Ландшафт понятие для детей

Урок окружающего мира во 2-м классе на тему «Рельеф. Ландшафт»

Цель урока:

  • формировать представления учащихся о поверхности Земли;
  • показать роль человека в изменении рельефа, ландшафта.

Обучающая:

  • формирование первоначального представления о рельефе Земли;
  • раскрытие понятий «рельеф», «ландшафт».

Развивающая: развитие социально-коммуникативной компетенции.

Воспитательная: привитие бережного отношения к природе.

Форма проведения: групповая поисково-исследовательская работа.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир. 2 класс» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, шарик, пластилин, листы-заготовки для составления кластера (схемы) в группах, комплект мультимедиа, программа PowerPoint

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Класс делится на группы по 4-5 человек.

II. Постановка учебной задачи.

Каждая исследовательская группа будет работать в своей лаборатории. Представитель каждой лаборатории выбирает вопрос для своей группы. Обсудить. Дать правильный ответ.

1. Что такое Земля?

2. Назовите спутник Земли.

3. Где находится Земля?

4. В какой галактике мы с вами живём?

5. В далёкой галактике обнаружена новая планета. Её нужно исследовать.

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа над понятием «рельеф»

Вообразите, что шарик — это ваша планета. Подберите подходящий цвет пластилина и изобразите кору вашей планеты.

Во время творческой работы обращать внимание на поверхность «планеты»

Поверхность коры вся измята в складки. Есть слово, которым называют все неровности планеты. Это слово — рельеф. Найдите в учебнике определение, что такое рельеф. Узнайте, какие формы рельефа выделяют. Заполните схему.

Какие слова вписали?

Сравнение полученной схемы со схемой в презентации (Слайд 2)

Какое новое слово на схеме вы увидели?

Просмотр анимации «Образование форм рельефа» (Слайд 3)

Слайд 3 (с анимацией)

ФИЗМИНУТКА «Путешествие по планете»

Используются понятия «равнина», «гора», «впадина»

Совместно с детьми определить движения, характерные понятиям.

Например: «равнина» — руки в стороны, «гора» — руки вверх, «впадина» — присесть.

2. Работа над понятием «ландшафт»

  • Посмотрите на свою планету, что вы изобразили на ней?
  • Что такое рельеф?
  • Но на вашей планете рельеф какой-то безжизненный.
  • Чего-то на нём не хватает.
  • Посмотрите на карту, глобус. Какие цвета нанесены? Что они обозначают?
  • Подберите необходимые цвета пластилина и дополните рельеф.
  • Расскажите о своей планете. Что на ней появилось? Дайте ей название.
  • Вы создали ландшафт.

Каждая лаборатория исследует, что такое ландшафт и заполняет схему. Проверка заполнения схемы.

Работа со слайдом 4 для самоконтроля

Слайд 4 (с анимацией)

Игра «Что рельеф? Что ландшафт?»

Слайд-шоу по гиперссылкам: работа над понятиями «рельеф», «ландшафт» (Слайды. 5-13)

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/575153

Урок окружающего мира во 2-м классе по системе Занкова «Рельеф. Ландшафт»

Цель: сформировать первоначальное представление о рельефе и ландшафте.

Образовательные:

  1. Сформировать знания на уровне:
  • понятий (рельеф, ландшафт, горы, равнины);
  • представлений (моделирование рельефа и ландшафта);
  • причинно-следственных связей (от ландшафта зависит жизнь и деятельность человека).
  1. Сформировать умения (работы с картой, видеть причины явлений, проводить практическую работу).
  2. Сформировать навыки наблюдений.

Способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Термины и понятия: рельеф, ландшафт, горы, равнины.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран, компьютер.
  • физическая карта России.
  • глобус.
  • пластилин.
  • подкладка для пластилина.
  • основа для макета.

Дидактические материалы:

  • презентация учителя;
  • атлас;
  • кроссворд;
  • иллюстрации с изображением животных и растений;
  • таблички “Формы рельефа”, “Горы”, “Равнина”, “Ландшафт”.

