЧНОЕ, СОМНЕНИЕ автоматически ИСЧЕЗАЕТ. А когда ПРИХОДИТ РАДОСТЬ, то СТРАХ РАССЕИВАЕТСЯ. Сила радости нейтрализует не только страх, но все негативные эмоции, которые он порождает. Проще всего вызвать ощущение радости с помощью улыбки или игры. При всей своей простоте эти способы чрезвычайно эффективны. После преодоления сомнения и страха с помощью ясного понимания и силы радости, у человека появляется возможность в полной мере использовать ресурсы своего мозга.
Медитация «Улыбка радости»
Микалоюс Константинас Чюрленис. Ангелы (Рай). 1909
Микалоюс Константинас Чюрленис. Аллегро (Соната звезд).
Микалоюс Константинас Чюрленис. Аллегро (Соната звезд). 1908
Есть много разных версий относительно вопроса: в скольких одновременных мирах живет человек. И каждый волен иметь по этому поводу собственное представление. В то же время право на жизнь имеют и простые модели. Продемонстрировать существование человека сразу в нескольких мирах (измерениях) можно через упрощенную аналогию с компьютером:
физическое тело |
Большинство людей живет в суетном мире быстро меняющихся внешних стимулов и мимолетных мыслей, создающих шумовую завесу из пяти чувств. Человек словно не понимает, что под пенистыми волнами скрываются бездонные глубины океана, что бурлящие поверхностные потоки – это не единственная существующая реальность.
Если у человека не болит голова или не отказывает память, он, как правило, не задумывается о собственном мозге. Однако, несмотря на то, что головной мозг составляет всего два процента от общей массы тела, он получает пятнадцать процентов крови и двадцать – двадцать пять процентов кислорода. Пятнадцатисекундная задержка притока крови к мозгу вызывает потерю сознания. И в то же время мы часто думаем, что наш мозг находится вне пределов нашего влияния.
Энергия существует везде. Без энергии невозможна сама жизнь. Если человек не ощущает энергию в окружающем мире, это может означать только то, что его мозг не достаточно расслаблен и не настроен на восприятие вибраций энергетического поля. Энергия воспринимается в состоянии сознательного расслабления, когда мощность мозговых волн не высока.
Сальвадор Дали. Взрыв головы Рафаэля. 1951
Мозг человека пульсирует и вибрирует, генерируя электромагнитные волны определенных частот. Различные степени волновой активности мозга можно соотнести с характерным спектром частот:
Интенсивные бета-волны (20-30 Гц) связаны с гиперактивностью и некоторыми видами беспокойства.
Бета-волны (14-20 Гц) соответствуют обычному бодрствующему состоянию сознания; это такое состояние, когда мы фиксируем свое внимание на деятельности внешнего мира.
Альфа-волны (8-13 Гц) характерны для состояния мечтательности; их часто соотносят с медитативным состоянием.
Тета-волны (4-7 Гц) присущи состоянию интенсивного творчества; эти волны обнаруживаются в состоянии глубокой медитации и во сне.
Дельта-волны (3-5 Гц) проявляются в состоянии глубокого сна или в бессознательном состоянии; новейшие исследования в области волновой активности мозга показывают, что глубокая медитация способна продуцировать дельта-волны и в осознаваемом состоянии.
Гамма-волны (30-80 Гц) были обнаружены у опытных медитирующих; похоже, что гамма-волны указывают на вспышку осознания или на высокий уровень обработки информации – это, например, может быть внезапная интеграция идей или переживаний.
Частоты волн мозга измеряют в тех же единицах, что и звуковые частоты, в циклах в секунду (или в Гц).
Ученые полагают, что первичный созидательный звук – тот, что называется БОЛЬШИМ ВЗРЫВОМ, – на самом деле был чрезвычайно глубокой и тихой звуковой вибрацией. Некоторые говорят об этом звуке, как о КОСМИЧЕСКОМ ЖУЖЖАНИИ. Мы можем так никогда и не узнать, каким на самом деле был этот звук и был ли он изначально СЛОВОМ СОТВОРЕНИЯ, проявившим Вселенную.
Микалоюс Константинас Чюрленис. Сотворение мира. 1906
Так и хочется с возвышения и патетики Небес спуститься на Землю и вспомнить слова Карлсона, того, что живет на крыше: «Скажи мне, милый ребёнок, в каком ухе у меня жужжит? — В левом. — А вот и не угадал. У меня жужжит в обоих ухах» — и предложить небольшое упражнение.
