Ландшафт как экологическая основа

ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН

Одним из основных понятий и главной операционной единицей в ландшафтной или ландшафтно-экологической архитектуре и дизайне является пейзаж. Пейзаж: — это визуально воспринимаемая, ограниченная чем-либо часть ландшафта или местности (их общий вид). По пространственному восприятию их подразделяют, или классифицируют, на открытые, полуоткрытые, закрытые. На их фоне уже создаются те или иные ландшафтно-архитектурные сюжеты и композиции. Ландшафтно-экологическая архитектура (ЛЭА). Ландшафтно-экологическая архитектура природно-хозяйственных ландшафтов — это геоэкологически обоснованная архитектура открытых пространств. Ландшафтно-экологическая архитектура — это искусство создавать или организовывать пространство ТПХС или их частей в соответствии с законами геоэкологии, эстетики, красоты, гармонии природы и хозяйственной деятельности людей. ЛЭА нацелена на создание живописной, геоэкологически организованной системы природных, природно-хозяйственных и хозяйственных объектов, форм и элементов рельефа, водоемов, связанных с определенными функциональными зонами, сооружениями, конструкциями, растительными группировками, формирующими территориальную среду жизнедеятельности людей. Ландшафтно-экологическая архитектура ТПХС, удовлетворяя цивилизационные установки общества и эстетические вкусы людей, ориентируется на выполнение конкретных хозяйственных и экологических функций.

Объектом ландшафтно-экологической архитектуры является целенаправленная территориальная организация пространства населенных пунктов, промышленных и рекреационных зон, а также сельскохозяйственной местности. Предметами (или ландшафтно-архитектурными произведениями) являются инженерные, технические и природные сооружения и природно-хозяйственные системы, их формы и взаимная группировка, определяющая эстетический облик территорий и геоэкологически безопасное функционирование ТПХС.

Ландшафтно-экологическая архитектура опирается на цивилизационные установки общества, природные (ландшафтные и экологические) особенности конкретных территорий, их хозяйственную специализацию, а также технические и финансовые возможности общества или хозяйствующего субъекта. Исторически она возникла на стыке садово-паркового искусства и современного градостроительства, учитывающего геоэкологические установки, нормативы и правила территориального проектирования.

Ландшафтно-экологический архитектурный ансамбль территории определяется ее функциональным назначением, природными особенностями территории, типом культуры, возможностями (экономико-технологическими) общества или хозяйствующего субъекта.

Эстетические и геоэкологические свойства ландшафтно-архитектурного произведения существенно зависят от его конструктивного решения (планировки, группировки, типов технических, природных и природно-хозяйственных сооружений и объектов).

В отличие от живописи и скульптуры ландшафтная архитектура не может изобретать нечто, существующее вне природы и ТПХС, поэтому она всегда вполне реалистична и функционально

ориентирована. Специфика ее в том, что она имеет дело преимущественно с природными объектами и материалами (рельефом, водоемами, растительностью).

Эстетическая оценка качеств ландшафтно-экологической архитектуры включает в себя представление о функциональном назначении и использовании ландшафтно-архитектурного ансамбля и его частей, а также его способности удовлетворять те или иные жизненные, в том числе хозяйственные, потребности, для которых он создан, стиль произведения и эстетические вкусы

При формировании пространственного образа ландшафтно-архитектурного ансамбля, его объемно-пространственной композиции в ландшафтно-экологической архитектуре используются следующие подходы и принципы:

• традиционные архитектурно-художественные принципы территориальной симметрии или асимметрии, плавности переходов и контрастности, соразмерности и периодической повторяемости

определенных форм, фрактальности или самоподобия разномасштабных структур и элементов ансамбля, их гармонии и художественной вписанности в природу;

• принципы ландшафтно-экологической совместимости, функциональной и адаптивной вписываемости инженерных сооружений, хозяйственных структур и деятельности в природные ландшафты, допустимой фрагментации природных объектов, а также

ландшафтно-экологической поляризации территории ПХС;

• производственно-техническое, функциональное и геоэкологическое зонирование и соответствующее планирование проектируемых территорий.