Ход урока

1-й этап. Организационный момент

Учитель:

Приветствовать рада я вас,
Как в классе светло от сияющих глаз!
Давайте урок поскорее начнём,
Чтобы исследовать мир, в котором живём!

2-й этап. Актуализация опорных знаний

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
(Планета Земля)

– Посмотрите, как красива наша планета! Вы знаете, сколько разных знаний надо было накопить человеку, чтобы он мог увидеть всю планету целиком со стороны. Послушайте, как описывал нашу планету первый космонавт:

Читайте также:  Как использовать йод для огорода

“Отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая крошка морей”.

– Скажите, какие изобретения человека помогают нам увидеть нашу планету? (глобус и карта)

Для чего нужны глобус и карта?

– Сегодня мы будем с вами готовиться к путешествию. Удобно ли путешествовать с глобусом? А с картой?

– О чём они нам, как путешественникам, смогут рассказать?

– Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны узнать главное слово урока. Помогут нам в этом наши знания.

– Нужно разгадать кроссворд, выполнить задания на листочках, поработать со мной.

– Перед вами карточки. С их помощью вы подтверждаете утверждение –красная карточка или не соглашаетесь с ним– синяя карточка.

  1. Глобус – это модель Земли. (да)
  2. Горизонтальная линия, которая пересекает глобус посередине – это южный полюс (экватор)
  3. У Земли два полюса: северный и южный. (да)
  4. Земля имеет форму овала. (да)
  5. Я в Земле, а невидима, вы кружитесь вокруг меня, но не чувствуете, я смотрю в космос на Полярную звезду – это земная ось. (да)
  6. Две пунктирные жирные линии, которые находятся ближе к полюсам, называются Северным и Южным тропиками (полярными кругами)
  7. Если вы встанете точно на Северный полюс, то по всем сторонам направление будет юг. (да)
  8. Земную ось можно пощупать (нет)
  9. Экватор есть на Земле, но его на поверхности земли не найти. (да)
  10. К северу и югу от экватора проходят две ближайшие пары пунктирных жирных линий – это полярные круги (Северный и Южный тропик)

– Закончили? Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Результаты на доску.)

– Какое же слово для нас сегодня на уроке главное?

– Почему вам как будущим путешественникам важно знать значение этого слова? (ответы детей)

– Выяснить значение этого слова нам поможет исследование (взять глобус)

3-й этап. Моделирование рельефа

– Что такое глобус? (модель Земли) Другими словами точная копия.

– Что изображено на глобусе?

– Собираясь в путь, мы смоделируем поверхность земли.

– В чём разница между поверхностью земли и поверхностью глобуса?

– Изобразите поверхность Земли с помощью пластилина и картона.

Возьмите подложку и не забывайте о технике безопасности.

(Творческая работа детей.)

– Опишите поверхность модели.

– Как вы думаете, как, одним словом называется неровная поверхность?

– Почему вы решили, что это рельеф?

– Вы слышали это слово раньше?

– Зачем нам как будущим путешественникам важно его знать?

(Мы должны знать, по какой местности нам идти.)

Соедините свои модели на кусочках пенопласта. Вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте.

Вывод – Вы сказали, что рельеф-это неровная поверхность. Откройте учебник на странице 80, прочтите о рельефе.

– Что вы ещё о нём узнали?

(существует две главные формы рельефа гора и равнина) показ слайда.

Что такое гора? (дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда)

– Что такое равнина?( дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда)

4. Физкультминутка

Немножко отдохнём. Поднимите глазки, найдите на стене картинку № 1

( поворачиваются к ней), 2, 3, 4.

– Что вы увидели? (формы рельефа)

– Под каким номером картинка лишняя? Почему? (город не форма рельефа)

5. Исследование карты

– Продолжаем готовиться к путешествию.

– Что такое рельеф?

– Можем ли мы взять с собой в путешествие наш макет?

– А что мы должны взять?

– Возьмите, пожалуйста, карту, исследуйте её.

(Самостоятельная работа детей.)

– Что нам помогает изучить карту?

– Почему на карте цвет разный? (равнины, горы, водные пространства)

Читайте также:  Как нарисовать дачу огород

– Как узнать высоту горы, глубину моря? (шкала высот и глубин)

– Почему каждый цвет имеет несколько оттенков?