Упражнение «Послушайте звездное жужжание МОЗГА»
Винсент Ван Гог. Звездная ночь над Роной. 1890
«Этот человек родился с таким творчеством. Винсент Ван Гог родился у бедного отца, который работал в угольной шахте. Он никогда не получал образования, никогда не ходил ни в какую школу искусств, но стал одним из величайших художников в мире.
Лишь несколько дней назад я видел одну из его картин. Над этой картиной смеялись все художники, что говорить о других людях? – потому, что он написал звезды так, как никто не видит звезды: как туманность, – каждая звезда в движении, – как постоянно вращающееся колесо. Кто так видит звезды?
Даже другие художники сказали: «Ты сходишь с ума – это не звезды! И более того, деревья, которые ты нарисовал под звездами, поднимаются выше звезд. Звезды остаются позади, деревья выше. Кто видел такие деревья? Это просто безумие!»
Но несколько дней назад я видел такую фотографию. Физики открыли, что Ван Гог был прав: звезды не такие, какими кажутся, они точно такие, какими их нарисовал Ван Гог. Бедный Ван Гог! Какие, должно быть, у него были глаза, чтобы увидеть то, что найдут физики сто лет спустя, со своими лабораториями и великими технологиями. И Винсент Ван Гог, как ни странно, невооруженным глазом определил точную форму звезд. Они вращаются, это вращающиеся дервиши; они не статичны, как мы их видим.
И когда его спросили об этих деревьях: «Где ты нашел деревья, которые поднимаются выше звезд?» – он сказал: «Эти деревья я нашел, сидя рядом с ними и прислушиваясь к их амбициям. Я слышал, что деревья сказали мне, что они – амбиция Земли достичь звезд».
Может быть, ученым потребуется несколько столетий, чтобы открыть, что действительно, деревья – это амбиции Земли. Одно определенно – деревья движутся против гравитации. Земля позволяет им двигаться против гравитации – помогая, поддерживая их. Может быть, Земля хочет какого-то общения со звездами. Земля живая, а жизнь всегда хочет подниматься выше и выше. Нет предела устремленьям».
/Ошо «Творчество. Высвобождение внутренних сил»/
Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь в метелях полуденной пыли,
Врывается к богу, боится, что опоздал,
Плачет, целует ему жилистую руку,
Просит – чтоб обязательно была звезда! –
Клянется – не перенесет эту беззвездную муку!
А после ходит тревожный, но спокойный наружно.
Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!»
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
/ Владимир Владимирович Маяковский/
Пабло Пикассо. Женщина с желтыми волосами.
Пабло Пикассо. Женщина с желтыми волосами. 1931
В 1925 году Пабло Пикассо познакомился с живописью сюрреалистов. Сюрреализм – художественное воплощение непознаваемого, иррационального, соединение несоединимого, сближение несопоставимого, своего рода – это сверхреальность. Сюрреалист освобождает свой ум от всех логических структур и творит в состоянии обнаженного подсознания.
Произведение художника «Сон» индивидуально-неповторимо привносит новые сюжетные трактовки и эмоциональные интонации, обогащая этот стиль искусства. Юная светловолосая девушка заснула во время сеанса. Расслабленная поза модели и яркий насыщенный колорит картины демонстрируют блаженство молодой женщины. Линии в картине прописаны плавно и округло, являя мягкие пышные формы, подчеркивающие женственность натурщицы, сонно-расслабленную податливость ее тела, и! создавая прообраз будущего материнства.
Голубоглазую девушку с восхитительной фигурой звали Мари-Терез Вальтер. Увидев скандинавскую красавицу-валькирию в 1927 году, Пикассо приложил все усилия, чтобы покорить ее сердце. Ему в то время было сорок шесть, ей – едва семнадцать. В 1935 Мари-Тарез родила дочь Майю.
Пабло Пикассо. Сон. 1932
Южнокорейский гинеколог Кванг Ча и американский профессор Роджер Лобо провели необычный эксперимент, чтобы узнать, происходит ли у женщин зачатие после искусственного оплодотворения легче, если за них молиться. 219 женщин в возрасте от 26 до 46 лет разделили на две группы. Верующие люди в разных частях света получили фотографии женщин из одной группы с просьбой молиться за них в течение трех недель. Результат был удивителен: 50% женщин из тех, за которых молились, забеременели, в другой группе успешное зачатие составило лишь 26%.
Это исследование подтверждает, что сконцентрированные мысли могут воздействовать. Ведь в основе настоящей молитвы лежат мысли, порожденные глубоким внутренним ощущением.
