- Урок окружающего мира во 2-м классе на тему «Рельеф. Ландшафт»
- Урок окружающего мира во 2-м классе по системе Занкова «Рельеф. Ландшафт»
- Ход урока
- 1-й этап. Организационный момент
- 2-й этап. Актуализация опорных знаний
- 3-й этап. Моделирование рельефа
- 4. Физкультминутка
- 5. Исследование карты
- 6. Продолжение изучения темы. Формирование понятия ландшафт
- 7. Физкультминутка “Солнышко”
- 8. Рефлексия
- 9. Домашнее задание
- Конспект НОД «Ландшафты Земли»
- Ход занятия
Урок окружающего мира во 2-м классе на тему «Рельеф. Ландшафт»
Цель урока:
- формировать представления учащихся о поверхности Земли;
- показать роль человека в изменении рельефа, ландшафта.
Обучающая:
- формирование первоначального представления о рельефе Земли;
- раскрытие понятий «рельеф», «ландшафт».
Развивающая: развитие социально-коммуникативной компетенции.
Воспитательная: привитие бережного отношения к природе.
Форма проведения: групповая поисково-исследовательская работа.
Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир. 2 класс» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, шарик, пластилин, листы-заготовки для составления кластера (схемы) в группах, комплект мультимедиа, программа PowerPoint
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Класс делится на группы по 4-5 человек.
II. Постановка учебной задачи.
Каждая исследовательская группа будет работать в своей лаборатории. Представитель каждой лаборатории выбирает вопрос для своей группы. Обсудить. Дать правильный ответ.
1. Что такое Земля?
2. Назовите спутник Земли.
3. Где находится Земля?
4. В какой галактике мы с вами живём?
5. В далёкой галактике обнаружена новая планета. Её нужно исследовать.
III. Совместное открытие знаний.
1. Работа над понятием «рельеф»
Вообразите, что шарик — это ваша планета. Подберите подходящий цвет пластилина и изобразите кору вашей планеты.
Во время творческой работы обращать внимание на поверхность «планеты»
Поверхность коры вся измята в складки. Есть слово, которым называют все неровности планеты. Это слово — рельеф. Найдите в учебнике определение, что такое рельеф. Узнайте, какие формы рельефа выделяют. Заполните схему.
Какие слова вписали?
Сравнение полученной схемы со схемой в презентации (Слайд 2)
Какое новое слово на схеме вы увидели?
Просмотр анимации «Образование форм рельефа» (Слайд 3)
Слайд 3 (с анимацией)
ФИЗМИНУТКА «Путешествие по планете»
Используются понятия «равнина», «гора», «впадина»
Совместно с детьми определить движения, характерные понятиям.
Например: «равнина» — руки в стороны, «гора» — руки вверх, «впадина» — присесть.
2. Работа над понятием «ландшафт»
- Посмотрите на свою планету, что вы изобразили на ней?
- Что такое рельеф?
- Но на вашей планете рельеф какой-то безжизненный.
- Чего-то на нём не хватает.
- Посмотрите на карту, глобус. Какие цвета нанесены? Что они обозначают?
- Подберите необходимые цвета пластилина и дополните рельеф.
- Расскажите о своей планете. Что на ней появилось? Дайте ей название.
- Вы создали ландшафт.
Каждая лаборатория исследует, что такое ландшафт и заполняет схему. Проверка заполнения схемы.
Работа со слайдом 4 для самоконтроля
Слайд 4 (с анимацией)
Игра «Что рельеф? Что ландшафт?»
Слайд-шоу по гиперссылкам: работа над понятиями «рельеф», «ландшафт» (Слайды. 5-13)
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/575153
Урок окружающего мира во 2-м классе по системе Занкова «Рельеф. Ландшафт»
Цель: сформировать первоначальное представление о рельефе и ландшафте.
Образовательные:
- Сформировать знания на уровне:
- понятий (рельеф, ландшафт, горы, равнины);
- представлений (моделирование рельефа и ландшафта);
- причинно-следственных связей (от ландшафта зависит жизнь и деятельность человека).
- Сформировать умения (работы с картой, видеть причины явлений, проводить практическую работу).
- Сформировать навыки наблюдений.
Способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Термины и понятия: рельеф, ландшафт, горы, равнины.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, компьютер.
- физическая карта России.
- глобус.
- пластилин.
- подкладка для пластилина.
- основа для макета.
Дидактические материалы:
- презентация учителя;
- атлас;
- кроссворд;
- иллюстрации с изображением животных и растений;
- таблички “Формы рельефа”, “Горы”, “Равнина”, “Ландшафт”.
Ход урока
1-й этап. Организационный момент
Учитель:
Приветствовать рада я вас,
Как в классе светло от сияющих глаз!
Давайте урок поскорее начнём,
Чтобы исследовать мир, в котором живём!
2-й этап. Актуализация опорных знаний
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
(Планета Земля)
– Посмотрите, как красива наша планета! Вы знаете, сколько разных знаний надо было накопить человеку, чтобы он мог увидеть всю планету целиком со стороны. Послушайте, как описывал нашу планету первый космонавт:
“Отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая крошка морей”.
– Скажите, какие изобретения человека помогают нам увидеть нашу планету? (глобус и карта)
– Для чего нужны глобус и карта?
– Сегодня мы будем с вами готовиться к путешествию. Удобно ли путешествовать с глобусом? А с картой?
– О чём они нам, как путешественникам, смогут рассказать?
– Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны узнать главное слово урока. Помогут нам в этом наши знания.
– Нужно разгадать кроссворд, выполнить задания на листочках, поработать со мной.
– Перед вами карточки. С их помощью вы подтверждаете утверждение –красная карточка или не соглашаетесь с ним– синяя карточка.
- Глобус – это модель Земли. (да)
- Горизонтальная линия, которая пересекает глобус посередине – это южный полюс (экватор)
- У Земли два полюса: северный и южный. (да)
- Земля имеет форму овала. (да)
- Я в Земле, а невидима, вы кружитесь вокруг меня, но не чувствуете, я смотрю в космос на Полярную звезду – это земная ось. (да)
- Две пунктирные жирные линии, которые находятся ближе к полюсам, называются Северным и Южным тропиками (полярными кругами)
- Если вы встанете точно на Северный полюс, то по всем сторонам направление будет юг. (да)
- Земную ось можно пощупать (нет)
- Экватор есть на Земле, но его на поверхности земли не найти. (да)
- К северу и югу от экватора проходят две ближайшие пары пунктирных жирных линий – это полярные круги (Северный и Южный тропик)
– Закончили? Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Результаты на доску.)
– Какое же слово для нас сегодня на уроке главное?
– Почему вам как будущим путешественникам важно знать значение этого слова? (ответы детей)
– Выяснить значение этого слова нам поможет исследование (взять глобус)
3-й этап. Моделирование рельефа
– Что такое глобус? (модель Земли) Другими словами точная копия.
– Что изображено на глобусе?
– Собираясь в путь, мы смоделируем поверхность земли.
– В чём разница между поверхностью земли и поверхностью глобуса?
– Изобразите поверхность Земли с помощью пластилина и картона.
Возьмите подложку и не забывайте о технике безопасности.
(Творческая работа детей.)
– Опишите поверхность модели.
– Как вы думаете, как, одним словом называется неровная поверхность?
– Почему вы решили, что это рельеф?
– Вы слышали это слово раньше?
– Зачем нам как будущим путешественникам важно его знать?
(Мы должны знать, по какой местности нам идти.)
Соедините свои модели на кусочках пенопласта. Вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте.
Вывод – Вы сказали, что рельеф-это неровная поверхность. Откройте учебник на странице 80, прочтите о рельефе.
– Что вы ещё о нём узнали?
(существует две главные формы рельефа гора и равнина) показ слайда.
– Что такое гора? (дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда)
– Что такое равнина?( дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда)
4. Физкультминутка
Немножко отдохнём. Поднимите глазки, найдите на стене картинку № 1
( поворачиваются к ней), 2, 3, 4.
– Что вы увидели? (формы рельефа)
– Под каким номером картинка лишняя? Почему? (город не форма рельефа)
5. Исследование карты
– Продолжаем готовиться к путешествию.
– Что такое рельеф?
– Можем ли мы взять с собой в путешествие наш макет?