( чем выше горы, глубже море, цвет темнее)

– Посмотрите на свои макеты, сравните их с физической картой и скажите, рельеф какой поверхности вы изобразили?

(суша: горы и равнина, водные пространства)

– А рельеф дна водных пространств синий? (нет, он просто заполнен водой)

– Посмотрите на карту и, используя шкалу высот и глубин найдите самые высокие горы (Кавказские), большие равнины (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская), самые глубокие моря (Японское, Берингово)

– Покажите на карте. Молодцы!

6. Продолжение изучения темы. Формирование понятия ландшафт

– Вернёмся к нашим макетам. Посмотрите на макет рельефа, который вы создали.

– Вам не кажется, что он какой-то безжизненный?

– Что мы можем сделать, чтобы его оживить?

– На столах конверты с изображением разных растений и животных.

Заселите ими свой макет.

– Выйдите и покажите, что у вас получилось.

– Давайте, соединим ваши макеты.

7. Физкультминутка “Солнышко”

  • Спит солнышко, видит во сне чудесные сны, оно улыбается. (лежат на парте, улыбаются)
  • Наступает утро. Солнышко просыпается и дарит людям свет и тепло (потянуться, пошевелить пальчиками)
  • По солнышку, по солнышку, дорожкой луговой (шагают)
  • Идём по мягкой травушке мы летнею порой (идут, на месте присев)
  • Щебечут птички звонкие (руки вверх)
  • Порхают мотыльки (махи руками)
  • Желтеют одуванчики (наклоны)
  • Синеют васильки (руки в боки и покрутиться)

– Вспомните, каким был макет вначале (безжизненным)

– Что вы видите сейчас? (заселили на него растения и животных)

– Если на равнинном рельефе раскинуться поля, леса и озёра, в горном рельефе по ущелью течёт река с водопадом, все склоны покрыты растительностью, то рельеф уже называется ландшафтом. ( показ слайда)

– Кого не хватает на ландшафте?

– Как вы думаете, почему мы не поместили на ландшафт человека?

(Он не является частью ландшафта. Он смотрит на ландшафт и решает, где ему поселиться).

– Подумайте! Может ли измениться ландшафт?

– Кто его изменяет?

– Послушайте стихотворение и скажите, за что человек придёт просить прощенье у природы? ( видео сюжет)

Кромсая лёд, меняем рек теченье
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать не охота
Сейчас нам не до этого пока….

– За что мы будем просить прощенье у природы?

– Вы – будущие путешественники. Как должны вести себя в природе, чтобы не изменить ландшафт?

– Ребята, вы правильно сказали, что в результате деятельности человека исчезают некоторые растения и животные. Чтобы сберечь их, люди создали Красную книгу, куда заносят все редкие и исчезающие виды животных и растений.

– На уроке “Омское Прииртышье” вы рисовали растения и животные, которые находятся под охраной в нашей Омской области. Давайте посмотрим. (Приложение 2)

8. Рефлексия

– Наша подготовка к путешествию подходит к концу. И мне очень хочется знать, готовы ли вы к путешествию? Показать, насколько вы готовы, вы можете с помощью флажков, которые нужно разместить на этой горе. Это очень важно. Если вы считаете, что готовы к путешествию, знаете, зачем человеку нужна карта, то разместите свой флажок на вершине горы. Если вам что-то было не понятно – поместите свой флажок на склоне горы. А если вы, по – вашему мнению, совсем не готовы к путешествию, то прикрепите флажок у подножия горы.

– Какие молодцы! Я вижу, с вами можно смело идти в путь. Вы разобрались со всеми вопросами. Я вручаю вам значки “Юный путешественник”. Мне очень хочется отметить. За отличную работу и поставить “5”

9. Домашнее задание

Дома предлагаю выполнить творческое задание, которое вы найдёте в тетради на странице 15, в учебнике стр. 80–83.