Поль Гоген. Женщина в молитве. 1894
Марку Аврелию принадлежат слова: «Счастье твоей жизни зависит от содержания твоих мыслей». Действительно, наши мысли оказывают сильное влияние на нашу жизнь, наше самочувствие, наше благополучие.
Что же такое мысли, если они могут стать для нас и благословением, и проклятием?
Всем хорошо известны такие выражения: «Мне пришла в голову мысль!», «Эта мысль уже давно преследует меня!», «Это мысль меня не отпускает!», подобные высказывания подтверждают, что мысли могут воздействовать на нас как нечто самостоятельное.
Созданию картины, доклада, поэмы, симфонии, инженерного сооружения или научной концепции предшествует мысленный прообраз, который лишь в последующем становится действием. Сначала в мыслях возникают эскизы, планы, расчеты, изменения и дополнения, затем они воплощаются в чертежах и набросках, и только потом проявляются в реальности. Именно мысль становится семенем, которое стремится к прорастанию, к реализации.
Китайская мудрость гласит: «Следи за своими мыслями, они начало твоего поступка».
Если мысли окрашены радостным волнением, они могут изменить состояние души. Ну а если мысли окрашены чувствами ненависти, зависти, агрессии или насилия, то очевидной становится их разрушительная сила.
Спросите себя: «Могу ли я выбирать свои мысли?» Спросите себя: «А эта мысль приносит мне любовь и гармонию?» Если приносит, то это великолепно. Если нет, то поймите, что мысли нам подсказывают – что нуждается в изменении? Поблагодарите свои разные мыслиформы за жизненные уроки, за помощь, за понимание, за прощение. И выберите те из них, от которых вам будет легче, светлее и радостнее.
Микалоюс Константинас Чюрленис. Сотворение мира. 1906
Действия как наших поступков и слов, так и наших мыслей выходят за собственные пределы и влияют на нас и наше окружение. Между рукотворным действием и произнесенным словом есть различие – УТОНЧЕНИЕ. Мысль имеет еще более тонкую природу. Все три звена – поступок, слово, мысль – продукты деятельности человека. Поступок можно увидеть или ощутить, слово воспринимается через тончайшие акустические колебания. Мысль нельзя ни потрогать, ни увидеть, ни услышать. И все же в процессе рождения мыслей, как и в процессе говорения, что-то возникает.
Нечувствительное,
невидимое и неслышимое
не означает несуществующее.
Вот несколько примеров существования «несуществующего»: бациллы, радиоволны, передача мыслей на расстояние, живая вода…
Микалоюс Константинас Чюрленис. Искры. 1906
В последнее время широкое распространение получили результаты исследований японского оригинального мыслителя Масару Эмото. В своих экспериментах Эмото доказывает, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли, эмоции и любую внешнюю информацию – музыку, молитвы, разговоры, события. Чтобы увидеть, как выглядит записанная водой информация, Эмото фотографирует замороженную воду. Форма образующихся при этом кристаллов льда варьируется в зависимости от эмоциональной окраски информации. Позитивные мысли и чувства, гармоничные мелодии порождают симметрично-красивые рисунки, негативные – хаотично-бесформенные, с рваными краями, уродливые.
Мыслеформы, как продукт нашего мозга, исходя от нас, воздействуют и на материальный мир – конструктивным или разрушительным образом, в полном соответствии с нашим волением. Слово может быть хулой или похвалой. Как и сделанный столяром стул может быть кривым или удобным.
Винсент Ван Гог. Стул Ван Гога и Кресло Поля Гогена. 1888
Художник-творец и стул, и кресло умеет превратить в главных героев своих картин, поместить в центр пространства, в центр вселенной. Неживой стул и неживое кресло становятся олицетворением живой дружбы двух людей, как след, оставленный этими людьми в материальном мире. Мысль о погасшей трубке и погребальном подсвечнике воплотилась в место, где нет Ван Гога, где нет Гогена, но есть жизненная ситуация, в которой Ван Гог потерял единственного друга, и рухнули все его идеи и мечты о сотрудничестве с Гогеном.
Василий Васильевич Кандинский. Меленькая мечта в красном. 1925
Идея рухнувших мечт прослеживается и в картине Василия Васильевича Кандинского «Маленькая мечта в красном». Сине-красно-коричнево-желто-зеленый фон картины размещает общий замысел в динамике, в пространственно-временном перемещении. Мечта зарождается слева, из беспредметности, смутных ощущений и туманных снов. Постепенно она оформляется в четкость и материальность – в красный домик с желтой башней и красное солнышко над ними. Правее, в преимущественно темной области мечта распадается, рушится о повседневность, и затем в своей цикличности вновь и вновь возрождается.