– А что мы должны взять?
– Возьмите, пожалуйста, карту, исследуйте её.
(Самостоятельная работа детей.)
– Что нам помогает изучить карту?
– Почему на карте цвет разный? (равнины, горы, водные пространства)
– Как узнать высоту горы, глубину моря? (шкала высот и глубин)
– Почему каждый цвет имеет несколько оттенков?
( чем выше горы, глубже море, цвет темнее)
– Посмотрите на свои макеты, сравните их с физической картой и скажите, рельеф какой поверхности вы изобразили?
(суша: горы и равнина, водные пространства)
– А рельеф дна водных пространств синий? (нет, он просто заполнен водой)
– Посмотрите на карту и, используя шкалу высот и глубин найдите самые высокие горы (Кавказские), большие равнины (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская), самые глубокие моря (Японское, Берингово)
– Покажите на карте. Молодцы!
6. Продолжение изучения темы. Формирование понятия ландшафт
– Вернёмся к нашим макетам. Посмотрите на макет рельефа, который вы создали.
– Вам не кажется, что он какой-то безжизненный?
– Что мы можем сделать, чтобы его оживить?
– На столах конверты с изображением разных растений и животных.
Заселите ими свой макет.
– Выйдите и покажите, что у вас получилось.
– Давайте, соединим ваши макеты.
7. Физкультминутка “Солнышко”
- Спит солнышко, видит во сне чудесные сны, оно улыбается. (лежат на парте, улыбаются)
- Наступает утро. Солнышко просыпается и дарит людям свет и тепло (потянуться, пошевелить пальчиками)
- По солнышку, по солнышку, дорожкой луговой (шагают)
- Идём по мягкой травушке мы летнею порой (идут, на месте присев)
- Щебечут птички звонкие (руки вверх)
- Порхают мотыльки (махи руками)
- Желтеют одуванчики (наклоны)
- Синеют васильки (руки в боки и покрутиться)
– Вспомните, каким был макет вначале (безжизненным)
– Что вы видите сейчас? (заселили на него растения и животных)
– Если на равнинном рельефе раскинуться поля, леса и озёра, в горном рельефе по ущелью течёт река с водопадом, все склоны покрыты растительностью, то рельеф уже называется ландшафтом. ( показ слайда)
– Кого не хватает на ландшафте?
– Как вы думаете, почему мы не поместили на ландшафт человека?
(Он не является частью ландшафта. Он смотрит на ландшафт и решает, где ему поселиться).
– Подумайте! Может ли измениться ландшафт?
– Кто его изменяет?
– Послушайте стихотворение и скажите, за что человек придёт просить прощенье у природы? ( видео сюжет)
Кромсая лёд, меняем рек теченье
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать не охота
Сейчас нам не до этого пока….
– За что мы будем просить прощенье у природы?
– Вы – будущие путешественники. Как должны вести себя в природе, чтобы не изменить ландшафт?
– Ребята, вы правильно сказали, что в результате деятельности человека исчезают некоторые растения и животные. Чтобы сберечь их, люди создали Красную книгу, куда заносят все редкие и исчезающие виды животных и растений.
– На уроке “Омское Прииртышье” вы рисовали растения и животные, которые находятся под охраной в нашей Омской области. Давайте посмотрим. (Приложение 2)
8. Рефлексия
– Наша подготовка к путешествию подходит к концу. И мне очень хочется знать, готовы ли вы к путешествию? Показать, насколько вы готовы, вы можете с помощью флажков, которые нужно разместить на этой горе. Это очень важно. Если вы считаете, что готовы к путешествию, знаете, зачем человеку нужна карта, то разместите свой флажок на вершине горы. Если вам что-то было не понятно – поместите свой флажок на склоне горы. А если вы, по – вашему мнению, совсем не готовы к путешествию, то прикрепите флажок у подножия горы.