Важная роль в ландшафтной архитектуре принадлежит принципам, заложенным особенностями культуры и традиции народов, проживающих на данной территории, обусловленными природно-климатическими, гидрологическими, геоморфологическими и другими особенностями ее ландшафтов.

Читайте также:  Изложение по картине мокрая терраса герасимова

Большое значение в ЛЭА имеет гармония в масштабных соотношениях при художественном и функционально-экологическом конструировании и оформлении территории ПХС. Например, соответствие мощности и экологической опасности хозяйственных объектов размерам и конструкции санитарно-защитных или зеленых зон, нейтрализующих вредные техногенные воздействия, или соответствие рекреационной нагрузки устойчивости ландшафта и его ландшафтной планировке.

Ландшафтная архитектура экопоселений и пермакультура.Существуют несколько взглядов и концептуальных установок на проектирование и архитектуру домов и поселений людей, выработанных в разные периоды развития человека. Их коротко можно выразить так: «мой дом — моя крепость»; концепции Ле Корбюзье о жилище как «машине для жилья» и ее продолжении — типовом серийном строительстве; современные концепции экодома, города-сада, экогорода или экопоселения. Однако и современная концепция экопоселений в трактовке многих архитекторов-проектировщиков оказывается абстрактно-идеалистической и практически неосуществимой в отрыве от пространственно-географической концепции ландшафтного планирования. Ее использование сразу требует выстраивания геоэкологической иерархии природно-хозяйственных объектов и систем. Например, экодом с его ореолом или ареалом воздействия на ОС в составе экопоселения с пермакультурой или экополиса, которые имеют своио реолы (экополя) и являются структурными элементами ПАЛ или КЛ регионов и ГО в целом. Присутствие в ландшафтной архитектуре экопоселений и экодомов элементов пермакультуры в виде растений и их сообществ в идеале приближает их образы к представлениям о рае (эдеме), отраженным во многих религиях. При чем ландшафтно-географическая концепция подразумевает, что системы экопоселений

и экодомов должны быть адаптированы к природным зонам и природно-хозяйственным условиям регионов. Одновременно они должны быть биоэкопозиционными, т.е. неагрессивными к ОС, продуктивными и благоприятно взаимодействовать с природными ландшафтами.

Понятие «пермакультура» подразумевает сконструированную с помощью ландшафтно-экологической архитектуры геоэкосистему экогорода, экопоселения или производственного объекта, в которой устойчивые растительные сообщества и объекты, размещаясь на разных элементах зданий, поддерживают благоприятную экологическую обстановку и дают биологическую продукцию, потребляемую человеком. Пермаэкосистемы КЛ по своим благоприятным свойствам и устойчивости приближаются к естественным ландшафтным геокомплексам и характеризуются эко-разнообразием, многоярусностью, способностью к саморегуляции и самовосстановлению. В ландшафтно-архитектурных разработках и экодизайне представления о пермакультуре позволяют

использовать под нее даже небольшие площадки разных уровней в зданиях и экопоселениях для мелиорации их среды и получения урожаев.

Ландшафтно-экологический дизайн(ЛЭД). В настоящее время дизайн (отангл. design — «проектировать», «проект», «план») обычно означает вид деятельности по эстетическому проектированию предметного мира, преимущественно внешнего, художественно-

стилистического оформления морфологического блика проектируемых объектов, их гармонической или, наоборот, контрастной (выделение) вписанности в окружающую среду. Дизайн иногда

понимается как художественное конструирование и результат проектной производственной деятельности (дизайн изделия, делающий его привлекательным). Его объектами являются структурные элементы ландшафтно-архитектурных ансамблей, малые архитектурные формы, элементы садово-паркового и производственного ландшафтов. В настоящее время широкое развитие получает садово-дачный, городской домостроительный и пригородный коттеджный

«ландшафтный» дизайн. Реже говорят об индустриальном дизайне. К сожалению, такого рода ландшафтный дизайн ориентирован больше на внешний эффект и мало внимания уделяет

конструктивному удобству строительства, функционирования, развития, ремонта изношенного оборудования, а также экологической безопасности «изделия» для человека и природы. Функционально-производственный ландшафтно-экологический дизайн применительно к промышленным, индустриально-строительным, сельскохозяйственным и рудеральным объектам и комплексам разработан и разрабатывается весьма слабо. А ведь именно такие объекты чаще и больше всего портят внешний вид, пейзаж и экологическую обстановку территорий.