Мыслеформы подчиняются всеобщим законам:
•Закон Притяжения Подобного. В физике это отражается в явлении резонанса, совпадении колебаний одинаково настроенных элементов. В социальной сфере это проявляется в образовании обществ, кружков, партий по интересам. Такие поговорки, как – «рыбак рыбака видит издалека», «яблоня от яблони недалеко падает», «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» подтверждают, что подобное притягивается, соединяется и при этом еще и усиливается.
Легкие снежинки, ложась рядом, образуют снежный покров, который становится все мощнее, может даже превратиться в снежную лавину. Так же и мысли: если мы снова и снова порождаем одни и те же мысли, и тем самым отсылаем их к мыслительным центрам подобного, мы усиливаем и оживляем их, придаем им небывалую силу. И уже эта сила начинает свое обратное воздействие и на нас самих и на других людей. Если человек чем-то сильно увлечен, например, футболом или машинами, или наркотиками, тогда все его мысли связаны только с этим увлечением. Увлечения и зависимости превращают «хобби» в неосознаваемый ограничитель свободы.
Какие же мощные «миры» возникают благодаря объединению мыслей всех людей нашей планеты? Какая ужасная картина возникнет, если объединить все легкомыслие людей, которые полагают, что «всякий волен думать, что хочет»? И какая прекрасная картина проявится, если бы существовали только люди доброй воли и думали они только о хорошем?
•Закон взаимодействия. Это закон возмещения, замыкания цикла, соединения начала и конца, закон сева и жатвы, деяния и получения, причины и следствия. Что человек посеет, то и пожнет. Сеяли пшеницу – пожнем тоже пшеницу. Получим даже больше, чем сеяли, но, только, то же самое. Как хорошее, так и плохое – все, что исходит от нас, то и возвращается. Народная мудрость отразила этот опыт во многих пословицах: «кто посеет ветер, пожнет бурю», «как аукнется, так и откликнется».
•Закон тяготения. Всем известно, что тяжелое опускается, а легкое поднимается. У каждого человека бывают моменты или даже дни, когда ощущение радости переполняет и при этом никакая мысль еще не возникла. Лишь когда возникает желание выразить это ощущение, мы формулируем мысленное предложение: «Я сегодня очень счастлив!». Но не мысль является источником радости, а мы сами живем в состоянии счастья, наша душа переживает его. Наш дух, наше внутреннее ядро, а значит, мы сами пользуемся инструментом-компьютером-мозгом, нашим рассудком, и производим на основании нашего душевного состояния мысли.
Верно и обратное: мысли воздействуют на наше душевное состояние. При мысли о печальном событии, например, о потере любимого человека, мы говорим о тяжести на сердце, о том, что это давит на душу. Мысль о радостном событии настраивает нас иначе: становится легко на сердце и поднимается настроение.
Воздушный шар не сможет сдвинуться ни на миллиметр, если он нагружен большим количеством мешков с песком. Тяжелые мысли, словно балласт, серьезно замедляют наше духовное развитие.
«Кто сегодня сеет мысль.
Пожинает завтра поступок,
Затем характер и, наконец, судьбу».
Дуй Гун. Ее собственный маленький мир. 2011
Сальвадор Дали. Ландшафт с бабочками.
Сальвадор Дали. Ландшафт с бабочками. 1956
От полотна Сальвадора Дали «Ландшафт с бабочками» веет теплом и легкостью. Ласковый солнечный поток мягко летает в безграничной голубизне просторного неба. Полярность картины проявлена не столько в привычной бело-черной гамме, сколько в желто-красной, сине-зеленой, солнечно-небесной, пестро-однотонной, искусственно-естественной палитре. В пейзаже есть одно, и есть другое и есть граница между ними. Край-рама одновременно разъединяет и объединяет в единое целое, ставит конкретную точку-туфлю в самом центре иллюзии, стремясь уравновесить общее впечатление.
В Евангелии от Филиппа сказано: «Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое – братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие – не хороши, и плохие – не плохи, и жизнь – не жизнь, и смерть – не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира, – неразорванные, вечные».
Каков он мир, в котором нет полярности, нет противоречий? Каков мир Божественной любви? Бабочки-иллюзии с картины Сальвадора Дали увлекают нас из мира солнечных бликов и теней в мир вечности и целостности бытия.