– Какие молодцы! Я вижу, с вами можно смело идти в путь. Вы разобрались со всеми вопросами. Я вручаю вам значки “Юный путешественник”. Мне очень хочется отметить. За отличную работу и поставить “5”
9. Домашнее задание
Дома предлагаю выполнить творческое задание, которое вы найдёте в тетради на странице 15, в учебнике стр. 80–83.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/549223
Конспект НОД «Ландшафты Земли»
Надежда Ефременкова
Конспект НОД «Ландшафты Земли»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «ландшафт». Дать общее представление о ландшафтах Земли. Учить называть ландшафты своей местности. Развивать мышление, воображение. Воспитывать интерес к нашей планете, а также учить оберегать её.
Материал: Открытки и картинки с изображением разных ландшафтов. Карта Земли с изображением гор, рек, равнин, лесов, пустынь. Обручи (жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, сиреневый). Диафильмы о природе нашей планеты.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я сегодня вам что-то принесла. Это карта. На ней изображена поверхность нашей планеты. Ребята Алёна и Саша решили попутешествовать по Земле и нарисовали карту, отметили те места, где они побывали. И мы сейчас с вами поговорим об этом. Вначале они поднялись на вершину гор. Давайте рассмотрим. Потом спустились на равнину. Гуляли в лесу, на лугу, купались в реке. Что они делали?
Дети: Собирали грибы, ягоды, цветы, купались.
Воспитатель: Затем сели в лодку и плыли возле берега, вокруг острова, мимо полуострова Давайте с вами вспомним, что такое остров и что такое полуостров. (ответы детей). Все районы на Земле называются ландшафтами, т. к. отличаются друг от друга, повторим их названия.
Дети: Горы высокие и низкие; равнины, лес, луг, поля, пустыни; река, исток, русло, дельте, озеро, море, океан; остров, полуостров. (Воспитатель сопровождает рассказы детей показом иллюстраций ландшафтов).
Воспитатель: Интересное путешествие было у Алёнки и Саши? А сейчас мы поиграем в игру. Представим, что вы животные, птицы, насекомые, т. е. все те, кто живёт на нашей планете в разных районах – ландшафтах.А вот ваши домики- обручи: жёлтый-горы, зелёный-лес, красный-луг, оранжевый-пустыня, синий-река, сиреневый- море. Кто будет каким животным выбирайте.Правила: днём животные бегают, прыгают, добывают корм, ночью собираются в своём домике – ландшафты. (играют несколько раз, следить, чтобы дети правильно подражали выбранному животному и занимали соответствующее место).
Воспитатель: Понравилось? Устали? Сядем, отдохнём, я вас хочу спросить, а на каком из районов ландшафта живём мы?
Дети:Равнина: луг, есть речки и озёра.
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим фото – открытки о природе нашей планеты.
После просмотра занятие заканчивается.
Конспект занятия «Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли» Задачи: — расширять представление детей о воинах-защитниках ВОВ, рассматривать картину, выражать свои впечатления; — формировать навыки.
Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Из тысячи планет — Земли прекрасней нет!» Цель : Обогатить знания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений о планете Земля. Задачи: Образовательные.
Конспект НОД. Тема «День Земли» НОД «День Земли» с детьми 7 года жизни. Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство.
Конспект экологического ежегодного праздника «День Земли» Задачи: 1. Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических.
Конспект экологического праздника посвященного Международному Дню Земли ЦЕЛЬ: Воспитание любви к природе; формирование экологически – грамотного поведения детей; осуществление комплексного подхода (педагоги детского.
Конспект занятия «День земли» МКДОУ «Центр развития ребенка детский сад №17» Конспект занятия «День земли» Подготовила воспитатель: первой квалификационной.
Конспект занятия «День Земли» Конспект занятия «День Земли» Цель: Воспитывать бережное отношение ко всему живому на нашей планете. Задачи: 1. Развивать элементы экологического.
Конспект занятия «День земли» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Конспект занятия на тему «ДЕНЬ ЗЕМЛИ» в старшей.
Сценарий мероприятия «Международный день Земли — праздник чистой воды, земли и воздуха» Занятия по познавательному развитию и духовно-нравственному воспитанию на тему: Международный день Земли-праздник чистой Воды, Земли и.
Конспект НОД «Дружат дети всей земли» В. -Ребята,сегодня я для Вас принесла глобус. Скажите, а что такое глобус? Ответы детей — Глобус-это модель Земли. В-А что же такое.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-tema-landshafty-zemli.html