- Композиция в ландшафтном дизайне
- Особенности групповых посадок
- Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
- Вы здесь
- Основы ландшафтной композиции
- Виды парковых насаждений
- Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород
- Типы пространственной структуры
- Соотношение типов пространственной структуры
- Композиции открытых пространств (полян и партеров)
- Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований
- Пейзажно-пространственная композиция
- Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений
- Группы из деревьев и кустарников
- Формы применения воды в ландшафтном проектировании
- Виды цветочного оформления
- Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика
- Ярусная композиция парка
- Парки на сложном рельефе
- Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве
Композиция в ландшафтном дизайне
Ландшафтный дизайн — это искусство, которое придерживается определенных правил и законов. Именно поэтому при создании дизайна сада следует отталкиваться от основных принципов построения ландшафтных композиций, которые диктует нам сама природа.
В прошлой раз мы говорили о цвете и видах композиций в ландшафтном дизайне , а в этой статье мы познакомимся с основными правилами построения композиций в саду, а также немного поговорим о групповых посадках.
Особенности групповых посадок
Групповые посадки являются неотъемлемой частью не только сада, но и, в большинстве случаев, окружающей его территории. Поэтому при озеленении приусадебного участка необходимо придерживаться некоторых правил, иначе может получится набор красивых, но не имеющих между собой связи растений.
В основном композиции из групповых посадок высаживаются вдоль заборов или стен сооружений. Поэтому при выборе места необходимо рассчитать некоторые факты, к примеру, расположение окон на стене, их высота и функциональная составляющая, ширину отмостки дома, направление ската крыши и другие моменты. В случае с заборами учитывается степень ажурности его формы, расстояние до дорожек, наличие крупных растений как на Вашей территории, так и за забором.
Если в зоне видимости есть дерево, и вы не планируете от него избавляться, оно может стать центральной фигурой в ландшафтной композиции. Если дерево находится на Вашей территории, то его можно либо использовать в пределах контура группы, либо вывести за пределы композиции — тут уже все будет зависеть от вашей фантазии и других факторов.
Дерево растет у соседа? Это же отлично! Включив крону соседского дерева в нашу композицию, мы визуально увеличим свой участок, так как это дерево станет буквально продолжением территории.
Определите центральное место из которого будет проходить основное наблюдение за цветником. Планируйте высоту самого крупномерного растения в зависимости от расстояния точки наблюдения (скамейки, беседки, площадки, веранды и т.д). Высота растения не должна превысить половины расстояния композиции от наблюдателя. В случае если дерево или кустарник будет значительно больше, наблюдатель не сможет сконцентрировать внимание на полноценном пейзаже ландшафта, и картина будет считываться по частям, а не восприниматься как единое целое.
Если стоит задача озеленить территорию у длинного забора, то следует избегать монотонных посадок. Рекомендуется разбить верх и низ забора элементами цветника на несколько линий.
Нижняя часть разрастется многолетниками и кустарниками с раскидистой кроной, а верх заполнится лианами, вертикальными кронами деревьев или высокими цветоносами травянистых культур.
Лучше всего все это расположить не ровной линией друг к другу, а в шахматном порядке.
Не маловажную роль в композиции играет высота и ширина групповых посадок, особенно важны эти характеристики, когда необходимо закрыть невзрачные соседские постройки или подчеркнуть живописный вид на лес.
В тех случаях, когда забор или стена достаточно высоки, высоту групповой посадки по отношению к постройке можно не учитывать, но композицию следует создать таким образом, чтобы взгляд наблюдателя не касался высшей точки забора или кромки стены. Так постройка сыграет Вам на руку и будет служить своего рода фоном для растений, создавая цельную картину ландшафта.
Планируя создать цветник около прозрачного забора, помимо расчета высоты посадки нужно оценить природный пейзаж за пределами сада. Скучные виды желательно закрыть густыми насаждениями, а эффектные участки выделить, чтобы внимание наблюдателя концентрировалось на этих точках. Благодаря правильной высоте миксбордера можно создать «провал высоты», который человек не сможет проигнорировать взглядом.
Ваша фантазия как художника и творца сада определяет параметры высоты растений по длине цветника.
Если вы создаете узкую композицию, колебания высоты по длине цветника должны быть визуально ощутимы. Дело в том, что чем меньше ширина композиции, тем труднее создать игру перехода высоты от заднего плана к переднему, в этом плане широта играет огромную роль, так как больше пространства для плавного перехода от заднего ряда к переднему.
Небольшой совет. При создании миксбордера представьте, как эти растения будут чувствовать себя через несколько лет на этом месте и отнеситесь ответственно к выбору посадочного материала. Необходимо учесть их дальнейший рост. Тень от посаженного не в том месте дерева может создать дискомфорт как Вам, так и Вашим соседям. Разросшиеся многолетники и кустарники при неправильном планировании посадки через несколько лет могут закрыть другие растения или скрыть в зарослях дорожки, проходящие мимо миксбордера, создавая определенные неудобства.