В своих мемуарах «Дневник одного гения» Сальвадора Дали воздвиг себе еще один прижизненный памятник. Его цитаты одновременно и прямолинейно точны и бесконечно иррациональны:
«Во всем мире, и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Галой — а она одна-единственная на всем свете.
Живопись — это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.
Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своём роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью.
Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел.
Время спешит, пролетая мимо с каждым днем все быстрей и быстрей, и, хотя я смакую любой десятиминутный глоток жизни, венчая каждые четверть часа какой-нибудь выигранной баталией, подвигом или победой духа, соперничающими между собой по своей непреходящей значимости, — все равно сквозь меня мало-помалу незаметно просачиваются недели, наполняя меня яркостью и заставляя с еще более острым ощущением полноты жизни цепляться за каждую каплю моего драгоценнейшего обожаемого бытия.
Всё, что я обещаю, я делаю — когда-нибудь. Всё, что хочу, сбывается — рано или поздно.
Если всё время думать: «Я — гений», в конце концов, станешь гением.
Меня завораживает все непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
В любой ошибке почти всегда есть что-то от Бога. Так что не спеши поскорей ее исправить. Напротив, постарайся постигнуть ее разумом, докопаться до самой сути. И тебе откроется ее сокровенный смысл. Геометрические занятия утопичны по природе и потому не благоприятствуют эрекции. Впрочем, геометры редко бывают пылкими любовниками.
Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь.
Каждый волен быть сам и давать возможность другим стать теми, кем им заблагорассудится, во всех своих проявлениях и отправлениях, кишечных расстройствах и фосфенных галлюцинациях — хоть моралистом, хоть аскетом, хоть ***астом или копрофагом.
Добровольного идиотизма я не понимаю.
Великие психологи и те не могут понять, где кончается гениальность и начинается безумие» .
Картины Дали, его мысли, его представление о мире, да и сама его необычная жизнь в очередной раз иллюстрируют, что мозг каждого человека – это доступный людям инструмент восприятия, понимания и, в конечном счете, созидания своей реальности.
От информации, содержащейся в мозге человека, зависит его судьба. К сожалению, не каждый из нас реально является хозяином своего мозга. Если мы позволяем другим людям или обстоятельствам решать, какую информацию следует получать нашему мозгу и как ее применять, то мы подвергаемся управлению нашим мозгом извне. Быть хозяином собственного мозга это – то же самое, что и быть хозяином собственной жизни.
Петр Демьянович Успенский в сборнике лекций «Психология человеческих возможностей» пишет, что человек должен знать: он не один, его много. Он не имеет постоянного или неизменного «Я» (эго). Он всегда разный. В один момент он – один, в другой – другой, в третий – третий и так далее, почти до бесконечности.
То он – Иван Петрович, то Станислав Георгиевич, То Мария Ивановна, а то и вовсе Апологея Маразмовна, а бывает и Василисой Премудровной или Мамашей Отечесвенниковной, а то и Дедом Уставовичем.
Пабло Пикассо.Женщина в голубой шляпе. 1938
Иллюзия единства или целостности создается в человеке ощущением собственного тела, именем и некоторым набором механических привычек и склонностей.
В действительности в человеке чаще нет единства и нет управляющего центра, а есть множественное Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я-Я….
У каждого из этих Я есть мысли, чувства, ощущения, желания, симпатии и антипатии. Все зависит от изменения внешних обстоятельств и смены впечатлений. Есть преходящая череда мыслей, интересов, взглядов, настроений, желаний. Некоторые из этих Я следуют за другими, иные приходят группами, противореча, вторя друг другу, или уводя в сторону. И в них вовсе нет упорядоченности и системы.
Каждое из этих Я в тот или иной момент времени представляет собой незначительную часть мозга, ума или интеллекта, но каждое из них воображает, будто является целым. Самое печальное заключается в том, что человек этого не осознает, чаще он верит последнему Я, верит до тех пор, пока следующее Я не заявит свое мнение или желание громче.
Павел Николаевич Филонов. Голова. 1924
Согласно древнему учению суфиев, следы которого можно найти во многих старых и новых системах и практиках, человек может познакомиться со своим единым осознающим центром. По мнению Георгия Ивановича Гурджиева, это происходит через развитие как минимум четырех тел, которые состоят из постепенно утончающихся субстанций, проникающих друг в друга и создающих четыре независимых организма.
Источник статьи: http://svetlanadvurechenskaya.com/index.php/obvious/risunki/88-obvious/risunki/100-vozdukh