Читайте также:  Методы обеззараживания почвы теплицы

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/549223

Конспект НОД «Ландшафты Земли»

Надежда Ефременкова
Конспект НОД «Ландшафты Земли»

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «ландшафт». Дать общее представление о ландшафтах Земли. Учить называть ландшафты своей местности. Развивать мышление, воображение. Воспитывать интерес к нашей планете, а также учить оберегать её.

Материал: Открытки и картинки с изображением разных ландшафтов. Карта Земли с изображением гор, рек, равнин, лесов, пустынь. Обручи (жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, сиреневый). Диафильмы о природе нашей планеты.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я сегодня вам что-то принесла. Это карта. На ней изображена поверхность нашей планеты. Ребята Алёна и Саша решили попутешествовать по Земле и нарисовали карту, отметили те места, где они побывали. И мы сейчас с вами поговорим об этом. Вначале они поднялись на вершину гор. Давайте рассмотрим. Потом спустились на равнину. Гуляли в лесу, на лугу, купались в реке. Что они делали?

Дети: Собирали грибы, ягоды, цветы, купались.

Воспитатель: Затем сели в лодку и плыли возле берега, вокруг острова, мимо полуострова Давайте с вами вспомним, что такое остров и что такое полуостров. (ответы детей). Все районы на Земле называются ландшафтами, т. к. отличаются друг от друга, повторим их названия.

Дети: Горы высокие и низкие; равнины, лес, луг, поля, пустыни; река, исток, русло, дельте, озеро, море, океан; остров, полуостров. (Воспитатель сопровождает рассказы детей показом иллюстраций ландшафтов).

Воспитатель: Интересное путешествие было у Алёнки и Саши? А сейчас мы поиграем в игру. Представим, что вы животные, птицы, насекомые, т. е. все те, кто живёт на нашей планете в разных районах – ландшафтах.А вот ваши домики- обручи: жёлтый-горы, зелёный-лес, красный-луг, оранжевый-пустыня, синий-река, сиреневый- море. Кто будет каким животным выбирайте.Правила: днём животные бегают, прыгают, добывают корм, ночью собираются в своём домике – ландшафты. (играют несколько раз, следить, чтобы дети правильно подражали выбранному животному и занимали соответствующее место).

Воспитатель: Понравилось? Устали? Сядем, отдохнём, я вас хочу спросить, а на каком из районов ландшафта живём мы?

Дети:Равнина: луг, есть речки и озёра.

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим фото – открытки о природе нашей планеты.

После просмотра занятие заканчивается.

Конспект занятия «Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли» Задачи: — расширять представление детей о воинах-защитниках ВОВ, рассматривать картину, выражать свои впечатления; — формировать навыки.

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Из тысячи планет — Земли прекрасней нет!» Цель : Обогатить знания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений о планете Земля. Задачи: Образовательные.

Конспект НОД. Тема «День Земли» НОД «День Земли» с детьми 7 года жизни. Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство.

Конспект экологического ежегодного праздника «День Земли» Задачи: 1. Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических.

Конспект экологического праздника посвященного Международному Дню Земли ЦЕЛЬ: Воспитание любви к природе; формирование экологически – грамотного поведения детей; осуществление комплексного подхода (педагоги детского.

Конспект занятия «День земли» МКДОУ «Центр развития ребенка детский сад №17» Конспект занятия «День земли» Подготовила воспитатель: первой квалификационной.

Конспект занятия «День Земли» Конспект занятия «День Земли» Цель: Воспитывать бережное отношение ко всему живому на нашей планете. Задачи: 1. Развивать элементы экологического.

Конспект занятия «День земли» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Конспект занятия на тему «ДЕНЬ ЗЕМЛИ» в старшей.

Сценарий мероприятия «Международный день Земли — праздник чистой воды, земли и воздуха» Занятия по познавательному развитию и духовно-нравственному воспитанию на тему: Международный день Земли-праздник чистой Воды, Земли и.

Конспект НОД «Дружат дети всей земли» В. -Ребята,сегодня я для Вас принесла глобус. Скажите, а что такое глобус? Ответы детей — Глобус-это модель Земли. В-А что же такое.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-tema-landshafty-zemli.html

Оцените статью