Читайте также:  Беседка песочница своими руками

Ландшафтно-экологический дизайн включает в себя проектирование и формирование не только художественной эстетики, визуально-морфологических качеств, но и функциональных свойств предметного мира и его среды. ЛЭД должен соответствовать функциональным особенностям ТПХС, современной культуре, а также воспитывать ее. Важными направлениями ЛЭД являются предотвращение, минимизация или ликвидация последствий аварий и чрезвычайных ситуаций (ЧС), удобство ремонта и замены оборудования, совершенствования ландшафтно-экологического производственного ансамбля ТПХС.

ЛЭД включает в себя научно обоснованное и эстетическое решение социальных, социально-

экологических и природоохранных проблем рационального природопользования. Его целевая ориентация — художественная, эколого-хозяйственная оптимизация морфологии и функционирования элементов и структур ТПХС определенной производственной или другой хозяйственной направленности.

Если ландшафтно-экологическая архитектура определяет общий облик природно-хозяйственного ландшафта ТПХС, то ЛЭД уточняет, обтачивает детали архитектурного комплекса, придавая ему завершенность и привлекательность, те или иные национальные, модернистские или ретро оттенки, подчеркивает либо наоборот, скрывает и совершенствует функциональную и экологическую ориентацию конструкций.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s24578t3.html

Ландшафт

Ландшафт — природный географический комплекс, в ко­тором все основные компоненты (верхние горизонты лито­сферы, рельеф, климат, воды, почвы, биота) находятся в слож­ном взаимодействии, образуя однородную по условиям раз­вития единую систему.

Ландшафтный подход в экологии имеет, прежде всего, большое значение для целей природопользования. По происхождению выделяют два осноьных типа ландшафтов — при­родный и антропогенный.

Природный ландшафт формируется исключительно под влиянием природных факторов и не преобразован хозяйствен­ной деятельностью человека. Изначально выделяли следующие природные ландшафты:

геохимический —• участок, выделенный на основе единства состава и количества химических элементов и соединений. Интенсивность их накопления в ландшафте или, напротив, скорость самоочищения ландшафта могут служить показа­телями его устойчивости по отношению к антропогенным воздействиям;

элементарный — участок, сложенный определенными по­родами, находящимися на одном элементе рельефа, в рав­ных условиях залегания грунтовых вод, с одинаковым ха­рактером растительных ассоциаций и одним типом почв;

охраняемый — ландшафт, на котором в установленном по­рядке регламентированы или запрещены все или отдельные виды хозяйственной деятельности.

Однако, как считают многие ученые, сейчас на суше преоб­ладают антропогенные ландшафты или, во всяком случае, по распространенности они равны природным.

Антропогенный ландшафт — это бывший природный ландшафт, преобразованный хозяйственной деятельностью на­столько что изменена связь его природных компонентов. Сюда относятся ландшафты:

агрокультурный (сельскохозяйственный) — растительность в значительной степени заменена посевами и посадками сель­скохозяйственных и садовых культур;

техногенный — структура обусловлена техногенной деятель­ностью человека, связанной с использованием мощных тех­нических средств (нарушение земель, загрязнение промыш­ленными выбросами и т. п.); сюда же входит ландшафт инду­стриальный, образующийся в результате воздействия на сре­ду крупных промышленных комплексов;

городской (урбанистический) — с постройками, улицами и парками.

Границы географической (ландшафтной) оболочки Земли совпадают с границами биосферы, но поскольку в географа ческую оболочку входят и участки, где нет жизни, можно ус, ловно принимать, что биосфера входит в ее состав. Фактиче­ски же — это неразрывное единство, о чем свидетельствует и ландшафтный подход при выделении типов природных экоси­стем. Одним из таких примеров служит классификация по P . X. Уиттекеру, использованная им при оценке продуктивно­сти экосистем земного шара.