Рассмотрим основные правила построения композиции, которые помогут Вам создать роскошный миксбордер на своем участке.
Создавайте главные и второстепенные элементы. Разглядывая различные цветники, мы концентрируем свой взгляд на цвете, форме, размере и других акцентах посадки. Видим плавный переход от одной сцены к другой, где присутствуют главные и второстепенные персонажи, которые создают целостность композиции. При грамотной посадке, второстепенные элементы в одной части берут на себя роль главного элемента в другой ее части. Без этих элементов миксбордер будет скучным и не интересным, поэтому их отсутствие считается серьезной ошибкой. Соблюдение иерархии между элементами позволяет наблюдателю насладиться полноценной картиной с плавным переходом от одного акцента к другому. Размер каждой «сцены» будет зависеть от удаленности зрителя от миксбордера.
Ритм наше все. Бывало ли у Вас такое, что, наслаждаясь своим цветником появляется острое желание добавить растений в композицию? Это к Вашему чувству прекрасного взывает внутреннее чувство ритма и это хорошо. При достижении ритма повторяющимися растениям, можно играть с их высотой, формой кроны, цветовой палитрой и фактурой. Главное не перестараться с повторяющимися элементами, иначе миксбордер будет казаться однотипным, но, если вдруг это случилось, не стоит расстраиваться, композицию можно разбавить разнообразными включениями.
Миксбордер – это имитация лесной опушки, а в естественной среде высота заднего плана при переходе к переднему плавно уменьшается. Сначала идут взрослые крупные растения, далее травянистые многолетние растения и некрупные кустарники. Этого правила рекомендуется придерживаться при создании миксбордера на приусадебном участке, например, при переходе от забора или стены к газонной траве или садовой дорожке. Такая композиция будет выглядеть естественной и привлекательной.
Для создания более эффектного миксбордера рекомендуется посадить растения так, что дорожка то будет проникать в часть композиции, то вновь возвращаться на газон. Такой прием зрительно увеличивает пространство участка, а проход по дорожке будет захватывающим и увлекательным, ведь композиция становится более естественной: лесные тропы часто скользят из леса на полянку и наоборот. Старайтесь не создавать параллельных композиций. Вблизи дорожек можно посадить декоративные растения, чья красота раскрывается в полной мере с близкого расстояния, а вдали расположить те, что привлекают всеобщее внимание издалека. Такие акценты помогут Вам и гостям с удовольствием перемещаться по саду.
Небольшой совет. Благодаря климату средней полосы России, мы имеем возможность использовать динамичные акценты в саду. Изменчивость природы в разные времена года сыграет нам на руку. Летом и весной можно наслаждаться прекрасным цветением многолетних растений, осенью насыщенной окраской листвы, а зимой загадочной корой и изящными ветвями деревьев и кустарников. Добавив в композицию хвойное растение, вы и вовсе сможете сохранить зеленый или золотистый акцент круглый год. Старайтесь создать миксбордер, попадающий в такт настроению погоды, и Вы удивитесь насколько это красиво!
Источник статьи: http://romashkino.ru/articles/kompozitsiya-v-landshaftnom-dizayne/
Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
Вы здесь
Основы ландшафтной композиции
Виды парковых насаждений
Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры. Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.
Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород
Типы пространственной структуры
Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).
Соотношение типов пространственной структуры
Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.
Композиции открытых пространств (полян и партеров)
Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).
Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований
В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа. Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10. 30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10. 15 лет; у лиственницы 20. 30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.
Пейзажно-пространственная композиция
Свойства растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры играют важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков. Характер пейзажа определяется прежде всего соотношением объемных растительных элементов и плоскостных, образуемых поверхностью земли и водоемами. Под термином «пейзаж» следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия «пейзаж», а крупный массив насаждений или сложная система водоемов — за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид — фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя-тремя группами деревьев, беседка в парке и т. п.).
Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений
Садово-парковая растительность организуется в виде лесных массивов и рощ, групп деревьев и кустарников, аллейных посадок, живых изгородей, стриженых стен, боскетов, полян, декоративных газонов и различного типа цветников. Массивы насаждений лесного типа применяют, чтобы воссоздать естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. В зависимости от господствующих древесных пород массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), по составу — на чистые, составленные из одной породы, и смешанные, по структуре — одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте). Выбор главных пород массива определяет его облик — ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствением образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений.
Группы из деревьев и кустарников
Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.
Формы применения воды в ландшафтном проектировании
В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяемым, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.
Виды цветочного оформления
Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Различаются следующие виды цветочного оформления.
Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика
Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях. Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий, а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.
Ярусная композиция парка
Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т.е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архитектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа. Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т.п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины.
Парки на сложном рельефе
Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер. Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина.
Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве
Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива.
Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/fundamentals_landscape_composition