Главный источник энергии для ландшафтной оболочки, как и для бисферы, — солнечная радиациия. Для биосферы солнечная энергия — это прежде всего «движитель» биогео­химических циклов биофильных элементов и главный ком­понент фотосинтеза — источника первичной продукции. Но энергия Солнца, обеспечивая эту продуктивность, со­ставляет лишь 2—3% от всей его энергии, достигшей поверх­ности Земли. Остальная солнечная энергия расходуется на абио­тическую среду, если не считать достаточно активное участие ее в процессах физико-химического разложения, опада и др. Но абиотические факторы определяют вместе с биотическими эволюционное развитие организмов и гомеостаз экосистем. В, свою очередь растительный и животный мир — столь мощные природные компоненты, что могут влиять на окружающую сре­ду и «переделать ее под себя», создавая определенную микро­среду (микроклимат). Все это свидетельствует о том, что жи­вая природа существует в едином энергетическом поле всего ландшафта. Об этом говорит и распределение первичной про­дукции на суше и в океане.

Читайте также:  Схемы клумб с тюльпанами

Различия в продуктивно­сти связаны с климатической зональностью, характером сре­ды обитания (суша, вода), с влиянием экологических факто­ров локального порядка и т. п., сведения о которых излага­ются ниже при характеристике природных экосистем как хо­рологических единиц биосферы, классифицированных на

Источник статьи: http://ibrain.kz/ekologiya/landshaft

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Социально-экологические аспекты ландшафтного проектирования

В парках, садах и лесопарках мы видим прежде всего существенное звено в системе связей человека с природным окружением. Город будущего, основы которого закладываются сейчас, должен быть не противопоставлен природной среде, а органично слит с нею. Сами границы между городом и его окружением теряют свою жесткость и однозначность, взаимопроникновение застройки и открытых озелененных пространств становится постепенно одним из важнейших принципов развития городов и систем расселения. Крупнейшие города включают в свой состав большие лесные массивы, обширные водоемы, парки размером в сотни гектаров. В них необходимо сохранить, а где нужно, и воссоздать все богатство естественного ландшафта. Жителю города, чтобы удовлетворить свое стремление к природе, не обязательно покидать пределы города, важно обеспечить возможности для отдыха в естественной обстановке на лоне природы вблизи жилья, мест работы и учебы.

Рис. 2.2. Демографический фактор в ландшафтном проектировании.

Учет суточных ритмов в посещаемости садов и парков. Трансформация функционального зонирования территории и объектов обслуживания посетителей в дневные и вечерние часы работы парка: а — центральная зона парка культуры и отдыха в дневные часы. Днем наиболее притягательны для посетителей природные элементы парка (лесные массивы, поляны, водоемы и др.) со свободным режимом пользования. Среди посетителей преобладают дети, лица пожилого возраста. С максимальной нагрузкой работают детские игровые площадки, пункты проката инвентаря, читальни, игротеки; б — центральная зона парка культуры и отдыха в вечерние часы. Вечером в связи с изменением контингента посетителей (молодежь, взрослые) «фокусом тяготения» становятся зоны развлечений, рестораны, кафе, клубные помещения, сосредоточенные вблизи входов и главных аллей парка. В современном парке культуры и отдыха рекомендуются трансформирующиеся объекты с гибким режимом работы. Необходимо компактное размещение объектов, организующих «вечернюю» зону территории парка; 1 — объекты, работающие только днем (большая часть детских игровых площадок и аттракционов, пляжи, солярии); 2 — объекты, работающие только вечером (концертный зал, танцевальная веранда); 3 — объекты, работающие днем и вечером в одном режиме (часть аттракционов, лодочные станции, кафе, читальни, выставки и др.); 4 — объекты, меняющие режим работы (молочное кафе-ресторан, лекторий-кинотеатр, игровое поле-площадь для массовых танцев и др.)

Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/node/77

Оцените статью